|
Успешность VS счастье: дети, обреченные потреблять.Автор статьи: Фортунатова Оксана Васильевна
- Ты что разрешила своему сыну поступать на хореографа?- - Ну да, а что? Как я могу его заставлять идти туда, куда он не хочет? - А представляешь, когда ему надо будет семью кормить, а он танцульками подрабатывает, что он тебе скажет: «Куда ты мама смотрела»? Неееее. Мой идет на экономический. Пусть вначале на кусок хлеба научиться зарабатывать, а потом за мечтами гоняется…
Реальный диалог, услышанный в это горячее время вступительных кампаний. На первый взгляд, все логично: мы работаем, чтобы обеспечить себя и свою семью. Но давайте разберемся:
Мы живем в обществе потребления (consumer society), которое возникло в ответ на нищету и голод. (Полемики на тему пользы и вреда данного этапа нашего развития много, можно при желании углубиться в суть. Но все согласны, что цель и процессы общества потребления подчинены удовлетворению материальных потребностей. Это – приоритет, смысл и задача сегодняшнего устройства мировой экономики. И, конечно же, все институты такого общества подчинены и работают на эту идею. Производство, образование, искусство, реклама – все воспевает и призывает вас к материальным достижениям. И это логично с точки зрения физиологии. Мозг человека в первую очередь заботиться о получении пищи, тепла, защиты. Такой приоритет срабатывает на уровне инстинктов. Пока эти потребности не удовлетворены, мозг не будет озадачиваться идеями высшего порядка (исключение – люди, осознанно пренебрегающие материальным). Вот тут и произошел сбой, вернее подмена. Если удовлетворение физиологических потребностей было возведено в ранг основной задачи общества, то уровни высшего порядка были отданы на откуп «кому надо, тот пусть и озадачивается». Этим был подписан приговор целостности человека, а значит его эффективности, гармоничности и как следствие – счастью и здоровью. Человек - создание системное. И в этой системе очень плотно переплетаются и зависят друг от друга физическое, химическое, психическое, душевное. Тело – это лишь часть, лишь носитель явлений высшего порядка: психики, души. И если бы можно было отключить тонкие механизмы работы сознания и еще более тонкие душевные порывы – человек мог бы вполне обойтись ценностями общества потребления. Однако любой поевший, одевшийся и отоспавшийся в своем жилище человек, будет испытывать неясное томление и нарастающую неудовлетворенность. Общество потребления конечно же подкинет такому человеку способ избавиться от этого дискомфорта – оно предложит человеку захотеть потреблять больше и соответственно думать о том, как заработать на более дорогой товар. Так и вся жизнь может пройти и ничего страшного, если бы не «но». Есть, пить, одеваться и отдыхать – это только основа, база для более важного – самоактуализации. Но достичь самоактуализации через ОЧЕНЬ дорого есть, ОЧЕНЬ дорого одеваться и ОЧЕНЬ дорого жить – не получиться. В каждом человеке заложен определенный набор «ингредиентов» (способностей, черт характера, талантов, стремлений) которые бурлят и играют, требуя выхода наружу. И только дав всему этому реализоваться, мозг оценивает происходящее и окружающий мир, как стабильную и доброжелательную среду. Мозг удовлетворен. Система «человек» работает стабильно. Если же все это так и остается нереализованным – импульсы и энергия застаиваются, а еще хуже начинают искать хоть как выход. Результат: болезни, агрессия, саморазрушение. Общество потребления упорно плодит больных и душой и телом людей. Практически каждый человек рано или поздно впадает в душевный кризис, что влечет ряд явлений, которые имеют мировой масштаб. Это и отказ от карьеры и дауншифтинг и поддержка работоспособности с помощью антидепрессантов, ноотропов и нейролептиков. Система «человек» ломается. Из-за перегрузки одной ее части (удовлетворение материальных потребностей) и игнорирования иных - самоидентификации, самореализации, гармонии, духовного и культурного развития. Ребенок, чьи способности и таланты не получи развития, чей путь определили родители исходя из ценностей потребления – рано или поздно будет несчастен. Но не только. По статистике МОЗ около 47 % больных, обивающих пороги врачей, имеют психогенную природу заболевания. Т.е. их болезни спровоцированы неблагоприятным психическим состоянием. Этим людям плохо в душе. А любой психотерапевт подтвердит: большинство людей, обратившихся за помощью страдают от неудовлетворенности жизнью, при этом многие из них очень успешны, если судить по атрибутам. Чего ждать, если Вы не поддержали тягу ребенка к определенной профессии, по причине «непрестижности, недоходности»:
«Ну не мы же в проблемах его взрослой жизни виноваты » - уверены очень многие родители. Конечно не вы. Безусловно, любой человек старше 25 лет уже полностью ответственен за свою жизнь. Но вот беда - за что ему придется отвечать и от чего очищать свой мозг, душу и жизнь – это уже ответственность и заслуга родителей. И самая худшая новость: осознание того, что жизнь нужно менять, как правило приходит после 30-40 лет. Таков возрастной ценз основных пациентов психотерапевтов. Что могут родители: От рождения малыша и до 3-х лет помочь сформировать в нем такую концепцию «Я», которая позволит на протяжении всей жизни верить в свои силы, слышать свои желания, уметь их защищать и уважать себя, невзирая на ожидания окружающих.
И не надейтесь на профориентацию в выпускном классе! Профориентация проходит так, как будто на работу будет ходить только часть человека. Избирательная. Та, которая кушает, одевается и теплую постельку любит. Как помочь ребенку найти свой путь в жизни? – Инструкция онлайн . Родителей, желающих досконально разобраться во всех этих и многих других вопросах, приглашаю в еженедельную группу «Родитель на все 100!» (Киев) либо на он-лайн вебинары.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|