Успешность VS счастье: дети, обреченные потреблять.

 

- Ты что разрешила своему сыну поступать на хореографа?-

- Ну да, а что? Как я могу его заставлять идти туда, куда он не хочет?

- А представляешь, когда ему надо будет семью кормить, а он танцульками подрабатывает, что он тебе скажет: «Куда ты мама смотрела»?  Неееее.  Мой идет на экономический. Пусть вначале на кусок хлеба научиться зарабатывать, а потом за мечтами гоняется…

 

Реальный диалог, услышанный в это горячее время вступительных кампаний.

На первый взгляд, все логично: мы работаем, чтобы обеспечить себя и свою семью.

Но давайте разберемся:

  • как возникла и почему так мощно укоренилась в умах большинства эта логика;
  • соответствует ли она «устройству» человека;
  • как уберечь себя и ребенка от ошибки «на всю жизнь»?

 

Мы живем в обществе потребления (consumer society), которое  возникло  в ответ на  нищету и голод. (Полемики  на тему  пользы и вреда данного этапа нашего развития много, можно при желании углубиться в суть. 

Но все согласны, что цель и процессы   общества потребления подчинены удовлетворению материальных потребностей. Это – приоритет, смысл и задача сегодняшнего устройства мировой экономики. И, конечно же, все институты такого  общества подчинены и работают на эту идею.  Производство, образование, искусство, реклама – все воспевает и призывает вас к материальным достижениям.

И это  логично с точки  зрения физиологии.  Мозг человека в первую очередь заботиться о  получении пищи, тепла, защиты. Такой приоритет срабатывает на уровне инстинктов.

Пока эти потребности не  удовлетворены, мозг не будет озадачиваться идеями высшего порядка (исключение – люди, осознанно пренебрегающие материальным).  

Вот тут и произошел сбой, вернее подмена. Если удовлетворение физиологических потребностей было возведено в ранг основной задачи общества, то уровни  высшего порядка были отданы на откуп «кому надо, тот пусть и озадачивается». Этим был подписан приговор целостности человека, а значит его эффективности, гармоничности и как следствие – счастью и здоровью.

Человек  - создание системное.  И в этой системе очень плотно переплетаются и зависят друг от друга физическое, химическое, психическое, душевное.  Тело – это лишь часть, лишь  носитель явлений высшего порядка: психики, души.

 И если бы можно было отключить тонкие механизмы работы сознания и еще более тонкие душевные порывы – человек мог бы вполне обойтись ценностями общества потребления.

Однако любой поевший, одевшийся и отоспавшийся в своем жилище человек,  будет испытывать неясное томление и нарастающую неудовлетворенность.

Общество потребления конечно же подкинет такому человеку  способ избавиться от этого дискомфорта –  оно предложит человеку захотеть потреблять больше  и соответственно думать о том, как  заработать на более дорогой товар.

Так и вся жизнь может пройти и ничего страшного, если бы не  «но».

Есть, пить, одеваться и отдыхать – это только  основа, база для более важного – самоактуализации.  Но достичь самоактуализации  через ОЧЕНЬ дорого есть, ОЧЕНЬ дорого одеваться и ОЧЕНЬ дорого жить – не получиться.

В каждом человеке заложен определенный набор «ингредиентов» (способностей, черт характера, талантов, стремлений) которые бурлят и играют, требуя выхода наружу.  И только дав всему этому реализоваться, мозг оценивает происходящее и окружающий мир, как стабильную и доброжелательную среду. Мозг удовлетворен.  Система «человек» работает стабильно.

Если же все это так и остается нереализованным – импульсы и энергия застаиваются, а еще хуже начинают искать хоть как выход.

Результат: болезни, агрессия, саморазрушение.

 Общество потребления упорно плодит больных и душой и телом людей. Практически каждый человек рано или поздно  впадает в  душевный кризис, что влечет ряд явлений, которые имеют  мировой масштаб. Это и отказ от карьеры и дауншифтинг и  поддержка работоспособности с помощью антидепрессантов, ноотропов и нейролептиков.

 Система «человек» ломается. Из-за перегрузки одной ее части (удовлетворение материальных потребностей) и игнорирования иных  -  самоидентификации, самореализации, гармонии, духовного и культурного развития.

 Ребенок, чьи способности и таланты не получи развития, чей путь определили родители исходя из ценностей потребления – рано или поздно будет несчастен. Но не только.

По статистике МОЗ около 47 % больных, обивающих пороги врачей,  имеют психогенную природу заболевания.  Т.е. их болезни спровоцированы неблагоприятным психическим состоянием. Этим людям плохо в душе.   А любой психотерапевт подтвердит: большинство людей, обратившихся за помощью страдают от неудовлетворенности жизнью, при этом многие из них очень успешны, если судить по атрибутам.

 Чего ждать,  если Вы не поддержали тягу ребенка к определенной профессии, по причине «непрестижности, недоходности»:

  • 20% вероятности, что Ваш ребенок, окончив выбранный родителями  ВУЗ подарит  вам диплом и пойдет работать не по специальности,  заново начиная путь поиска себя. А это - потеря времени, сил и,  конечно же,  доверия к родителям. Но это еще не самый плохой исход. Ведь многим жаль потраченного на образование времени и денег и они пытаются приспособиться (по статистике таких  – 27%). И тогда:
  • 12-29% вероятности, что навязанная ребенку  жизнь вызовет внутреннее напряжение, которое выльется в соматоформное расстройство (ВСД, мигрень, боли, проблемы с ЖКТ),  невроз,   астму, язву, инфаркт,  психическое расстройство, психосоматическую болезнь.
  • 30% вероятности, что достигнув успехов в карьере, Ваш ребенок так износится этим напряжением,  что бросит все и уедет в деревню (на остров, в горы). Кстати только 19 % от тех, кто совершил такой шаг (downshifting) не жалеют о новом образе жизни, остальные 11% к сожалению остаются у разбитого корыта.
  • Но кто знает, каков процент вероятности, что ребенок будет чувствовать себя несчастным даже при больших деньгах и власти и обвинит вас в своих несчастьях и ваши отношения серьезно пострадают...

 

«Ну не мы же в проблемах его взрослой жизни виноваты » -  уверены очень многие родители.

Конечно не вы. Безусловно, любой человек старше 25 лет уже полностью ответственен за свою жизнь.

Но вот беда - за что ему придется отвечать и от чего очищать свой мозг, душу и жизнь – это уже ответственность и заслуга родителей. И самая худшая новость: осознание того, что  жизнь нужно менять, как правило приходит после 30-40 лет. Таков возрастной ценз основных пациентов психотерапевтов.

Что могут родители:

 От рождения малыша и до 3-х лет помочь сформировать  в нем такую концепцию «Я», которая позволит на протяжении всей жизни верить в свои силы, слышать свои желания, уметь их защищать  и уважать себя,  невзирая на  ожидания окружающих.

  • В возрасте ребенка от 4 до 6 лет внимательно наблюдать за его игровыми предпочтениями и давать ему массу вариантов расширить свой  кругозор о возможных ролях в жизни. В данный период жизни пробовать все и заниматься всем – отличная стратегия, а не проблема, с которой надо бороться!
  • В школьном возрасте не требовать от ребенка подвигов в предметах и науках, которые явно «не его», лишь бы ребенок был отличником. А  поддерживать и развивать его способности и таланты. Помогать  осознавать и преодолевать школьную уравниловку в требованиях.
  • Слушать и слышать ребенка, что даст возможность в подростковом возрасте  ребенка  ( 12-15 лет), несмотря на сброс родительского авторитета быть в курсе новых увлечений, идолов и предпочтений дитяти. И иметь возможность не дать ребенку отказаться  от его  мечты и быть затянутым в такие сладкие сети рекламы и начинающих бродить в кругах сверстников  понтов.   
  • И главное – в возрасте поиска своего пути 16-18 лет не скупиться на душевную щедрость и психические силы и говорить, говорить,  говорить с ребенком о ценном, о  важном.  Правда для этого необходимо самому родителю потрудиться над собой и   сбросить стереотипы, навязанные извне.
  • Не навешивать на ребенка свои страхи и неудачи.
  • Не рассматривать ребенка как сатисфакцию за свою неудавшуюся жизнь, как воплотителя родительских мечтаний.

 И не надейтесь на профориентацию в выпускном классе! Профориентация проходит так, как будто на работу будет ходить только часть человека. Избирательная. Та,  которая кушает, одевается и  теплую постельку любит.

 Как помочь ребенку найти свой путь в жизни? – Инструкция онлайн .

Родителей, желающих досконально разобраться во всех этих и многих других вопросах,  приглашаю в еженедельную группу «Родитель на все 100!» (Киев) либо на он-лайн вебинары.

 



Просмотров: 226
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Куда катится мир? Картинки общества потребления
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Первая учительница – новый значимый человек в жизни ребенка
  • Если очень хочется порядка
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Мозг - это биокомпьютер. Какую программу в него поместить, то и будет в вашей жизни.
  • Архетипические фокусы как метод работы с симуляционной средой Общества Потребления.
  • Чувствовать смысл, отдавая | Почему эпоха потребления исчерпала себя
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Роль материальных ценностей в жизни ребенка
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Главные ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Если в отношениях пара использует трюки, жизнь будет цирком
  • Если в отношениях пара использует трюки, то жизнь будет цирком
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • С чего начать, если Вы хотите изменить свою жизнь? 5 условий для гармонии с собой и миром.
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь