|
Скажи мне о чем твои сны, и я скажу тебе кто тыАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
По своей воле мы можем выбрать ту или иную статью или книгу, включить какую-нибудь радиостанцию, посмотреть фильм определенного жанра, сблизиться или дистанцироваться с каким-то человеком, но мы не свободны в выборе своих сновидений. Мы не можем заказывать их из архивов бессознательного. В этом наши воля и разум сдаются и некий архиватор, сценарист и режиссер, судя по всему значительно больший чем наше собственное Я, принимает за нас решение о том, что сегодня подлежит разархивации и что смотреть ночью. В этом мы полностью зависим от своей психики и бессознательного. Мы живем иллюзией свободного выбора и верим в способность контролировать свое поведение и окружение. Но как мы можем контролировать себя и уж тем более других, если не всегда понимаем даже собственные сновидения. Без этого понимания самоконтроль и контроль превращается в манипуляции и насилие над собой и другими. Чтобы уменьшить степень этого насилия требуется если не заказывать свои сновидения, то хотя бы понимать о чем они нам сообщают и тем самым узнавать себя. Без понимания сновидений мы можем претендовать на роль высоко функциональных роботов и это в лучшем случае. В худшем - остаемся одним из видов социальных животных, поведение которых определяется инстинктами и описывается в терминах рефлексологии И.П. Павлова. Лишь в ночных сновидениях мы живем полноценной психической жизнью людей. Психика человека реализуется, прежде всего, в пространстве сновидений. К сновидениям близки наши дневные грезы, фантазии, воображение, мечты и воспоминания. Это и есть наша психика в человеческом виде - то, что принято называть внутренним миром. Произведения художников, композиторов, поэтов и писателей не имеют никакой прагматической пользы, но изобразительное искусство первобытного человека, через которое мы узнаем об истоках собственной психики древнее любой религиозной системы и тем более науки. Если бодрствующее сознание и сознательное Я рассчитано на адаптивное взаимодействие с другими в текущем настоящем, то в сновидениях мы контактируем с собой из своего прошлого и будущего, в сновидениях к нам приходят гости – забытые и порой могущественные части психики, доставшиеся в наследство от родителей, прародителей и всего человеческого рода. Последнее бывает в так называемых больших снах с архетипическими фигурами. А тот, кто показывает сны – наше глубинное Я (Самость) является нашим истинным управителем, определяющим, что преподнести нам в сновидении, а от чего уберечь. Все невыносимо страшное, неприглядное и нежелательное в нас самих или нашего опыта, активно отбрасывается или уходит в архив. В этом есть глубинная мудрость психики, по охране сознательного Я от материала, с которым мы не хоти иметь дело. По мнению исследователей сновидений этот материал составляют порядка 70 – 97 % нашей психики. Лишь по мере того, как сознательное Я становится крепче, управитель снов решает приоткрыть нам ту или иную часть бессознательного. В одном из сновидений у меня был образ бассейна, который соединялся с морем и морские обитатели (не очень крупные и не смертельно опасные) могли проникать в пространство бассейна. Надо отличать сны и сновидения. Сны это полностью бессознательная психическая активность, а сновидения - то, что мы запоминаем, можем разгадать и принять к сведению. Вспоминая свои сны и распознавая их значение, мы возвращаем себе какую-то ранее неизвестную часть собственной психики, которую отщепляли, подавляли или проецировали на других. Не только сновидения информируют нас о нашей психике, но и их отсутствие также информативно. Если кто-то лишен сновидческой активности и не запоминает сновидения, означает, что его сознание заблокировано в охранительном режиме. По психиатрическим параметрам он нормален, формально не безумен (в своем уме), но он лишен контакта со своей психикой и потому его психика может существовать лишь в виде проекций. Просыпаясь по утрам, он попадает в мир дневных грех и фантомов, то есть, существует в мире тотальных иллюзий. Все что его окружает – сцены, люди, дела являются частью его дневного сна. «Спящие» погружены в таинственную историю, которую мы называем жизнью. Мы можем быть увлечены, потрясены или подавлены изображениями, сотворенными дневными грезами, и забываем, что это всего лишь проекции нашей собственной психики. Если же мы говорим не о конвенциальной норме, а о человеке, развивающемся и находящимся в контакте со своей психикой, то и ночные сновидения и дневные грезы должны сосуществовать. И мы не должны говорить при этом, что все, с чем мы имели дело ночью всего лишь сон. Это такая же психическая реальность, как и наши сознательные установки. Свое будущее мы творим не только в повседневных выборах, решениях и делах, но и в ночной сновидческой активности. В завершении приведу историю, описанную в автобиографической книге К.Г. Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления»:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|