|
Психосанитас в арт-терапииАвтор статьи: Вайсман Сергей Ефимович
Замечательная практика, которую обычно даю студентам на первом занятии по арт-терапии. Мне она очень нравится, поскольку раскрывает множество смыслов и состояний. В настоящее время такое понятие, как арт-терапия, является развитым и востребованным направлением. Разнообразные методы арт-терапии дают эффективные результаты. Они используются для различных целей, а результаты можно получить в сжатые сроки. У арт-терапии, с точки зрения психотерапии и психокоррекции, есть немало особенностей, которые напрямую влияют на человека. Благодаря использованию метафоры, данный метод можно применить для обучения и социализации в качестве механизма, который мягко и опосредованно исцеляет душу человека. Направление стимулирует развитие креативности, которая является неотъемлемой частью внутреннего психического ресурса людей. Помимо этого, арт-терапия обладает не совсем привычной для психотерапии концепцией, поскольку связь осуществляется между терапевтом, клиентом и произведением клиента. Именно поэтому все неприятные воспоминания в процессе проведения консультации будут восприниматься людьми не так остро. Арт-терапия с точки зрения психосанитас рассматривается шире, чем анализ и интерпретация продуктов творчества человека. Это раскрытие его творческого потенциала, способность создавать и входить в творческое потоковое состояние с целью изменение своей психической реальности. Это крайне важно, поскольку целью психологической работы является не просто изменение поведения человека и получение им определенных навыков, но и изменение его мышления с целью формирования новых смыслов, ценностей, приоритетов, целей. Главным критерием качества проведенной психотерапии является значительное изменение в лучшую сторону качества жизни клиента. Арт-терапия является эффективным, красивым и ресурсным методом работы с клиентом. В качестве примера мы приведем практику с опорой на теорию психосанитас. Работа с метафорическим рисунком. Эту практику можно проводить как индивидуально, так и в группе. Групповая работа может быть более эффективной в силу того, что результат одних участников может быть опорой для других. Группе или отдельно человеку, в случае индивидуальной работы, предлагается дать тему для упражнения. Ведущий может предложить направление выбора, например, подумайте о каком-то ценном для вас состоянии, характеристике, которой вы дорожите в области личной жизни, профессиональной деятельности, проведении свободного времени и т.д. Группа предлагает названия и затем большинством голосов утверждается эта тема для всей группы. Чаще всего обозначаются такие ценности, как любовь, счастье, успех. Когда тема обозначена, ведущий предлагает из заранее выданного материала для занятий (бумага для рисования различных форматов, карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пастель, клей, ножницы, скотч и т.д.) выбрать желаемый формат бумаги и набор для рисования. Дается время 45 минут на выражение указанной темы на бумаге в виде рисунка. Это может быть какой-то конкретный образ или абстрактный рисунок, передающий состояние, настроение, мысли автора. Никаких дополнительных указаний не дается и группа абсолютно свобода в выборе формата, способах передачи темы, смыслов, закладываемых в рисунок. На все дополнительные вопросы есть один ответ: «Делайте что хотите». Фокус внимания участников направляется на возможности, а не на ограничения, на право свободного проявления себя в произведении. По истечению времени ведущий останавливает процесс, предлагает посмотреть внимательно на рисунок и дает еще три минуты на то, чтобы сделать последний штрих, если кому-то это необходимо сделать. Затем группа уходит на короткий перерыв. Для переключения внимания после перерыва предлагается провести любую трансперсональную технику, которая позволяет войти в состояние измененного сознания. Это может быть медитация, направленная визуализация, короткая дыхательная практика или звукотерапия. Когда участники тренинга выйдут из трансперсональной практики, их внутреннее состояние выравнивается, они расслабляются и уже иначе видят окружающий мир. Это состояние как раз необходимо для вхождения в творческий поток. Я чаще всего даю звукотерапию. Это очень эффективная практика, с которой можно познакомится в этой статье https://www.psyoffice.ru/article/148019/ После того, как группа вышла из трансперсонального процесса, им предлагается взять в руки ножницы или руками без них порезать или порвать на мелкие кусочки выполненный рисунок. Кусочки этого рисунка будут частью будущего произведения в форме аппликации или в ином варианте. И затем предлагается выполнить новый рисунок на ту же самую тему, но уже из другого состояния измененного сознания. Участники могут взять бумагу любого формата, нарисовать новый рисунок с использованием кусочков старого рисунка. И опять заостряется внимание, что никаких ограничений в передаче темы не существует, можно использовать любой доступный материал и форму выражения, проявления себя. На работу дается так же 45 минут и после этого проводится завершающий шеринг. Из практики можно сказать, что в подавляющем большинстве второй рисунок становится больше по размерам, ярче и насыщеннее в красках и наполненности, а также кусочки старого рисунка включаются в новый рисунок как часть прошлого опыта, который очень важен для человека. Анализ рисунков занимает 1-1,5 часа, в зависимости от количества участников. Это важнейшая часть этой практики, в которой обсуждаются нравственные ценности, способы их проявления и отстаивания права на их проявление. Обсуждаются такие понятия, как личностные границы, право на наличие собственного мнения, самостоятельность и ожидания от других. Рисунок показывает разницу между тем, что может человек и что себе позволяет, как он проявляется в этой жизни. Ведущий, опираясь на принципы теории психосанитас ведет обсуждение в русле потенциальных возможностей людей, их сильных и успешных качествах, которые помогают выжить, что помогает достичь результат и что нужно добавить, где это взять. Для многих участников подобных тренингов становится открытием наличие своих потенциальных возможностей, нестандартных решений, способности творческой реализации, безоценочного отношения к тому, что человек позволил себе сделать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|