Психосанитас в арт-терапии

Замечательная практика, которую обычно даю студентам на первом занятии по арт-терапии. Мне она очень нравится, поскольку раскрывает множество смыслов и состояний.

В настоящее время такое понятие, как арт-терапия, является развитым и востребованным направлением. Разнообразные методы арт-терапии дают эффективные результаты. Они используются для различных целей, а результаты можно получить в сжатые сроки.

У арт-терапии, с точки зрения психотерапии и психокоррекции, есть немало особенностей, которые напрямую влияют на человека. Благодаря использованию метафоры, данный метод можно применить для обучения и социализации в качестве механизма, который мягко и опосредованно исцеляет душу человека. Направление стимулирует развитие креативности, которая является неотъемлемой частью внутреннего психического ресурса людей. Помимо этого, арт-терапия обладает не совсем привычной для психотерапии концепцией, поскольку связь осуществляется между терапевтом, клиентом и произведением клиента. Именно поэтому все неприятные воспоминания в процессе проведения консультации будут восприниматься людьми не так остро.

Арт-терапия с точки зрения психосанитас рассматривается шире, чем анализ и интерпретация продуктов творчества человека. Это раскрытие его творческого потенциала, способность создавать и входить в творческое потоковое состояние с целью изменение своей психической реальности. Это крайне важно, поскольку целью психологической работы является не просто изменение поведения человека и получение им определенных навыков, но и изменение его мышления с целью формирования новых смыслов, ценностей, приоритетов, целей. Главным критерием качества проведенной психотерапии является значительное изменение в лучшую сторону качества жизни клиента. Арт-терапия является эффективным, красивым и ресурсным методом работы с клиентом.

В качестве примера мы приведем практику с опорой на теорию психосанитас. Работа с метафорическим рисунком. Эту практику можно проводить как индивидуально, так и в группе. Групповая работа может быть более эффективной в силу того, что результат одних участников может быть опорой для других.

Группе или отдельно человеку, в случае индивидуальной работы, предлагается дать тему для упражнения. Ведущий может предложить направление выбора, например, подумайте о каком-то ценном для вас состоянии, характеристике, которой вы дорожите в области личной жизни, профессиональной деятельности, проведении свободного времени и т.д. Группа предлагает названия и затем большинством голосов утверждается эта тема для всей группы. Чаще всего обозначаются такие ценности, как любовь, счастье, успех.

Когда тема обозначена, ведущий предлагает из заранее выданного материала для занятий (бумага для рисования различных форматов, карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пастель, клей, ножницы, скотч и т.д.) выбрать желаемый формат бумаги и набор для рисования. Дается время 45 минут на выражение указанной темы на бумаге в виде рисунка. Это может быть какой-то конкретный образ или абстрактный рисунок, передающий состояние, настроение, мысли автора. Никаких дополнительных указаний не дается и группа абсолютно свобода в выборе формата, способах передачи темы, смыслов, закладываемых в рисунок. На все дополнительные вопросы есть один ответ: «Делайте что хотите». Фокус внимания участников направляется на возможности, а не на ограничения, на право свободного проявления себя в произведении.

По истечению времени ведущий останавливает процесс, предлагает посмотреть внимательно на рисунок и дает еще три минуты на то, чтобы сделать последний штрих, если кому-то это необходимо сделать. Затем группа уходит на короткий перерыв. Для переключения внимания после перерыва предлагается провести любую трансперсональную технику, которая позволяет войти в состояние измененного сознания. Это может быть медитация, направленная визуализация, короткая дыхательная практика или звукотерапия. Когда участники тренинга выйдут из трансперсональной практики, их внутреннее состояние выравнивается, они расслабляются и уже иначе видят окружающий мир. Это состояние как раз необходимо для вхождения в творческий поток. Я чаще всего даю звукотерапию. Это очень эффективная практика, с которой можно познакомится в этой статье https://www.psyoffice.ru/article/148019/ 

После того, как группа вышла из трансперсонального процесса, им предлагается взять в руки ножницы или руками без них порезать или порвать на мелкие кусочки выполненный рисунок. Кусочки этого рисунка будут частью будущего произведения в форме аппликации или в ином варианте. И затем предлагается выполнить новый рисунок на ту же самую тему, но уже из другого состояния измененного сознания. Участники могут взять бумагу любого формата, нарисовать новый рисунок с использованием кусочков старого рисунка. И опять заостряется внимание, что никаких ограничений в передаче темы не существует, можно использовать любой доступный материал и форму выражения, проявления себя. На работу дается так же 45 минут и после этого проводится завершающий шеринг.

Из практики можно сказать, что в подавляющем большинстве второй рисунок становится больше по размерам, ярче и насыщеннее в красках и наполненности, а также кусочки старого рисунка включаются в новый рисунок как часть прошлого опыта, который очень важен для человека. Анализ рисунков занимает 1-1,5 часа, в зависимости от количества участников. Это важнейшая часть этой практики, в которой обсуждаются нравственные ценности, способы их проявления и отстаивания права на их проявление. Обсуждаются такие понятия, как личностные границы, право на наличие собственного мнения, самостоятельность и ожидания от других. Рисунок показывает разницу между тем, что может человек и что себе позволяет, как он проявляется в этой жизни. Ведущий, опираясь на принципы теории психосанитас ведет обсуждение в русле потенциальных возможностей людей, их сильных и успешных качествах, которые помогают выжить, что помогает достичь результат и что нужно добавить, где это взять. Для многих участников подобных тренингов становится открытием наличие своих потенциальных возможностей, нестандартных решений, способности творческой реализации, безоценочного отношения к тому, что человек позволил себе сделать.  



Просмотров: 315
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапевтический рисунок. Как может помочь в процессе психотерапии.
  • О чем может сказать рисунок?
  • О чем может рассказать рисунок?
  • Как через рисунок снять тревожное состояние
  • Как рисунок помогает в терапии
  • Рисунок на ладони человека.
  • Проективный рисунок человека при работе с телом и весом.
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Мандала из песка как рисунок всей вашей жизни.
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Рисунок в психотерапии.
  • АРТ. Групповая работа. Рисунок по кругу
  • Рисунок и фотография в психологическом консультировании и психотерапии
  • Прием работы с родителями. Рисунок – метафора «Губка»
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Работа со сном через рисунок
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Арт-рисунок или работа с проблемой: «Куда уходят деньги?»
  • Рисунок в психодиагностике. Работа с индивидуальным образом цели
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Простая и эффективная техника проживания сказки через рисунок.
  • Рисунок в круге или что такое Мандала?
  • Картина болезни или один рисунок в работе с «шепчущим» мальчиком.
  • Может ли быть внутренней опорой смысл жизни?
  • Детский рисунок
  • Рисунок семьи
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь