Я – Дмитрий Нещадим, практикующий частный психолог и ведущий радио-проекта #МостПеремен
Каждое утро для меня – это новое увлекательное приключение. Моя страсть – это знания, отношения и любовь. Люблю ароматный латте с соленной карамелью, долгую пешую прогулку по городу и часто ходить в кинотеатр. Звучание классической музыки каждый раз пробуждает во мне много новых ярких образов и чувств. Среди всех книг предпочитаю детские, так как в ним много жизни и мудрости. Хочу, чтобы люди вокруг меня находили в себе самые лучшие и тёплые чувства, мысли и желания. Верю, что из любой трудной жизненной ситуации есть выход, а самое важно в отношениях – это взаимопонимание и сочувствие. Мой девиз по жизни: «Делай, что должен, и будь, что будет».
Что такое хорошо, а что такое плохо?
– Интригующее название. Про что сегодня будем говорить? – Эпиграф встречи – это начало стихотворения Владимира Маяковского: «Крошка сын к отцу пришёл, И спросил кроха: – Что такое хорошо И что такое плохо?- ...» Я хотел поговорить о том, как каждый человек может из доброго превратиться в злого. Я, ты, Артём, и каждый из вас радиослушатели. Нам может казаться, что это невозможно. Мостик между добром и злом очень небольшой.
– Как говорят же, между любовью и ненавистью один шаг? – Верно. Я хочу рассказать про два классических эксперимента из социальной психологии. В них наглядно показано, как человек можем проявить свою нечеловеческое лицо. Может даже некоторым радиослушателям они знакомы. Первый эксперимент называется «Третья волна», а второй «Стэнфордский тюремный эксперимент».
–Видимо, речь пойдёт про нарушение свободы и прав человека. О каком расскажешь первым? – Да. Пойдём по хронологии. «Треть волга». Эксперименту был в 1967 году в школе в Пало-Альто (Сан-Франциско, США). Он совершенно случайный. Преподаватель истории, Рон Джонсон, рассказывал старшеклассникам о поведении немецкого народа в условиях национал-социализма. По плану они опережали программу, и он предложил своим ученикам недельный эксперимент. В нём он шаг за шагом воспроизвёл данные условия.
– Это было гуманно для старшеклассников? – Ничего страшного и античеловеческого он не совершил. Он предложил им каждый день устанавливать жесткие правила и рассматривать следующие принципы: сила дисциплины, общности, действия и гордости. По сути он через игровую форму воспроизвёл отношения в Третьем Рейхе. У них было своё привесившие рукой, доносы и прочее. И за пять дней их класс из 20 человек превратился в организованную группировку из 200 человек. На пятый день Джонс прекратил эксперимент, объяснив учащимся, как легко они поддаются манипуляциям, и что их послушное поведение в эти дни кардинально не отличается от поступков рядовых граждан Третьего рейха.
–Звучит зловеще. А какие последствия эксперимента были? – Многие ребята после долго не могли говорить об этом опыте, было стыдно за своё поведение. Они реально поверили, что относятся к всемирной организации и этот эксперимент реальный. Это точь-в-точь напоминает фильм Дэвида Финчера по роману Чака Паланика «Бойцовский клуб».
–Первое правило – никому не рассказывай о бойцовской клубе... – Второе правило: никогда никому не рассказывай о бойцовской клубе и так далее. Верно. И в конце мы имеем массу подчиняемых людей, истинно верящих в то, что они совершают «добро» во имя высоких целей.
–А какой второй эксперимент ты подготовил для наших радиослушателей. – Второй эксперимент был уже проведён моим известным социальным психологом Филипом Зимбардо по заказа военно-морских сил в Стэнфордском университете. Кстати, это произошло спустя четыре после первого описанного эксперимента года в 1971 году в том же Пало-Альто (Сан-Франциско, США). Суть эксперимента было изучить причину нарушений, которые возникали в гражданских и военных тюрьмах. Он отобрал 12 добровольцев, которым предложили в течение двух недель исполнять роль условно надзирателей тюрьмы и её заключенных за денежное вознаграждение. Жеребьевка была совершенно случайная. Все началось мирно, но уже на третий день возникли ситуации садизма и бунта в обоих группах, а на пятый день эксперимент вышел из-под контроля и его было в экстренном порядке завершить.
–Как и впервой случае заучит пугающе и зловеще. Были пострадавшие? – К сожалению, да. Некоторые участники впоследствии лечились от нервных расстройств и также многие после не могли поверить, что они могли «заиграться» в свои роли. Они как бы забывали о своей предыдущей жизни. Оба эксперимента показывают, что если создать условия жёсткой диктатуры и создать условия добровольного участия в ней, то это может привести к деструктивной агрессии в отношениях друг к другу. Самый кровавый и яркий пример – это фашизм.
–Пугающие страницы нашей истории. Что же можно чтобы не допускать такой ситуации? – Помнить о последствиях и нашей истории. Данные эксперименты – яркие примеры, где можно увидеть этот микрокосмос и больше узнать свою природу. Это вопрос на сколько я поддаюсь манипуляциям в отношениях и как я поступаю со своей тёмной (агрессивной) стороной личности. Могу порекомендовать посмотреть хоть уже старый, но до сих пор впечатляющий фильм Михаила Ильича Ромма «Обыкновенный Фашизм».
–Ставший уже классикой в советском кинематографии. И можно лайфхак напоследок. – Лайфхак сегодня это работа со своими «слабыми местами», за которые вами можно манипулировать. Подумать о тех людях, которые вас окружают изо дня в день. Составьте список этих людей и попробуйте их выстроить в линейку по принципу нравится-не нравится. У вас получится два полюса. Далее ответьте на вопрос, почему эти нравятся, а эти нет? Далее попробуйте сказать про эти качества от первого лица. Я – к примеру, эгоистичный и могу предать... На сколько отзывается во мне? И так каждый признак. Это упражнение по работе со своими полярностями. Зачастую те качества, которые мы в себе не признаём и видим их в окружающих людях. А на деле за эти ниточки можно вами манипулировать.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.