Идеализация и обесценивание, как способ защиты

Автор статьи: Лариса Бандура

Идеализация и обесценивание как способ защиты

Зачем нужен защитный механизм, в основе которого лежит обесценивание и изоляция? В каких случаях его лучше использовать? Когда эта защита становится патологической?


Чтобы разобраться в этой теме, для начала нужно понять – как формируется идеализация?


Представим маленького ребенка, возраст 1-2 года. Уже на этом жизненном этапе у малыша есть ощущение всемогущества – все происходит потому, что он этого хочет. Фактически, подобные ощущения могут возникать еще в младенчестве. Потом это чувство безграничной власти и силы сталкивается с реальностью, и ребенок начинает замечать, что он получает все блага не просто так – все это ему преподносят мама и папа (кто в некоторой степени больше, а кто меньше – соответственно, ребенок на кого-то из них накладывает больше идеализацию, на кого-то меньше). Тем не менее, фигуры родителей для ребенка остаются сильными, они обеспечивают необходимую для него безопасность и удовлетворение многих потребностей.


Итак, благодаря этой идеализации ребенок легко справляется со всеми паническими страхами, сложностями в жизни, болезнями, угрожающими для жизни ситуациями и пр. Он знает, что рядом всегда есть мама и папа – прибежит к ним, его защитят.


Однако в действительности никто не помнит свои самые первые переживания, когда мы сталкиваемся с ужасом и неприглядной реальностью (люди бывают злыми, обижают, причиняют боль и пр.). Еще один из переломных периодов – ребенок начинает ходить в сад и сталкивается с другими детками, которые не хотят делиться игрушками, отбирают их у малыша. Со временем у него возникает ощущение несправедливости и враждебности окружающего мира. И здесь нужно понимать, что маленькая личность имеет надежную опору и получает эмоциональную защиту со стороны родителей. Обсуждая дома различные ситуации, мама и папа успокаивают малыша («Ну все, не переживай! Все в порядке»), принимают за него решение, объясняя его дальнейшее поведение («Мы сделаем вот так. В следующий раз скажи этому мальчику (девочке) то-то и то-то»). Вполне очевидно, что у ребенка возникает ощущение, что все хорошо, ведь родители рядом.

С другой стороны, идеализация в отношениях может быть довольно сложной.
Почему так? Все дело непосредственно в корне идеализации. Например, ребенок просит мать: «Мама! Выключи, пожалуйста, дождь, я хочу пойти купаться!». В данном случае он искренне верит, что мама может это сделать, но не хочет. Как следствие – ребенка не успокаивают любые материнские доводы, он может злиться, негодовать и сетовать. Соответственно, во взрослой жизни, когда на нас накладывают идеализацию, это может раздражать.

Каждый человек в той или иной мере склонен к идеализации. Нужно понимать, что нормальная степень идеализации – это необходимость для зрелой любви, ведь мы испытываем потребность приписывать какие-то особые достоинства, особую власть и умения по отношению к тем людям, от которых зависимы эмоционально.

Почему? Мы хотим верить, что они – это что-то большее!
В то же время, в ходе развития нормальной деидеализации и обесценивания объектов привязанности – это важный этап для процесса сепарации индивидуума. Ни один нормальный подросток или, например, 18-20-летний молодой человек (девушка) не уйдет из дома и не начнет жить своей самостоятельной жизнью, искренне веря в то, что дом – это самое лучшее место в мире, которое было, есть и будет в его жизни.

Именно поэтому необходимо в какой-то степени обесценить все это, чтобы найти свой путь, сделать свои ошибки и приобрести новые навыки и знания. Увы, но у некоторых людей идеализация не заканчивается никогда. Такие личности склонны всю жизнь «дарить» человеку, который им понравился, приписывая ему особые качества (он спасет меня, защитит от моего панического ужаса перед миром и вообще сделает мою жизнь прекрасной). Такая идеализация свойственна людям с нарциссической организацией личности. Условно говоря, это те, кто не прошел этап деидеализации родителей (они могут выражать свое ненавистное отношение к ним словесно, но внутри это обесценивание было пережито).

Если человек склонен к такой примитивной идеализации, это означает, что он довольно болезненно переносит и свои недостатки, поэтому его внутренняя динамика психики будет требовать идеал, в который можно «вцепиться» и ждать, что он как-то обезопасит его жизнь. Таким образом, дальше, благодаря другим, человек будет подтверждать свою привлекательность, успешность, славу, силу и пр.

Как следствие – все остальные черты характера нарциссических личностей являются производными от этой потребности в идеализации, и дальше этой защиты они не идут. Подобная зависимость от других людей, от их признания сохраняется на протяжении длительного времени. Удивительно, но в основе лежит убежденность, что любить можно исключительно за развитие, в противном случае человек считает себя никчемным и плохим, соответственно, сразу идет и обесценивание.

Примитивное обесценивание – очень важная ступень, ведь для того чтобы увидеть мир реальным, нужно сначала обесценить свой идеал, возведенный на пьедестал. Как правило, сам процесс эмоционально сначала очень яркий, затем темный. В здоровом варианте процесс обесценивания постепенно выравнивается, и человек начинает осознавать, что рядом с ним такой же как и он. Если же это не произошло, ненависть и негативное отношение к другим людям за все их человеческие недостатки и несовершенства будут преследовать человека в любых взаимоотношениях.


Однозначно в жизни каждый человек сталкивался с людьми, «застрявшими» в процессе идеализация-обесценивание. Они могут менять партнеров в надежде, что каждый следующий окажется тем самым идеальным, на которого хочется опираться (зачастую бессознательно, т.к. когда процесс становится осознанным, он начинает выравниваться).


Как это все происходит на примере? При встрече с очередным возможным партнером на первый план выступает идеализация («Вау! Это просто идеальный мужчина (женщина)!»), затем через некоторое время возникает совершенно противоположное отношение к человеку («Нет, я был (а) не прав (а)! Этот человек такой же как и все остальные – пукает, изо рта иногда невкусно пахнет, постоянно делает какие-то ошибки в жизни, да и занимается не тем, чем хотелось бы мне»). Все это совершенно не соответствует внутреннему ряду убеждений личности, происходит не так, как должно быть, поэтому человек обесценивает свой объект идеализации и идет дальше в поиске лучшего. Ситуация может повторяться много раз. Какая задача у психики в этом случае? Смириться с тем, что человечество несовершенно, дать себе право быть несовершенным и научиться любить не за идею, развитие, славу – нет! Любить просто потому, что в первую очередь ты человек. И полюбить нужно сначала себя, а потом других.

Есть и вторая сторона идеализации – когда объектом становитесь непосредственно вы. Как это проявляется? Человек, идеализировавший вашу фигуру, видит в вас все самое лучшее, восхищается вами, превозносит каждое действие, водружает на несуществующий пьедестал. Здесь нужно помнить, что с этого трона очень больно падать, и насколько быстро вас вознесли на пьедестал, настолько же быстро и свергнут. В итоге получаем глубокое внутреннее разочарование и жгучую горечь, из-за чего происходит фрустрация. Вывод – к этому нужно быть готовым, не стоит полностью включаться в эту идеализацию, отдавать процессу всю душу. Погрейтесь под ласковым солнышком славы, но понимайте, к чему это в итоге приведет – к обесцениванию. Причина уже понятна – или этот процесс не был выполнен по отношению к родительским фигурам, или непосредственно при идеализации и деидеализации что-то пошло не так (например, идеализация была неполной – человек не мог полностью опираться на материнскую фигуру, поэтому в настоящее время ищет объект, который сможет защитить и взрастить его; не смог обесценить родителей – в этом случае с каждым партнером будет проигрываться вариант отыгрывания ситуации).

Итак, какой выход ищет идеализация и обесценивание в примитивном виде? Позволить себе признать, что человечество несовершенно, и это хорошо! В таком обществе можно спокойно жить, и это не катастрофа! А вот внутренний ужас и всепоглощающее ощущение масштабной проблемы можно сбалансировать за счет каких-то других ресурсов. Но у каждого человека свой путь к реальности.

Посмотреть мои видео на тему психологии и психотерапии можно тут 

https://www.youtube.com/user/larisaBandura 

 

Подписывайтесь, чтобы быть в курсе моих новых статей



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Почему все так? За что мне это?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Миссия - это то, что человек должен сделать, придя на эту Землю.
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Wake up, Neo: как психология породнилась с буддизмом, что такое майндфулнесс и почему все это научно
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь