Особый ребёнок. Миссия: убрать стереотипии

Автор статьи: Корнилов Дмитрий

Один из наиболее распространенных запросов, с которым приводят ко мне детей с расстройством аутичного спектра – помощь в избавлении от стереотипии. Попробуем, для начала разобраться, что это такое и зачем она «нужна» ребёнку.

Что такое стереотипия и как она проявляется?

Стереотипия — это устойчивое бесцельное повторение движений, слов или фраз. Самые распространённые случаи – это перебирание пальцами, хождение на носочках, хлопки в ладоши, раскачивания, прыжки. Наиболее эмоциональные – удары по голове, удары головой о твёрдые поверхности, крики. Встречаются и более экзотические виды, такие как кручение предметов, чеканка мяча, копирование звуков (например, копирование звуковых уведомление мобильных телефонов). Причём ребята могут достигать потрясающей виртуозности в проявлении этих действий. Иногда современные проявление стереотипий наблюдается и в виртуальном пространстве, когда дети с потрясающей точностью могут раз за разом проходить одну и туже игру.

Зачем ребёнку «нужна» стереотипия?

Наша психика устроена так, что непременно хочет получать удовольствие, удовлетворяя свои потребности. Потребности могут быть как низкого порядка – поесть-попить, так и более высокого, например, потребность в ощущении собственной безопасности. 

Остановлюсь подробнее на той, которая будет необходима для понимания стереотипий у детей с РАС. Это потребность ОЩУЩЕНИЯ СЕБЯ в окружающем мире и пространстве.

По сути стереотипные действия – это попытка добиться определенных целей или удовлетворить какие-то потребности таким, весьма примитивным, способом, который со стороны выглядит абсолютно бессмысленным действием. А иногда кажется опасным и раздражает окружающих.

Итак, попробуем выделить три основные задачи, которые решает стереотипичное поведение. 

1.Самостимуляция. В этом случае повторяющиеся действия – это «безопасное», выученное поведение, которое немедленно приведёт к ожидаемому ребёнком результату: почувствовал руки, ноги, голову и стало хорошо. Или повторил слова за взрослым и получил его улыбку в ответ. 

Вспоминается случай, когда на консультацию пришел родитель с ребенком, при этом родитель держал в руках тапочек. Когда я предложил сделать ребенку задание он спросил: «А ты меня похлопаешь?» -- «Конечно» – «А тапком?». В данном случае у ребенка отсутствовало ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ, и родители достаточно долго боролись с его привычкой стучать по себе, биться головой об стены, прыгать с высоких поверхностей, приземляясь на пятки. В итоге, пришли к такому компромиссу: родителя сами хлопают ребёнка тапком, когда тот выполняет поставленную задачу. Собственно, моя работа началась с возвращения ребёнку ощущения собственного тела, путем сначала достаточно крепкого обжимания рук и ног, а в дальнейшем осознанного напряжения (и удержания напряжения) и расслабления групп мышц.

2. Коммуникация. Здесь стереотипия является способом воздействия на другого человека при отсутствии других адекватных средств общения. Ко мне периодически приходят дети, которые, как только почувствовали себя в безопасности начинают кусаться и щипаться. Сначала я думал, что это проявлений их дискомфортного внутреннего состояния, но, когда стал замечать системность мест, за которые меня хотят цапнуть, понял, что это диалог! «Подержи меня за эту руку!» -- кусь, «Дотронься до носа» и т.д. Пока думал – ходил покусанный. Также многие неговорящие дети использует однообразные действия для обозначения своих потребностей. Например, ребенок встает на цыпочки и начинает ходить кругами, а родители пытаются угадать: что же хочет ребенок? Есть, пить, в туалет, мультики? Как только желание угадано, ребенок встает на всю ступню и цикл завершается.

3. Саморегуляция. В этом случае стереотипичное поведение проявляется для поддержания оптимального уровня бодрствования при недостатке, или избытке внешней стимуляции. У ряда людей, в том числе с РАС, этот диапазон достаточно мал. В случае недостатка эмоций – нужно себя завести, взбодрить – и тут проявляется стереотипия. В случае избытка – успокоить привычным действием, с ожидаемым результатом – и тут снова стереотипичные движения выручают психику. Приведу пример. Один из диалогов с ребёнком у меня выглядел примерно так:

Мальчик еле сдерживается, чтобы не затрясти руками: 

«Давай поговорим!»

Я: «Давай. Где ты сегодня был?»

Парень успокоился размеренно и достаточно серьезно отвечает: 

«В школе»

Я: «Что там сегодня ел на обед?»

Мальчик: «Кашу и пил чай»

Я: «А какой урок был после обеда?»

Мальчик: «Математика». 

После этих слов уже не сдержался и затряс руками. На мой вопрос «Что случилось?», ответил: «Что-то я уже наговорился!» -- В данном случае нахождение в полной тишине являлось таким же сильным раздражителем, как воспоминание о уроке математики.

Что «запускает» стереотипичное поведние?

Поводом для запуска стереотипного поведения служит непонимание или невозможность достигнуть задач, описанных выше. 

Усугубляется это еще и особенностями восприятия у таких детей. Так, находясь в стрессовой ситуации психика перестает понимать, что происходит и как на это нужно реагировать, более того пропадает ощущение себя как такого. В связи с этим запускаются МЕХАНИЗМЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ СЕБЯ В СТАБИЛЬНОЕ И ПОНЯТНОЕ СОСТОЯНИЕ с ощущениями и эмоциями, которые доступны для переживания. Особенно ярко это видно у детей с расстройством аутического спектра, у которых нарушено сенсорное восприятие. Так, уровень шума, приемлемый для нормотипичного человека, может стать сильным стрессом для ребенка с РАС, что выводит его из гармоничного состояния и заставляет доступными и привычными способами вернуться в привычное состояние. Также если сенсорика не возбуждается в должной мере, опять ПРОПАДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ, что приводит к совершению стереотипных действий.

Как вести себя родителям при стереотипичном поведении ребёнка?

Прежде чем начать бурную реакцию на действие ребенка, стоит понять: а какую потребность он пытается удовлетворить, что пытается сделать со своим организмом и психикой, что он хочет донести до окружающего мира? 

Стереотипия – это не отдельный патологический процесс, её следует рассматривать как симптом, или следствие основного первопричинного фактора. Поэтому к устранению данного нарушения нужно подходить комплексно. То есть: помочь ребенку лучше ощущать (осознавать) свое тело, научить социальным формам коммуникации, способам преодоления стресса и техникам саморегуляции.

Вот несколько инструментов, которые можно попробовать использовать для решения более глобальных задач, которые описаны выше. Проще говоря — способы коррекции:

 

  • Переключать на другие действия, которые нравятся ребенку или нейтральны, но имеют хоть какой-то смысл.
  • Заместить одну стереотипию другой, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. При этом одну стереотипию лучше заменять сразу несколькими альтернативными действиями.
  • Трансформировать бессмысленную, однообразную деятельность социально значимой. Например, бессмысленной стучание по столу превратить в игру на барабане.
  • Прерывание действий. Постепенное, но лишение ребенка возможности совершать эти действия.
  • Осмысление своих действий и самостоятельный отказ от них. Этот прием доступен в случае достаточно развитой интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Найти единственный верный способ вряд ли удастся. Не смотря на кажущуюся схожесть действий, опираться стоит на возрастные, психические, телесные особенности ребенка и ряд других, в том числе и культурных, факторов.

 

Порой, попытки избавить ребенка и, наверное, в первую очередь родителей от стереотипных движений приводят к комичным ситуациям. Расскажу об одном из случаев. Дано: мальчик-любитель трясти кистями рук. Задача: отучить его это делать. Для этого я решил предложить ему древний буддийский метод избавления от вредных привычек – дать в каждую руку по палочке. В теории, как только привычка начинает подступать – ты понимаешь, что в руках у тебя палочки и вспоминаешь, что нужно сдерживаться. Мне показалось, что палочки – это достаточно скучно, поэтому дал ему в каждую руку по куриному яйцу. Мальчик взял яйца и пошел к калитке. Спустя пару секунд (от дома до калитки 30 метров) – шмяк! Минус одно. Парень засуетился, начал оборачиваться, увидел, что я смотрю на него и говорит испуганно: «Потеря!..». В общем, в тот раз буддийские методы не прокатили.

Имея достаточно опыта, понимаю, что в одночасье не получится убрать стереотипные действия полностью. Это достаточно серьезная, кропотливая работа, которая, возможно, потребует помощи разных специалистов параллельно: невролога, психиатра и терапевта. На своих же занятиях я предлагаю своего рода среду, где ребенок может (или даже вынужден, не замечая для себя самого) попробовать лучше ОЩУЩАТЬ СЕБЯ, справляться со стрессовыми ситуациями и иначе коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Родитель, в свою очередь может увидеть возможности своего ребенка и постараться их перенести в «постоянную среду» дома.

Дмитрий Корнилов

 



Просмотров: 245
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Любите своих детей, НО! В первую очередь себя!
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Пошаговая инструкция правильных действий в случае ВСД или панических атак
  • Достаточно хороший родитель - кто он, какой он?
  • Как избежать обесценивания себя и своих действий?
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Любить ребенка достаточно
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • А есть А. Или почему в первую очередь нужно слушать себя.
  • Сколько нужно, чтобы понять, что достаточно?!
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Несколько советов, которые помогут вашему ребенку почувствовать себя увереннее
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • 10 действий Женщины, которая не Любит Себя.
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Когда будет достаточно?
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • Как найти себя? Каждому нужно сделать ЭТОТ шаг...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь