|
Из пункта А в пункт Б...Автор статьи: Войтенко Светлана Анатольевна
Я начала консультировать по карьерным вопросам в 2009 году. Сначала мне казалось это гораздо проще, чем психологическое консультирование. Процесс трудоустройства понятен: вот работодатель, он хочет того-то, ты — кандидат, у тебя есть то-то. Чтобы получить то, что есть у работодателя и нужно тебе, нужно сделать вот такие-то действия. Быстро обсуждаем (ну как быстро: иногда часа по три), что и как человеку нужно говорить/или не говорить на интервью, что поправить в резюме, - и дело в шляпе: человек обязательно получит то, что хочет.
Но уже примерно через пару месяцев мне стало понятно, что не все так линейно в этой простой задаче: пройти от точки А к точке Б. Стала замечать, что клиент может радостно кивать на консультации, что это именно то, что ему нужно, что он все понял и обязательно сделает, а меня он просто обожает и все такое. Но проходило два-три месяца, человек все также оставался без работы и блуждал по рынку труда в поисках себя и хоть каких-нибудь денег. Я начала размышлять о том, что не так. Кто-то возвращался после своих блужданий ровно с теми же вопросами, которые мы обсуждали в первый раз, и когда повторяли их, было ощущение, что слышит все впервые. Меня это удручало, и я продолжала копать свое понимание всего процесса: что влияет на результат? Ведь, казалось бы, все просто: просто линия, которую нужно просто пройти.
О чем начала спрашивать еще? О семье, детях, деньгах и родителях. Кредитах и здоровье. Переездах, недостроенных домах и собаках. О мечтах молодости и оценке своих достижений. О состоянии и количестве энергии в данный момент. О том, что болит. О том, какое все это оказывает на карьеру, на шансы найти работу мечты, повысить зарплату или получить новую должность.
Прямая линия нахождения работы — из пункта А в пункт Б — оказывалась не всегда прямой. Иногда что-то из вещей, несвязанных с карьерой, оказывало на нее бОльшее влияние, чем хотелось бы. Не учитывать их было глупо. Это не значит «ничего не делать, пока любимая собака не выздоровеет». Это значит, что нужно подумать, как ее можно будет лечить, пока не будет нужной вам работы и нужного количества денег, чтобы не соглашаться на первое попавшееся предложение, а через месяц снова вывешивать свое резюме на работный сайт.
Еще работая в Анкоре был случай, когда кандидат на коммерческого директора, отработавший 3 месяца на новом месте, пытался убедить меня отправить его в другой конкурс, чтобы быстро получить прибавку к зарплате. Адекватный кандидат, скажу я вам, с успешным опытом. Но когда задала вопрос: «Чего не хватает прямо сейчас? Ведь все хорошо, а обещанная прибавка будет через 3 месяца, после окончания испытательного срока», он покраснел и рассказал о том, что каждый год супруге за рождение сына дарит драгоценности. В тот год они переехали из небольшого городка в Новосибирск. Он какое-то время был без работы, сбережения уменьшились и он не может купить прямо сейчас то, что хочет жена. Первая мысль, которая пришла в голову: «Срочно сменить работу, чтобы выполнить обещание» (хотя, так понимаю, супруга не требовала от него). Мы нашли способ, как он сможет разово заработать нужную сумму денег, исходя из навыков и связей, которые у него были, и остаться на новой работе, где ему нравится и его ценят. Ситуация решилась путем пересмотра ценностей и соотнесения их с реальностью.
Таких историй — море, на консультации часто приходят с подобным. За ними — ценности и убеждения, не всегда негативные, но иногда не работающие в новой ситуации.
Шло время, я продолжала консультировать и наблюдать, с чем приходят клиенты, и что происходит на рынке труда. Обратила внимание, что у нас очень распространена стратегия Колобка: что-то не так, у начальника плохое настроение, и человек живо размещает всегда готовое к побегу резюме на работные сайты. И пошла очередь отказов — непросмотров - и тому подобное. А человеку тревожно: кредиты — ипотеки — дети — родители - собаки, а ему плохо и нужно бежать, и как-то тащить все нажитое на себе. А все нажитое начинает болеть — ругаться - плохо учиться — изменять — ломаться... А работа не находится...
Со всем этим он, намыкавшись, приходит ко мне, прикрывая спиной все нажитое, чтобы не высовывались ничьи морды, не скулили и не требовали погашения кредитов. Улыбается, держит лицо: ведь профессионал просто обязан это делать. Перечисляет все сделанное и задает вопрос: «Что я не так сделал? Что мне еще нужно сделать, чтобы все было как прежде?..»
А нужно сделать простое и сложное: расслабиться, отпустить все, что за спиной, увидеть себя и ситуацию. Почувствовать, когда взяли на себя лишнее и что именно им является, когда наступили на горло своей песне. Найти те мысли, которые не дают спокойно спать, и заменить их на противоположные. Важно наконец-то увидеть себя: что я люблю, а что — нет, что у меня хорошо получается, а что — не очень, как быстро я меняюсь, обучаюсь, о чем мечтаю и что меня радует, из-за чего я тревожусь так сильно, что не могу спать ночами... Важно увидеть себя и принять такого, какой вы есть. Другим мы все равно не станем.
Излишняя сосредоточенность на действиях мешает понимать контекст ситуации, а это крайне важно. В чем это проявляется? Например, в том, что можно принять предложение «Директор филиала» от непонятной компании, собственники которой через год в одночасье, как вам кажется, примут решение ее закрыть и оставить вас без средств к существованию. Виновным останетесь вы: от вас зависела прибыль филиала и его будущее. Какие могут быть вопросы и требования компенсаций?
Когда спустя время вы зададите себе вопрос: «Чего я не увидел в самом начале, или на что закрыл глаза?», обнаружите, что видели все, но не придали этому значения, посчитав, что со всем справитесь... Горько, обидно... Здесь начинается самоедство: «Как я мог/могла этого не заметить?», хотя нужно спросить себя о другом: «Какой части меня это было очень нужно?..» И тут приходят ответы не про карьеру и не с ней связанные, но влияющие на нее очень сильно. Ответы про понимание самого себя и своих ограничений, которые не дают точно понимать контекст и подбирать для него наиболее подходящее поведение.
Меня очень огорчает, когда профессионализм сводят к сумме навыков, неважно: твердых или мягких. Навыки не могут существовать сами по себе, в отрыве от личности профессионала, ими обладающего. Можно составлять очередные списки навыков 21 века, обучать им других и обучаться самим, но при этом не понимать, что не стоит приходить на интервью к собственнику бизнеса в рубашке с именным логотипом на манжете, зная, что у собственника примерно такая же. Это уже — про понимание контекста и себя в этом контексте. И это понимание — выше навыков и действий)
Меня радует, когда в резюме кандидатов я вижу обучение психологии (хотя не рекомендуют их там оставлять))) Для меня — это знак, что просыпается человек. Что к нему приходят вопросы про самого себя, и он ищет ответы на них. Что прежние схемы и стереотипы уже не работают и не спасают, как раньше. Почему так происходит? Потому что жизнь подкидывает новые задачи, опыта решения которых нет ни у нас, ни у наших близких, на чьи мнения мы часто опираемся пока растем. И именно за этим стоит идти к психологу — за свободой от своих ограничений, за которой откроются новые возможности. Ведь в карьере хочется именно этого, так ведь?)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|