«Мел судьбы» или Работа с метафорой жизни. Часть 1. «Мел судьбы».

Мел судьбы или Работа с метафорой жизни Часть 1  Мел судьбы

... Войдя в сокровенную палату крепости-лабиринта, Тамерлан берёт мел и сообщает Зоару:

- Я буду повелителем судьбы мира.

В этот момент, воин-защитник Крепости вонзает в спину Тамерлана саблю...

Зоар: - Но ты не владеешь даже своей судьбой.

Тамерлан: (падая, но держа мел): - Что пи-сать?

Зоар: - А что ты хочешь?

Тамерлан: - Жить!

Зоар: - Так и пиши"

Тамерлан пишет заветное слово, и история начинается заново...

из к/ф "Дневной Дозор"

Пишу историю своей строкой
Этот ход за мной
Мел судьбы скоро будет мой

(Серега)

Помните в «Дневном дозоре» был такой волшебный мел Тамерлана, с помощью которого можно было переписать судьбу? Изменить любой момент жизни, повернуть время вспять, "подправить"…и, тем самым, по-сути "вписать" желаемый вариант развития событий в настоящее или, в крайнем случае, в будущее? Многие, я думаю, не отказались бы иметь такой… Но, большинство «уже подозревает, что таких на свете не бывает». «Мел судьбы» - это фантастика, реальный Тамерлан («среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Выдающийся полководец, эмир (с 1370 года). Основатель империи и династии Тимуридов». (Википедия), скорее всего, был неграмотным, и даже в легенде «менял только СВОЮ судьбу» и делал это САМ.

Тем не менее, основной запрос, с которым люди обращаются за психологической помощью, в общих чертах, звучит так: «Вы знаете, мне плохо, сделайте так, чтобы мне было хорошо». Предложите какой-то (не требующий моего непосредственного участия, т.е. волшебный) способ, чтобы моя жизнь (в идеале мгновенно) изменилась к лучшему. Бог с ним, с Тамерланом, вы-то грамотный, вон сколько у вас книг по психологии и дипломов, неужели волшебного способа не знаете и я вынужден ВСЕ делать сам? Если бы я мог что-то изменить сам, разве бы я к вам пришел?»…

Слушаешь рассказы клиентов и в какой-то момент понимаешь, что они говорят о своей жизни так, как-будто не имеют к ней никакого отношения…

Но, ведь это не так (не совсем так). Наши проблемы, это часть когда-то давно принятых решений по поводу окружающего мира, себя и других людей. Как и когда мы «принимаем» такие решения? К сожалению, в большинстве случаев задолго до появления личного опыта, на основании «транслируемого» родительского «видения реальности» (интроектов), которое мы, неосознанно, не проверяя на практике, проносим через всю жизнь. По сути, «мел судьбы» – изначально собственность наших родителей, ведь мы не только носители их генотипа, наша психика, во многом, состоит из их установок, моделей, принципов, взглядов на жизнь. Например, таких:

В этом мире суровый закон

Никому в этом мире не верь.

Защищайся щитом, отбивайся мечом!

Человек человеку-зверь!

(автор неизвестен)

Такой «непереваренный интроект», бессознательно принимается за истину (а как иначе, ребенку ведь нужно на что-то ориентироваться и раз так говорят родители, значит так и есть), в дальнейшем так же неосознанно используется человеком. Что происходит дальше? Человек, живет, фокусируясь только на доказательствах правоты своих убеждений, отбрасывая или специфическим образом интерпретируя опыт, который не укладывается в его концепцию мира. «Что бы вы ни думали о себе, других людях и жизни в целом, вы это получите - «каждому по вере его» (С.Ковалев).

Притча «Зеркальная комната»

Ученик спросил дервиша:

- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель.

"Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?". Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посредине - целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями".

- Теперь ты видишь, - закончил дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир - это большое зеркало».

 

В гештальт-терапии – подобный механизм «искажения реальности» называется проекцией. Проекция - это процесс, в котором позитивные и/или негативные свойства, отношения, качества, верования, поведение или чувства, которые в действительности относятся к самой личности, приписываются объектам и/или другим людям. Если речь идет о негативных проекциях, человек часто начинает осуждать других за те их особенности, которыми обладает сам (например, "это не я агрессивный – это все вокруг  звери!" Или «это не я хочу секса, это все мужчины вокруг – маньяки!»). Как следствие, на определенное время ему становится «легче», но затем мир вокруг него стремительно пустеет, и в конечном итоге, он оказывается в тотальном одиночестве — окружённый собственными страхами и «пороками».

Притча «Вор»

У одного человека пропал топор. Заподозрил человек в воровстве своего соседа, стал к нему приглядываться и уже вскоре обнаружил, что ходит сосед, как укравший топор, смотрит, как укравший топор, и вообще, каждый жест, каждое его слово просто вопиют о том, что именно он – сосед украл топор.

Однако вскоре топор нашелся. После этого человек снова взглянул на соседа – тот уже ничем не был похож на укравшего топор...

Хорошо, если ситуация прояснилась, но, чаще бывает, что «топор нашелся, но, осадок остался». Или (что гораздо печальней), негативные предсказания человека имеют тенденцию сбываться: настроенный определенным образом он бессознательно провоцирует других на соответствующее поведение, а потом убеждается в своей правоте – «все вокруг воры и сволочи!».

«Наши представления о мире (себе и других людях) - это самоисполняющиеся пророчества и самооправдывающиеся предсказания» (С.Ковалев).

Как все это связано с терапией?

Клиент «приносит» на терапию свое видение реальности, свои обычные способы существования в мире (мире неудовлетворенных потребностей), причиной фрустрации которых обычно является:

- непонимание своих истинных потребностей (потому что человек давно привык, что за него все решают другие, находится в слиянии с родителями или другими значимыми людьми).

- невстреча с объектом удовлетворения потребностей (человеку кажется, что в мире нет источника их удовлетворения или есть, но, лично для него, доступ к нему закрыт. Навсегда.)

Все это следствие представления человека о том, как устроен мир, привычка останавливать себя в процессе совершения определенных действий. Чем более жестким было воспитание, тем более узким будет ваше представление и меньше вариативность действий. Дело (как правило) не в том, что родители желают ребенку зла. Все (в большинстве случаев) наоборот: набор стереотипов и правил («жизнь такова», «мы живем по таким правилам» и т.д.) предлагается ему, чтобы ребенку легче жилось (да и родителям, честно говоря, тоже), «черно-белая» картинка мира позволяет достаточно просто объяснить «что такое хорошо и что такое плохо», ограничения и запреты необходимы, чтобы обеспечить его безопасность (особенно усердно это стремятся делать те родители, которые на личном опыте убедились, что см. выше: «в этом мире суровый закон» и т.д.).

В детстве мы вынуждены соглашаться с родителями (а что собственно нам остается делать?), в подростковом возрасте мы нередко пытаемся бунтовать (то есть делать «назло» родителям, не важно, хочется нам на самом деле так поступать или нет). Но как бы мы, ни действовали, все равно, нередко, когда нам (где то) сильно за тридцать, мы с удивлением обнаруживаем, что отчасти в чем-то повторяем жизнь наших родителей (даже если твердо поклялись в детстве никогда этого не делать), или воплощаем противоположный сценарий («антисценарий»), в выборе которого мы также несвободны. Все бы было ничего, если бы такая жизнь нас устраивала, но, что делать, если в какой-то момент мы понимаем, что живем совсем не так, как хотелось бы и, возможно, даже моглось бы.

Мои клиенты давно не дети, но, не раз приходилось столкнуться с тем, что если просто попытаться переубедить человека в том, что он смотрит на мир и видит его как-то «искаженно», он решает, что вы его просто не понимаете. Мир таков, каким его видит человек («Жизнь красит мир в цвета заказчика»)... Если вы видите, что небо синее, а трава зеленая, то убедить вас в том, что небо красное, а трава белая, невозможно. А клиент, вполне возможно, продолжает видеть мир в черно-белом цвете, или, например, в серых тонах. Это не метафора, это буквально, так же как дальтоник не способен различать краски жизни.

«Чур, меня не трогать, я в домике!» - говорит ребенок, когда ему страшно, и закрывает глаза, чтобы не видеть пугающую действительность (а нередко новое (не обязательно плохое, просто незнакомое) пугает).

Так и хочется спросить некоторых клиентов: «А вы? Все еще в домике (родительском доме, «начале начал»)? Все еще не решаетесь «открывать чужим», когда родителей нет дома, выйти за порог, и просто наблюдаете за жизнью из окна?»

Безусловно, такая жизнь отчасти очень удобна (вторичная выгода): вас защищают «стены» (привычные убеждения и «обслуживающие» их механизмы психологической защиты), не надо каждый раз думать и выбирать, куда идти, да и жить в черно-белом мире тоже значительно проще: ведь  особо рассуждать не надо - сразу видно — это черное, это белое – это враги, это друзья… Это «хорошо», это «плохо»…

Но, даже в хорошем фэнтези все не так однозначно: черно-белая картина мира редко до конца выдерживается: персонажи (если задуматься) с большим трудом делятся на Светлых и Темных, служителей Порядка и Хаоса… Каждый герой  развивается либо к Добру, либо к Злу, в зависимости от своего выбора, а что говорить о реальной жизни?

Свою основную терапевтическую задачу (в данном случае) я вижу в том, чтобы помочь клиенту понять, что «стены» надежно защищают не только от опасностей жизни, но и от самой жизни. Человек вырос, и ему важно научиться смотреть на мир шире (или хотя бы попробовать это сделать). Раз «счастья не было и нет», то, вероятно, его прежние модели поведения (не все, но, некоторые), взгляды на жизнь, способы взаимодействия (наверное, вполне эффективные в детстве), теперь не спасают, не помогают, попросту «не работают» на новом этапе. Так может ему стоит «выйти из слияния», понять, какие родительские представления и установки лично ему вполне подходят, а какие только мешают жить, ассимилировать свои проекции, осознать, что жизнь больше его представлений о ней, и кроме привычных способов поведения, ограниченных его «традиционными» представлениями о жизни, существуют и другие, возможно, более подходящие в данных обстоятельствах?…

Может ли человек изменить свою «картину мира» сам (без помощи терапевта и т.п.)?

Теоретически может, но сделать это без посторонней помощи очень непросто, отчасти потому, что он совершенно убежден — мир устроен именно так, как он привык его воспринимать, отчасти потому, что он даже не осознает, что это у него за модель мира, как именно он исходя из нее привык поступать и как еще можно поступать в таких ситуациях, отчасти потому что он боится изменений…

Но, как бы ни хотелось человеку (как бы не противно было ему это слышать), но, по большому счету никто не может ему помочь, если он не готов что-то делать сам. И никто, кроме него не знает, как для него правильно поступить в конкретной ситуации. У него уже были (или есть) люди, которые охотно ему рассказывали «как правильно»…(с их точки зрения, разумеется). И именно вследствие готовности следовать родительским (и не только) указаниям, клиент пришел к терапевту. Как бы ни велико было искушение «рассказать клиенту, как правильно жить», любой хороший терапевт знает, что это чревато усилением и укреплением позиции беспомощности клиента. Именно поэтому, терапевт не дает советов («Я бы на вашем месте сделал то-то и то-то»), не предлагает готовых, универсальных или волшебных рецептов. Не поддерживает процесс перекладывания ответственности ("это не ты, это он (а) во всем виноват (а)", "что поделать? жизнь такая пошла") или уход от анализа ситуации и принятия решений ("ничего страшного, все пройдет": отвлекись, смени обстановку и т.п.). Не учит клиента жизни, в соответствии со своим пониманием, того что будет хорошо для данного человека.

Профессиональный терапевт помогает клиенту:

- определиться с тем чего он(а) хочет, от кого он(а) этого хочет и как (за счет каких конкретных действий) этого можно достичь.

- преодолеть внутреннее сопротивление изменениям и страхи.

- осознать какие ресурсы можно задействовать.

- получить поддержку на различных «этапах большого пути»

и т.д.

Он проводник (не столько по внешнему, сколько по внутреннему миру), сопровождающий, помощник, который готов вместе с клиентом исследовать его внутренний мир. Он опытный «гид» (тот, кто не раз исследовал неизвестную территорию (но, разумеется, не конкретно мир данного клиента). Он «учит» клиента замечать, проявлять и проживать свои чувства, осознавать их значение… Помогает понять, что в основе проблем часто «скрывается» какое-то ограничивающее убеждение и он не обязан всю жизнь ему следовать… В конце концов, даже если клиенту важно сохранить свои «верования» (например: «в этом мире никому не верь…»), то может стоит их хотя бы «модифицировать»:

Если кажется вдруг, что вокруг тебя мрак,

Знай, что это — мираж, знай, что это — не так!

И не верь никому, что любви в мире нет!

Как бы мы без любви появились на свет?

(группа «Фабрика», «Под Крышей Любви»

(Саундтрек Фильма ''Крыша''))

Да, терапевт не предлагает клиенту «волшебный мел судьбы», но, он предлагает ему инструмент по его изготовлению: умение слушать и слышать себя, осознавать как человек взаимодействует с миром и как еще это можно было бы делать, чтобы получить желаемое…

Лично я никогда не была ни фаталистом (тем, кто верит в неотвратимость судьбы, считает, что: «Все предрешено…»),

ни волюнтаристом (тем, кто верит, что судьбу мы ПОЛНОСТЬЮ «пишем сами»).

Я отношусь к тем людям, которые считают, что, в жизни не все, но многое, можно изменить, вступив с судьбой в диалог (диалектический подход). Судьба, для меня, скорее некоторая ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ЧЕМУ-ЛИБО, а не НЕИЗБЕЖНОСТЬ. Например, вряд ли мне было «предначертано» стать психологом, но, вполне возможно, у меня была предрасположенность к данному виду деятельности.

Прав был Н.Заболоцкий («На закате»):

Два мира есть у человека:

Один, который Он (Бог) творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил…

В наше время многие любят рассуждать о точках бифуркации: периодах, в которых происходит разделение одной жизненной дороги, на несколько ее продолжений (помните, указательный камень в сказках: «налево пойдешь…, направо пойдешь…прямо пойдешь…»). Каждый путь предполагает определенные потери и приобретения…Я искренне верю, что работа с терапевтом вполне может стать такой «точкой бифуркации» (точкой выбора») для клиента. Это вовсе не значит, что терапия сделает его счастливее, это значит, что она позволит ему более честно взглянуть на свою жизнь…

Да (увы!), мы не все можем изменить в своей жизни, иногда все, что мы можем, это только смириться с тем, что есть, изменить отношение к ситуации (банально, но верно), найти новый смысл в происходящем. Помните притчу о трех камнетесах?

Притча

 

Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, он увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и горько плакал… Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден обрабатывать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы выжить.

Путник пошел дальше...

За следующим поворотом дороги путник увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и «камнетес» сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, и пошел дальше…

За следующим поворотом дороги он увидел еще одного «камнетеса», который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь? Я строю храм!»

Как видите, делая одно и то же, они чувствовали разное…

«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить.

Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить.

И дай мне мудрость отличить одно от другого».

Лучше не скажешь. И, тем не менее, здесь важно не ошибиться и, главное, вовремя понять, что «миру» по большей части нет до нас дела: можно всю жизнь ждать, пока Бог или другие люди сделают нас счастливыми, бережно хранить свои иллюзии, и в результате остаться с ощущением так и не прожитой жизни, а можно попытаться, что-то изменить.

Притча

Однажды ночью прошёл сильнейший снегопад. Утром ученики, пробираясь буквально по пояс в снегу в монастырь, собрались в зале для медитаций. Учитель начал свою речь так:

– Скажите мне, что нужно делать в этой ситуации?

Один из учеников сказал:

– Следует молиться об оттепели.

Другой сказал:

– Нужно сидеть в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.

Третий сказал:

– Познавшему истину должно быть всё равно – есть ли снег или нет снега.

Учитель сказал:

– А теперь послушайте меня…

Ученики приготовились внимать величайшей мудрости...

Учитель обвёл их мудрым взглядом, вздохнул и сказал:

– Лопаты в руки – и вперёд!

Вывод:

В терапии достаточно много методов работы, но, нет ни одного, который не предполагал бы активного участия самого клиента в изменении своей жизни. Но, прежде, чем что-то менять, стоит понять: что у нас есть на данный момент и к чему человек хотел бы прийти (что является лично для него « желаемым будущим»), выяснить, что не позволяет ему это сделать: что нуждается в замене, «не работает» в его жизни и какими ресурсами он обладает? Один из способов, позволяющих осознать модель мира данного человека (и, прежде всего, ее ограничения и возможности) – это работа с метафорой жизни (см. «Мел судьбы» или Работа с метафорой жизни. Ч. 2 «Работа с метафорой жизни»).

Список литературы, использованной при написании статьи:

1. Ковалев С.В. Основы нейротрансформинга или психотехнологии управления реальностью - М.: Профит Стайл, 2012. 

 



Просмотров: 519
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему все так? За что мне это?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь