Читайте 1 часть статьи о том, КОГДА лучше начинать ходить в ДС https://www.psyoffice.ru/article/138225/ Читайте 2 часть статьи о том, как можно ВЫБИРАТЬ ДС https://www.psyoffice.ru/article/139465/ Читайте 3 часть статьи о том, К ЧЕМУ нужно адаптироваться в ДС https://www.psyoffice.ru/article/144283/ Читайте 4 часть статьи о том, ЧТО ДЕЛАТЬ ДО выхода в ДС https://www.psyoffice.ru/article/144492/
А в этой части статьи мы поговорим о том, чем вы можете помочь своему ребенку в первые недели знакомства с садиком.
Чтобы понять, как должны проходить первые дни ребенка в ДС, вспомним теорию обучения. Ведь адаптация – это и есть обучение ребенка новым правилам и нормам, принятым в ДС. Итак:
Шаг 1. Мастер делает, ученик смотрит. Шаг 2. Мастер делает, ученик помогает. Шаг 3. Мастер делает, ученик делает вместе с ним. Шаг 4. Ученик делает, Мастер помогает. Шаг 5. Ученик делает, Мастер смотрит.
Только пройдя все 5 этапов, ученик (ребенок), готов делать что-то самостоятельно.
Остается разгадать загадку, кто же Мастер. Ключевой характеристикой Мастера является отнюдь не знание предмета, а степень привязанности к нему ученика. Потому что без привязанности знания не передаются. Привязанность – это и есть та «трубочка», та связь, которая позволяет нам получать знания, умения и навыки у других людей.
Мораль: изначально Мастером является мама (или папа, или другой «свой взрослый»). Педагог садика только начинает выстраивать этот контакт, эту привязанность. И через некоторое время (у каждого ребенка и педагога – свое), педагог сможет выполнять функцию Мастера, а мама – спокойно доверить ребенка педагогу.
Технически грамотные мероприятия по адаптации ребенка к ДС выглядят так:
Шаг 1. Мама водит ребенка в ДС на 1-2 часа и находится с ним в группе.
Мама знакомит ребенка с педагогом. Мама все показывает, рассказывает, объясняет правила и тп. Мама сидит рядом с ребенком и делает все вместе с ним.
Тайминг: несколько дней (чем младше ребенок – тем дольше)
Шаг 2. Мама постепенно уменьшает свое участие в жизни ребенка в ДС, передавая инициативу педагогу.
Важно: НЕ другим детям! Педагогу! Безопасность ребенку может обеспечить только свой взрослый! Ваша цель – сделать педагога «своим взрослым», а не подружить ребенка с Катей и Петей!
В первые месяц-два сосредоточьте свое внимание только на педагоге. Если ребенок почувствует себя в безопасности и будет иметь надежные отношения с педагогом, то с Катей и Петей он подружится сам и без вашей помощи. С другой стороны, ни Катя, ни Петя не обеспечат ребенку поддержку, если «своего взрослого» в ДС он так и не найдет.
Ребенок строит отношения с педагогом, видя ваше отношение к педагогу. Педагог строит отношения с ребенком через вас.
Подробнее об этом я уже писала в статье о няне https://www.psyoffice.ru/article/137136/
Почитайте, там многие мысли применимы к педагогам в ДС и ВЫСТРАИВАЙТЕ ваши отношения с педагогами, если хотите, чтобы вашему ребенку было хорошо.
Передавая инициативу педагогу, мама постепенно перемещается сначала в дальний угол группы и уходит из контакта с ребенком в чтение книжки, потом, предварительно договорившись с ребенком и педагогом, уходит сидеть в раздевалку, потом (опять же по предварительной договоренности) – уходит в магазин (или куда вам нужно).
Важно по-прежнему соблюдать небольшое количество часов (2-3), возвращаться заранее или как минимум вовремя, частенько приносить ребенку листочки-цветочки-камушки-вкусняшки и рассказы о том, как вы о нем думали и скучали.
Как помочь ребенку пережить расставание, хорошо написано в статье О. Туркиной «Тысяча и один способ перекрывать разделение» https://vk.com/wall-149132003_48
Тайминг 2 шага – от нескольких недель до нескольких месяцев, если ребенок очень маленький и в принципе не готов к ДС. Да-да, звучит страшно, я понимаю, но лучше медленно, но верно, чем побежать вперед, получить психологическую травму и нервный срыв, а потом долгие годы разбираться с последствиями для всех участников.
Свидетельство того, что можно переходить на следующий уровень – это устойчивое, спокойное и уравновешенное самочувствие ребенка «здесь и сейчас»!
При возникновении трудностей лучше обратиться за индивидуальной консультацией. В том числе если вам нужно «быстрее», если ваш ДС не разрешает проводить мягкую адаптацию и тп.
Шаг 3. Постепенно увеличивать количество часов, которые ребенок проводит в ДС.
Часто родители совершают ошибку, пытаясь увеличить количество часов на 1 или 2 шаге. Из-за этого ребенок уходит в срыв и регрессирует в адаптации. Увеличивайте количество часов постепенно, согласовывая это не только с педагогом, но и объясняя ситуацию ребенку заранее!
Рассказывайте, какие новые действия в садике предстоят ребенку в связи с увеличением времени. Объясняйте, какие ритуалы и правила связаны с этими действиями. Проговаривайте, после какого события вы придете его забирать.
Тайминг: обычно 1-2 месяца. Однако опять же помним, что возраст до 2,5 лет и травматичная личная история могут сильно изменить эти цифры.
Внимание! Если вы сложите тайминги первых 3 шагов, то в самом чудесном случае у вас получится 2 месяца. В "реалистичном" - 3. В нормальном - до полугода.
Поэтому, дорогие мамы, начинайте водить ребенка в ДС минимум за 2-3 месяца до выхода на работу! Не стремитесь до последнего сидеть с ним дома! Лучше заранее начать бережную адаптацию, чем потом буквально "выбрасывать птенца из гнезда".
Шаг 4. Ребенок уже ходит в ДС на полный день, но долго он не выдержит такой нагрузки.
Чтобы ребенок не начал "уходить в болезнь" ради спокойного домашнего отдыха, лучше давать ребенку раз в неделю просто так побыть дома/с бабушкой/с кем-то еще из «своих взрослых».
Вы можете делать это на регулярной основе или по запросу ребенка в заданных рамках (например, 1 раз в неделю в определенный день).
Некоторые родители думают, что подобные «вольности» навредят будущей дисциплине в школе, однако это не так. При правильном использовании такие «выходные по запросу» формируют у ребенка личную ответственность, умение прислушиваться к своему организму и заботится о нем.
Если вы не можете обеспечить своему ребенку отдых среди рабочей недели, обязательно разгрузите выходные и сделайте их для малыша максимально «домашними» и «ленивыми», без забегов по гостям и магазинам. Постарайтесь побыть с ребенком в этом его «ленивом» режиме: поиграть, поговорить, почитать, пообнимать и позаботиться.
Разумеется, важно не нагружать ребенка кружками и секциями. Особенно в первый год-полтора после начала посещения ДС.
Тайминг: до 7 лет :)
P.S. Про «ленивые» выходные при пятидневной рабочей неделе:
Я совсем не сторонница идеи о том, что женщина должна быть всемогущим киборгом и успевать делать все (работать, вести хозяйство, заниматься детьми и мужем, иметь подруг и хобби, а также прекрасно выглядеть и всегда быть в хорошем настроении).
Я знаю историю развития общества, которая говорит о том, что никогда раньше женщина не воспитывала детей в гордом одиночестве. Поэтому я считаю, что важно привлекать к этому процессу все доступные ресурсы, в том числе ПАП, родственников, друзей, государственные и негосударственные учреждения и даже (о ужас!) помощниц по хозяйству и нянь!
Про последних и очень важных для меня людей написан цикл из 2 статей, который начинается здесь https://www.psyoffice.ru/article/137136/
P.P.S. Про садик:
Я знаю, что мы живем в неидеальном мире, в котором есть масса враждебных к семьям ДС, которые не пускают родителей даже на порог, не говоря уже о том, чтобы терпеть их присутствие в группе во время адаптации ребенка.
Однако я не зря писала статью о ВЫБОРЕ ДС https://www.psyoffice.ru/article/139465/ и очень надеюсь, что родители начнут выбирать садик активно, а не пассивно, как это было раньше. И будут интересоваться сутью происходящего с ребенком в группе и отношениями педагогов с детьми, а не внешним видом садика, качеством его ремонта и красотой детской площадки.
А главное - я верю в искусство коммуникации своих читателей и в вашу способность договариваться с администрацией ДС на нужные вам условия. А также в вашу мудрость подстроиться самим и подготовить ребенка, если существующую в ДС практику адаптации изменить нельзя.
Как обычно, спасибо вам, что читаете, приходите на консультации и вообще всячески поддерживаете мою деятельность
Большое спасибо Ирине за рецензирование этого цикла! Ты сделала его приземленнее, конкретнее и полезнее!
Я буду рада ответить вопросы, отзывы и предложения в комментариях
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.