"Все зависит от отношения"

Автор статьи: Ольга Гордиенко

Грубо говоря, отношение к чему-либо (к себе, к другим, к событиям, к миру) можно разделить на два варианта - оценочное и описательное. И они имеют кардинальное различие не только в словах, но и в самоощущени, которое формируется благодаря определенному типу отношения. От этого будут зависеть принимаемые решения, восприятие перспективы и собственных ресурсов.

Оценочному отношению нас учили с раннего детства - "что такое хорошо, что такое плохо". И очень часто вместе с присвоением оценки не шло понимание причинно-следственных связей. Потом оценки в школе - тоже неотъемлемая часть обучения.

И вот вроде бы важные вещи, которые позволяют ориентироваться в происходящем. Только используя оценки на интеллектуальном уровне, их невозможно отделить от уровня эмоционального.

А на уровне чувств человек, попадая в оценочную шкалу, становится сравниваемым. И потому почти всегда недостаточным. А достаточным - только ситуативно. И потому большой страх этот статус потерять.

Из-за оценочного восприятия внутри начинает формироваться жёсткая шкала, по которой отсеиваются все и всё. И сам человек в том числе.

Собственная недостаточность всегда переживается как боль и стыд, как отсутствие права на что-то, субъективно очень важное. Внутренняя потребность оценивать когда-то была внешним отношением других людей, близких и значимых. Оно было впитано внутрь за отсутствием альтернативы. И изнутри оно потом годами и десятилетиями загоняет человека в узкие рамки, ограничивая его в его собственных способностях и возможностях.

Все мы любили получать "пятерки" и похвалу. А ещё если наше сочинение или рисунок показывали перед всем классом, то это было безумно приятным признанием.

Но каждое "молодец" перекидывает невидимый стыдящий мостик в тот момент в будущем, когда человек ошибётся. И вот тогда он попадает в другой конец спектра - он "плохой". Он "не смог". И тогда его очень тяжело поддержать. Потому что он находится внутри оценочной шкалы. Он так больно будет переживать свою ошибку именно потому, что чуть ранее был оценён как "молодец".

Но есть второй вариант отношения. Описательный. Это когда не "ты молодец", а "ты стараешься, но я вижу, что тебе сложно", "я в тебя верю", "хочешь, помогу?", "расскажи мне о своих сложностях".

И тогда возможно формирование отношения к себе как "я понимаю границы своей компетенции", "я могу признать свою ошибку и исправить ее или компенсировать ущерб и это будет иметь отношение к моей ответственности, а не самооценке".

Тогда достижение не про то, что "я хороший", а про то, что "я смог, у меня получилось, я так рад этому, я в восторге от признания". А потому и не будет от ошибки возникать такое болезненное, подламывающее переживание "я плохой", а будет "я допустил ошибку, потому что поторопился, не учел всех факторов, мне не хватило знаний". А потому "я могу восполнить свой пробел знаний, позволить себе работать в своем темпе, понимать, что влияет на мою внимательность и присматривать за этим".

Тогда и к другому можно относиться иначе. Отделять достижения или провалы от человеческих качеств и самих отношений с человеком. Тогда рядом с признанием будет возможна поддержка и сочувствие. Тогда на первый план будет выходить способность честно и открыто проходить взлеты и падения как процесс. Тогда сама жизнь будет становиться кинолентой, а не набором фотографий. Тогда сильно уменьшится вероятность того, что вырванный из контекста кадр неправомерно отбросит тень на то, с чем вообще не связано.

Без оценочного отношения возможна человечность. И доброта. И способность выдерживать искренность.



Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все мы родом из детства, 1 " Не живи полной жизнью и тогда близким будет легче".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Мы умираем лишь тогда, когда перестаём жить"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Я буду на тебя похожа? -Да -Ну и зачем тогда жить?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Если ваша "большая любовь" откажется от вас... Что у вас тогда останется?
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Почему мы "влетаем" в отношения "на всех парусах"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь