|
"Все зависит от отношения"Автор статьи: Ольга Гордиенко
Грубо говоря, отношение к чему-либо (к себе, к другим, к событиям, к миру) можно разделить на два варианта - оценочное и описательное. И они имеют кардинальное различие не только в словах, но и в самоощущени, которое формируется благодаря определенному типу отношения. От этого будут зависеть принимаемые решения, восприятие перспективы и собственных ресурсов. Оценочному отношению нас учили с раннего детства - "что такое хорошо, что такое плохо". И очень часто вместе с присвоением оценки не шло понимание причинно-следственных связей. Потом оценки в школе - тоже неотъемлемая часть обучения. И вот вроде бы важные вещи, которые позволяют ориентироваться в происходящем. Только используя оценки на интеллектуальном уровне, их невозможно отделить от уровня эмоционального. А на уровне чувств человек, попадая в оценочную шкалу, становится сравниваемым. И потому почти всегда недостаточным. А достаточным - только ситуативно. И потому большой страх этот статус потерять. Из-за оценочного восприятия внутри начинает формироваться жёсткая шкала, по которой отсеиваются все и всё. И сам человек в том числе. Собственная недостаточность всегда переживается как боль и стыд, как отсутствие права на что-то, субъективно очень важное. Внутренняя потребность оценивать когда-то была внешним отношением других людей, близких и значимых. Оно было впитано внутрь за отсутствием альтернативы. И изнутри оно потом годами и десятилетиями загоняет человека в узкие рамки, ограничивая его в его собственных способностях и возможностях. Все мы любили получать "пятерки" и похвалу. А ещё если наше сочинение или рисунок показывали перед всем классом, то это было безумно приятным признанием. Но каждое "молодец" перекидывает невидимый стыдящий мостик в тот момент в будущем, когда человек ошибётся. И вот тогда он попадает в другой конец спектра - он "плохой". Он "не смог". И тогда его очень тяжело поддержать. Потому что он находится внутри оценочной шкалы. Он так больно будет переживать свою ошибку именно потому, что чуть ранее был оценён как "молодец". Но есть второй вариант отношения. Описательный. Это когда не "ты молодец", а "ты стараешься, но я вижу, что тебе сложно", "я в тебя верю", "хочешь, помогу?", "расскажи мне о своих сложностях". И тогда возможно формирование отношения к себе как "я понимаю границы своей компетенции", "я могу признать свою ошибку и исправить ее или компенсировать ущерб и это будет иметь отношение к моей ответственности, а не самооценке". Тогда достижение не про то, что "я хороший", а про то, что "я смог, у меня получилось, я так рад этому, я в восторге от признания". А потому и не будет от ошибки возникать такое болезненное, подламывающее переживание "я плохой", а будет "я допустил ошибку, потому что поторопился, не учел всех факторов, мне не хватило знаний". А потому "я могу восполнить свой пробел знаний, позволить себе работать в своем темпе, понимать, что влияет на мою внимательность и присматривать за этим". Тогда и к другому можно относиться иначе. Отделять достижения или провалы от человеческих качеств и самих отношений с человеком. Тогда рядом с признанием будет возможна поддержка и сочувствие. Тогда на первый план будет выходить способность честно и открыто проходить взлеты и падения как процесс. Тогда сама жизнь будет становиться кинолентой, а не набором фотографий. Тогда сильно уменьшится вероятность того, что вырванный из контекста кадр неправомерно отбросит тень на то, с чем вообще не связано. Без оценочного отношения возможна человечность. И доброта. И способность выдерживать искренность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|