Вред от тренингов. Теневой аспект игнорирования психологии в обучении.

 

Развитие это всегда хорошо! Обучение это свет! Сейчас всех научим! — лозунги, под которыми бодрые тренеры загоняют сотрудников в их заслуженный выходной на тренинг — а если вы не пойдёте, то мы вас уволим!

Уровень деспотии и тоталитарности в организациях области обучения, достиг апогея. Перед HR-ми, ставятся амбициозные задачи — всех обучить! "В течении месяца, все должны знать что такое клиентоориентированность или конфликтология!" И начинается авральная работа по "выдёргиванию" сотрудников на тренинг, по спискам, не обращая внимание на опыт, усталость, наличие собственных планов, на порой единственный выходной. "Аудитория всегда должна быть полной, всегда должны идти тренинги!" — и тренер, от которого хотят по пять тренингов в неделю, заводит свою шарманку, про высокий уровень профессионализма, уставшим людям, которые подчас едут на перекладных из далёкого Подмосковья, не особо понимая, что от них хотят в этот раз, но — надо.

На тренинге сидит человек с растерянным видом, на вопрос тренера "что у вас случилось?", он отвечает, что пришёл на работу, в коридоре поймал HR и отправил на тренинг. Название тренинга он не знает, ничего об этом не слышал, у него запланированы дела на сегодня, а оказывается ещё и завтра идти. Просто представьте себя на его месте. На предложение тренера пойти заниматься своими делами, он отвечает, что не может, так как его тогда уволят — надо сидеть. Такое вот обучение, несущее свет.

На тренинг по продажам, заходит генеральный директор, поприветствовать собравшихся участников. Приветственная речь переходит в воспоминания, мысль льётся по древу, взлетает к небу и погружается в глубины лозунгов и манифестов. Участники узнают о продажах и нюансах мировоззрения человека, которого многие из них не видели и возможно, более никогда не увидят, все это бесплатно, в свой выходной день. А где-то лето, шашлыки, природа, но это там — за окном. Рядом с директором стоит тренер, который улыбаясь, ждёт своей очереди, со своими рассказами, жизненными историями, взглядами на жизнь, лёгкими поучениями, бородатыми анекдотами, занимательными разминками, шерингами и слайдами. Можно уйти пораньше? — У нас программа.

Тренинг по эффективной презентации или коммуникации — учимся говорить публично и коммуницировать! Сотрудники бэк-офиса, привыкшие к тихой работе с документами, в глаза не видевшие клиентов, последний раз выступавшие на защите дипломов в ВУЗе, с ужасом готовятся к выступлениям. И вот подходит "час Х" и тренер с улыбкой достаёт камеру и говорит: "ничто так не стрессует выступающего как красный огонёк камеры! А потом мы на видео разберём ваши ошибки!" И начинается работа с "отказниками" — теми интровертами, которые испытывают ужас, а весёлый тренер лепит из них экстравертов-ораторов, повторяя мантру о том, как полезно выходить из зоны комфорта и работать со своими страхами. В ход идут разные ухищрения тренера и вот уже испытуемый получает обратную связь и сформированную установку — больше на тренинги ни ногой. Тренер провёл тренинг по программе, получил "трудодень", HR получил тоже в KPI отметку — все довольны. Кроме тех, кому это было не нужно, а порой и вредно. Почему вредно? Потому что насилие вредит личности, даже если оно подкрашивается цветными красками.

Директивность и неприятие личностных границ в обучении имеет место быть и в этом основной вред тренингов. Подчас, тренер сознательно или неосознанно, путает участников — вроде создавая групповое пространство для размышления о том, "как можно делать лучше", он в результате навязывает единственно верный ответ — свой. И в этом и обман и вред. Наиболее ярко это проявлено в тех ситуациях, когда экспертность тренера слабее участников. Но контекст создаётся такой, что тренер всегда прав, так как он несёт мысль свыше — а с этим не спорим. Поэтому, лучше оставить своё альтернативное мнение при себе, а то вдруг чего. А кто будет выступать, тот в перерыве пообщается с HR-ом, на предмет корпоративной культуры и перспектив работы в компании. А надо за жилье ещё платить, кредиты, дети. Поэтому, при таком подходе, развиваются в основном адаптационные способности поддакивания, кивания головой и уверенных ответов. Если бы рядовые, да и не только, сотрудники в массе своей не были бы, так или иначе, в финансовой кабале, то организаторы и ведущие таких обучающих мероприятий узнавали бы о себе много нового, но …

"За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не заставят его радостно вилять хвостом", Уильям Биллингс. А ведь хотят же чтоб вилял! Ценности компаний пронизаны эпитетами про добро и радость. И в понимании организаторов, такое обучение должно приносить радость и только радость. Ну давайте будем честны — не приносит радость поездка в выходной день на учёбу, повторение сказанного другого человека, невозможность без страха высказывать своё мнение и т.д. Очень странному человеку могут приносить радость такие ингредиенты. А если это тренинг по клиентоориентированности, на котором участники узнают, что самое главное в работе с клиентом, это открытая, честная улыбка и счастье в глазах? Что клиент наше все и мы должны радоваться ему, радоваться, давай попробуем порадоваться, в этот солнечный день!

Наверное, искушённому читателю знаком термин когнитивный диссонанс — вот пример развития такого. Будет ли участник в своей деятельности применять предложенные навыки, использовать техники, полученные на тренинге, находясь в состоянии фрустрации? Как это повлияет на его дальнейшую деятельность? Какое отношение у него формируется к обучению? Помогает ли это развить в нем те качества, которые нужны бизнесу?

На мой взгляд, проблематика лежит в попытках вытеснения психологии из обучения и вообще из бизнеса. Во многих компаниях слово психология чуть ли не под запретом, на смену ей пришло или пытается войти, уверенное — надо! Оставь надежду, всяк сюда зашедший — все эмоции оставляем за дверью офиса. Упрощение до бездушных алгоритмов, бизнес-процессов, графиков и отчётов, с единственным интересом — выполнение своего KPI. Не умеешь — научим, не хочешь — заставим.

Ну а в результате, в динамике, что? Шаткие системы, не способные объединять, притягивать и удерживать таланты. Работа от безысходности. Низкая квалификация. Напряжённая обстановка в коллективе. Умри ты сегодня, а я завтра. Недовольные клиенты. Вдруг, неожиданно выросший конкурент. Кассовый разрыв. Вы думаете, я перегибаю?

Психология в организации — это как про любовь. И она везде проявлена или имеет потенциал быть проявленной или она вытесняется или она под запретом. Это как у человека — успешный, богатый, бессердечный, несчастный, неожиданно-болеющий, чего это вдруг. Деньги и достижение результата не делают никого счастливым, счастливым делает контекст — и личностный и организационный.

Смешные люди надеются, что покупка квартиры принесёт им счастье, а его принесёт лишь контекст, который сложится в этой квартире, а может и не сложиться и человек, будет мучиться от одиночества. В компании верят, что придёт счастье при открытии сотого магазина, а оно не приходит, стало, почему то ещё хуже, чем было при десяти, хоть и премии в разы больше. Бессмертные атеисты штурмуют новые вершины, не замечая тех, кого потеряли, не обращая внимание на еле уловимые сигналы оставшейся совести, строя системы, в которых они сами не будут нужны через несколько лет.

При чем здесь тренинги? На тренингах закладывается будущее организации. Это не просто пришёл человек учиться — через него создаётся связь с завтрашним днём компании.

Так как же мы относимся к своим посевам? Возделываем ли мы с любовью поля свои или как временщики, втаптываем семена в сухую почву, заботясь лишь о сиюминутных выгодах своих и прихотях?

И вред мы можем принести и пользу и "разумение своё уместно нам развивать и приумножать ". И бизнес-психология нам в помощь, поскольку через неё, находится гармония между человеком и бизнесом. Подвергая критике, сложившиеся стереотипы обучения и управления, мы находим новые концепции, способные более эффективно решать задачи бизнеса и отвечать потребностям людей в развитии и личностном росте.

Сайт автора.






Просмотров: 234
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Бесплатный тренинг "Быть счастливым - просто!".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Деструктивные тренинги или "как отличить хороший тренинг от плохого"
  • Почему и для кого делают "женские" и "мужские" тренинги
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • Рациональный Ответ Критике Окружающих: "мини-тренинг ассертивности"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В Севастополе пройдет открытый тренинг на тему: "Умение чувствовать и слышать деньги"
  • Почему "умный" не всегда значит "успешный"?
  • "ЖИЗНЬ - лучший тренер по плаванию!"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "Зачем нужен психолог, тренер или коуч?"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Просто чай. Или "тренинг контроля потока мыслей".
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь