Что мы чувствуем?

Автор статьи: Екатерина Холод

В жизни мы часто сталкиваемся с различными переживаниями: злимся, радуемся, находимся в печали, грустим, стыдимся, порой чувствуем страх и ужас, вину, обиду, отчаяние. Эти и другие переживания «захватывают» нас ежедневно, а бывает так, что они заблокированы… И тогда человеку кажется, что он  не чувствует ничего, а  другие обвиняют его в равнодушии и жесткости, бесчеловечности. Но на самом деле этот человек может оказаться очень чувствительным, просто по разным причинам в данный момент не в состоянии это переживать. Я хочу предложить вам «поразбираться»  с некоторыми чувствами, их происхождением, их ролью и значимостью в различных обстоятельствах.

Ярость – внешне представляет собой очень сильный аффект, наблюдение за которым рождает фантазии о его разрушительности для окружающих. Но на самом деле это сильное, неконтролируемое чувство направлено на слияние, это очень сильное желание получить что-то от другого человека. И в этом смысле ярость не может быть направлена на незнакомого человека, а лишь на близкого и значимого. Даже этимологически  глагол «ярость» в некоторых диалектах русского языка означает «похоть, возбужденное состояние в период течки у животных», а в некоторых украинских диалектах – «страстность, пыл, любовную готовность». Если у вас бывает состояние сильной ярости, бешенства, подумайте: к кому оно направлено, и главное, чего вы хотите от этого человека.

Раздражение, злость, гнев – направлены на сохранение своих психологических границ. Эти чувства возникают когда вокруг происходит то, что может нарушить границы человека. Раздражение – это первая попытка сигнализировать об этом, или о том что неудовлетворены очень важные потребности. Злость выполняет ту же задачу, отличается лишь интенсивность. Пример: когда малыш голоден, он сначала проявляет недовольство (раздражение), затем орет (злость), сигнализируя матери о том, что его важная потребность в еде не удовлетворена. Гнев выступает реакцией  на ситуацию угрозы.

Ужас, страх – Ужас является одним из наиболее ранних чувств, появление которого относится к младенческому возрасту. Поскольку младенец не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе, фрустрация (неудовлетворение) важных потребностей может быть воспринята как угроза его существованию, что приводит к появлению ужаса (поскольку объект не может быть проконтролирован).  Ужас часто провоцирует ярость (как последний отчаянный способ восстановить контроль над ситуацией).  Чтобы переживать ужас не обязательно наличие другого человека. А вот страх переживается только в контакте с другим, он выступает маркером угрозы. Задача психотерапевта – помочь клиенту выразить переживания страха и ужаса, освободиться от них.

Стыд  – стыд возникает в качестве социального регулятора возбуждения - ребенок оказывается захваченным врасплох в момент возбуждения, связанного с удовлетворением какой-либо его потребности, возбуждение при этом резко блокируется, появляется стыд  (пример: ребенок хочет спеть песню в автобусе, начинает, а мама резко прерывает его говоря, что это стыдно и так делать нельзя). Оставшийся избыток возбуждения в этой ситуации может быть направлен вовнутрь, что проявляется в интенсивных вегетативных реакциях – дрожи, потоотделении, гиперемии, сжимании тела для того, чтобы спрятаться или исчезнуть («провалиться сквозь землю»). Стыдиться можно только перед кем-то, кто стыдит, чаще всего это родители. Но реакции и ощущения, полученные в детстве, закрепляются и переносятся во взрослую жизнь. Так, в вышеописанном примере, ребенок, которому резко запретили петь, может потом всю жизнь стесняться говорить перед толпой, выступать, петь, он может считать что совершено не умеет этого делать, каким бы выдающимся голосом не обладал.

Зависть –  зависть относится к переживанию, содержанием которого является представление о том, что кто-либо обладает чем-то, что хотел бы иметь сам завидующий. В этом смысле зависть обозначает лежащее в ее основе желание. Зависть смешанное чувство, здесь есть и восхищение (желание обладать чем то) и злость (как реакция на отсутствие  этого у себя). Намного полезнее, если  внимание направляется на желание обладать чем-то, и на возможные способы достижения желаемого. Зависть часто  испытывают люди с заниженной самооценкой. В этом случае важно опираться на качества, которые нравятся человеку в себе самом, подчеркивать их.

Вина  – это одно из первых по-настоящему социальных чувств, которое предполагает, что я совершил нечто, что нанесло ущерб другому. При этом вина, в отличие от стыда, относится к действию, мною совершенному, а не к моему Я. Именно поэтому обращаться с ней значительно проще. Если человек заслуженно чувствует себя виноватым, и после извинения или восстановления нанесенного ущерба, перестает ее чувствовать – все в  порядке. Но бывает и по-другому. Человек вину чувствует, но по сути не виноват, и тогда извинения не принесут облегчения. Таким, всегда виноватым человеком, легко манипулировать.  Это может происходит по разным причинам, но чаще всего связано с нарушениями функционирования важных отношений в детстве. Если вы часто чувствуете себя виноватыми перед близкими – советую обратиться к психологу.

Следует отметить, что любое чувство всегда является показателем необходимости удовлетворения какой-либо потребности. И чем интенсивнее оно переживается, тем сильнее потребность и тем больше хочется ее удовлетворить. 



Просмотров: 280
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Почему зависть может быть только черной
  • Раздражение – злость – гнев – ярость
  • Раздражение, злость, гнев и ярость.
  • Раздражение... Злость... Гнев... Ярость..
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Почему я боюсь пойти к психологу? Кто же на самом деле психолог и чем он может быть полезен?
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Формула Гнева: раздражение + злость + ярость
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Этого не может быть!
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Великолепная шестерка эмоциональных разрушителей   СТРАХ, ОБИДА, ЗЛОСТЬ, ВИНА, ЗАВИСТЬ, ЖАЛОСТЬ   
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Про похвалы перед просьбой и почему это может быть манипуляцией
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь