Происходило ли с вами что-нибудь такое, о чем вы решили никому не рассказывать – молчать, потому что страшно или стыдно? Говорили себе: «Я никогда об этом не расскажу, никто об этом не узнает! Люди сочтут меня ненормальным». Решили спрятать это поглубже и от себя самого: «Об этом лучше, вообще, никогда не вспоминать!».
Если вы все еще читаете, то скорее всего эти размышления вам знакомы. Когда-то это были и мои размышления, размышления о моих травмах.
Можно долго обсуждать, что такое травма, каковы её критерии. Поэтому скажу сразу, психологическая травма – это понятие очень субъективное. И в то время как последствия физической травмы очевидны и поддаются понятному лечению, с психологической травмой дело обстоит сложнее и приходится разбираться самостоятельно. Так или иначе, все события, оставившие в вашей жизни неприятный след, требуют процесса переработки и горевания, чтобы случившееся мыслилось как опыт (когда прошлое осталось в прошлом, даже если вспоминать о нём вообще нерадостно).
Однако в сознании человека, да и общества в целом, что уж говорить, травма мыслится как что-то интимное, глубокое, внутреннее, иногда даже ценное. Поэтому о травме так трудно говорить. Порой кажется, что если не «ворошить прошлое», то будет легче, оно со временем потускнеет, потеряет свою силу, заживет. Но этот способ часто не работает. Это может привести к негативным последствиям, как неправильно сросшийся перелом.
Один из клиентов выразил это ощущение через такую метафору. Если в руке застрял осколок, то вытащив его, человек будет ощущать боль, ему придется быть с раной бережным, ухаживать за ней. Со временем рана затянется и останется лишь напоминание в виде шрама, но рука будет действовать так же ловко как прежде.
Но если стекло не вытащить, счесть, что лучше будет не трогать раненое место и делать вид, что не больно, рана тоже заживет, тоже останется шрам. Но останется и осколок внутри, который будет причинять боль при каждом движении руки, при каждом прикосновении к раненому месту. И человек будет чрезмерно оберегать это место, возможно, перестанет двигать рукой вовсе. Тогда он будет лишен той жизни, которую мог бы вести, если бы позволил оказать помощь, и осколок был бы извлечён.
Вот и парадокс. Даже когда мы не говорим о травме, травма говорит изнутри нас. Она вырывается в мир, доставляя нам страдания там, где мы, вроде бы, не должны их испытывать.
В самом начале моей терапии мне предложили рассказать о всех своих травмах. Эта идея поставила меня в тупик. Как? Рассказать? Все? Зачем моему терапевту это надо? Зачем надо слушать все это? Но на тот момент, услышав разрешение говорить о боли, я, неожиданно для себя, начала рассказывать все. В последствии я рассказала свою историю не раз. Все больше и больше я позволяла себе озвучивать свои чувства, озвучивать слова, которые меня когда-либо ранили, признаться в том, что я сама ранила других, все больше смелости появлялось для того, чтобы научится называть вещи своими именами, не преуменьшая и не приукрашивая случившееся, борясь с обесцениванием. И с каждым этапом этой работы меня посещало чувство облегчения. Мне было важно, что я не одна в этом. Что кто-то разделил со мной эту боль, не отвернулся от меня, не пытался помочь советом, сгладить углы, обесценить, пристыдить, мол, люди и худшее переживали. Мне было важно присвоить эти переживания.
Однажды один из моих учителей сказал, что, озвучив наконец травму, мы лишаем ее возможности властвовать над нами. Даже неаккуратное слово может долго причинять боль, если оно не разделено с другим человеком, оно как бы обретает над человеком силу.
И вот если после всего прочитанного, вы решили, что рассказать о себе – это ваш вариант отгоревать свою боль, то не спешите. Для такой работы должно быть свое место, время и подготовленный человек. Этим человеком для меня стал мой психотерапевт.
Начав погружаться, в травматические воспоминания, вам понадобится много принятия, поддержки, бережности от другого. Понадобится специальное место, где вы сможете рассказывать свою историю, как правило, не всю сразу, по кусочкам, внимательно следя за уровнем переносимости чувств во время рассказа. Вам потребуется передышка и время, чтобы осмыслить рассказанное вами о самом себе. В общем, для такой работы необходимо много ресурса, как внутреннего, так и внешнего. Такие условия можно создать только в терапевтическом процессе.
Не торопитесь, найдите терапевта, которому сможете доверять. Рассказывайте и дышите, дышите, дышите.
Автор - Вакуненкова Екатерина, @vakunenkovaekaterina
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.