Кризис старшего возраста.

   Кризис старшего возраста

 О кризисе среднего возраста знают, наверное, все, а вот о кризисе старшего возраста известно намного меньше. Что происходит с человеком, когда он достигает возраста, который определяется как пожилой/старый (после 70 лет)? Как он проживает свое угасание, как воспринимают это близкие? В этой статье я хочу немного порассуждать на эти темы. Здесь я намеренно не уделяю внимания болезням в старости, т.к. тема болезни, проживания ее, отношение к ней человека заслуживает особого внимания.

   В старости происходит постепенное снижение жизнедеятельности организма. Различные органы работают все медленнее, дают сбои, изнашиваются. Ухудшаются зрение и слух, появляются нарушения в работе нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и выделительной систем, снижается общий иммунитет организма, изменяются скелет и мышцы тела, пропадает упругость кожи. Человек как биологический организм движется к завершению своего существования..

     Кто-то готов к этим изменениям, принимает их как неизбежность, другие предпочитают не замечать старения организма, подкорректировать с помощью косметических процедур. Есть также люди, которые предаются апатии, демонстрируют беспомощность, свою зависимость от близких и от врачей.

     Угасание организма идет постепенно и к нему можно приспособиться. Наша психическая деятельность устроена таким образом, что недостаток одной функции можно компенсировать развитием другой. Поэтому и в достаточно пожилом возрасте можно развить некоторые жизненно важные функции.. Например, с помощью ходьбы или плавания укреплять мышечную систему, которая поддерживает скелет, а также влияет на общий тонус организма. Нарушения памяти можно компенсировать развитием навыков планирования, осознанности, устойчивости внимания.

     В период старения становится особенно важным опыт, полученный человеком, в течение жизни, опыт преодоления трудностей.

     Уже в зрелом возрасте стоит произвести ревизию своих ресурсов: материальных, физических, эмоциональных и духовных.

Материальные ресурсы — это финансы и недвижимость (квартира, дача), другая собственность, которая обеспечивает более менее комфортное проживание.

Физические — это состояние организма, знание о нем и умение поддерживать его функционирование в рабочем состоянии

Эмоциональные — это умение обращаться со своими чувствами, принимать и проживать их, умение обеспечивать себе интерес к жизни, коммуникативные навыки.

Духовные ресурсы предполагают способность выходить за рамки обыденных переживаний, переживать бесконечность времени и пространства, хаос и упорядоченность Вселенной.

     Если человек вовремя позаботился об этих ресурсах, у него появляется возможность не только прожить старость, но и обрести новые ценности:

  •  Более глубокой привязанности. По мере сокращения социальной активности становится меньше формальных контактов с другими людьми и тогда более значимыми становятся личные отношения. В них появляется большая глубина и сердечность, безусловность принятия другого. Однако недостаток умения принимать себя и других, доверять им, может привести к излишнему контролю, навязчивому поведению по отношению к близким.
  • Больше времени остается на уединение, которое может восприниматься как ресурс. Умение использовать ресурс уединения, но не изолироваться от других накапливается в течение жизни. Об этом хорошо писал Х. Мураками. « Какая-то часть меня невольно жаждет одиночества...Однако это чувство полной изолированности, как выплеснувшаяся из бутылки кислота, может разъесть ваше сердце, растворить его до полного исчезновения. Словно обоюдоострый меч, одиночество защищает вас, но в то же время ранит изнутри.» В уединении человек остается со своими переживаниями и может творчески переработать их, выразить любыми доступными средствами или, наоборот, погрузиться в депрессию.
  • Мудрость в принятии многообразия жизни. На жизненном пути человек сталкивается со множеством ситуаций, которые он преодолевает или встречается со своим бессилием, невозможностью повлиять на их изменение. Постепенно он обучается находить баланс между тем, что он может изменить и тем, что нужно принять как неизбежное. Если же этого не происходит может возникнуть вечное недовольство, которое выражается по любому поводу (деньги, власть, дети)
  • Созерцания и взаимодействия с природой. Потребность общения с природой у человека есть всегда. В юности и в зрелости она зачастую носит поверхностный характер, воспринимается как приложение к общению, новым впечатлениям, развлечению (пикники, поездки на море). В старости люди более чувствительны к благотворному влиянию чистого воздуха, тишины, пения птиц, шелеста деревьев, красоты цветов. У них появляется возможность создавать и возделывать свой кусочек природы на загородном участке или клумбе около дома.
  • Посещение театров, выставок, путешествия, получение эстетического удовольствия от общения с искусством. Если же в течение жизни эстетическое чувство остается неразвитым, то время занимается бесконечным смотрением сериалов и развлекательных передач, которые помогают убивать время, но мало что дают уму и душе.

 

     Период старения затрагивает не только самого человека, но и его близких. Часто угасание родителей происходит на глазах взрослых детей, которым трудно принять перемены в семейных отношениях, перейти от роли нуждающихся в поддержке и внимании родителей к роли тех, кто оказывает им эту поддержку. Особенно сложно это, когда приходится менять свой ритм жизни, уделять больше внимания стареющему родителю.

     Кроме того угасание сильного человека, которым воспринимался родитель, сталкивает с проблемой собственного бессилия, необходимости смириться с неизбежностью смерти, невозможностью повлиять на ход времени.

     В старости каждый человек, подобно встречается с болезнями, одиночеством, мыслями о смерти. Царевич Сиддхартха жил во дворце, окруженном высокой стеной от другого мира. Однажды он вышел за эту стену и встретился с реальной жизнью, где были болезни, старость и смерть. Это настолько сильно поразило его, что он покинул свой дворец, задумался о смысле жизни и встал на путь поиска Просветления.

    Каждому человеку в старости дается шанс осознать ценности своей жизни, понять ее смысл. В этом и состоит экзистенциальный кризис старшего возраста.

 



Просмотров: 348
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Опасный смысл: нужно ли искать смысл жизни и предназначение и к чему это может привести
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • 30 лет - это время свершений, а не кризис среднего возраста!
  • Что происходит с человеком, когда он выбрал неправильный путь в жизни
  • Женские и мужские роли в отношениях и семье. Что это такое в реальной жизни?
  • Вот что с нами происходит: не много о кризисах в жизни человека
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Кризис: среднего возраста, середины жизни, изменения, которые пугают.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «Эффект одноклассников» или почему нужный человек не появляется в жизни?
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь