|
В копилку родителям и не толькоАвтор статьи: Савчук Олеся
Рождаясь, ребенок уже является действующим субъектом. Он воспринимает мир, реагирует, принимает решения. И отчаянно нуждается в признании своей субъективности через признание и уважение его Личности. Ребенок живет всем своим существом в каждый момент. Он принимает сложнейшие для себя решения, ориентируясь на послания взрослых, но ничего не знает об этом. И не может рассказать о том, что с ним происходит, потому что у него нет для этого названия; может лишь показать через поведение или через тело. Взрослый, который внимательно относится к поведению, недомоганиям своего чада, может расшифровывать эти послания, и рассказать ребенку о том, что с ним происходит и о том, как устроен мир, о правилах жизни в нем. И тогда состоится диалог, к которому стремится ребенок любыми своими поступками (а не монологи двух людей из совершенно разных миров). Этот диалог создаст пространство для его гармоничного развития и обогатит внутренний мир родителя. Развиваясь в диалоге, созревает свободная и целостная личность. Ребенок пытается понять ожидания родителей и выполнить их. Ведь родители для него подобны богам, и законы их непреложны. Но как же узнать про эти законы, если про них нет четкой информации, а получаемые послания противоречивы? И что может он, только пришедший в этот мир, знать про своих родителей, если они сами мало знают о себе? Задача родителя - выполнять для ребенка роль внутреннего наблюдателя (подобного таковому у самого взрослого) - осознавать за ребенка чувства, которые он испытывает, и называть их для него. Правило в общении с ребенком: осознавание своих чувств и желаний, отделение их от ребенка, стремление понять, что он хочет сказать своим поведением и словами, что он пытается решить. Потом рассказать ему о его чувствах и желаниях и о том, как обстоят дела с миром и людьми, с которыми эти чувства связаны. Например послания, "ты делаешь то-то, потому что чувствуешь то-то...": причинно-следственная связь между чувством и действием; "ты чувствуешь то-то, и это нормально, но так делать нельзя, нужно найти что-то другое...": чувство и действие не одно и то же. Если родитель понимает ребенка, это не значит, что он должен отменить свое решение, но знание ребенком того, что его понимают, говорит ему о том, что он здесь есть, его видят и он важен. Значит, взрослый решает сейчас именно так не потому что не учитывает ребенка, у него есть веские причины, и подчиниться ему не значит отказаться от себя.
Ребенок имеет право быть недовольным тем, что не получает желаемого, и грустить об этом. Родителю достаточно просто принимать его с этим чувством. Здесь грусть ребенка не является свидетельством того, что вы плохой родитель. ____________ Если родитель не может удовлетворить потребность в защищенности, ребенок вынужден создавать предсказуемые для себя ситуации, которые являются лишь иллюзией удовлетворения потребности. Но облегчение приносят. Временно освобождают от страха. Это заставляет ребенка действовать одинаково снова и снова, формируя зависимость от поведения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|