Абстрактные метафорические карты обычно вызывают много вопросов - здесь нет никаких персонажей, событий, мест. Здесь вообще, на первый взгляд, нет ничего понятного. Только цветные или чёрно-белые линии и пятна.
Что с ними делать?
Давайте посмотрим на эти карты с двух сторон - со стороны абстрактного искусства (что, в общем-то логично, поскольку карты - это нарисованные картинки) и со стороны психологии (что, в общем-то, естественно, поскольку карты - психологический инструмент)))
Не обойдётся и без исторических экскурсов!
Сначала про искусство. Потому что оно - отражение процессов и тенденций, происходящих в обществе. А психология - частная отрасль, изучающая, в том числе, как человек встраивает себя в эти самые общественные процессы.
Надо сказать, что абстрактное искусство было свойственно человеку всегда - элементы его находят уже в первых рисовательных человеческих экспериментах в пещерах. Становление абстракционизма как отдельного направления приходится на конец 19 - начало 20 века.
Для пояснения - Что есть абстрактное искусство? Это догмат цвета, формы, линии. Иногда его называют неизобразительным, подчёркивая тем самым важную особенность - такое искусство не пытается изобразить реальную действительность, оно в большей степени передаёт эмоциональное впечатление художника, который делится им со своими зрителями.
Здесь я неимоверным усилием воли останавливаю исторический экскурс. В конце текста дам ссылки на несколько коротких и очень толковых статей по истории абстракционизма.
Подчеркну несколько важных для меня вещей:
1. Абстракционизм не просто так стал массовым (и модным) направлением - он отразил стремление людей перейти на новый уровень понимания себя и мира - как абстрактной идеи. Ещё не случилось открытий квантовой физики, но человек уже понял (вспомнил), что он, как и всё вокруг - всего лишь форма, фигура, в которую сбились атомы и которая когда-нибудь распадётся. Человек стал ощущать своё единство со всем живым и неживым миром и на уровне эмоций, желаний, и на уровне форм, идей.
2. Человек начинает использовать абстрактное искусство как один из универсальных языков (как музыка, математика), доступный для понимания любому человеку вне зависимости от цивилизации и образа жизни. Эмоциональный компонент, экспрессия, впечатление выходят на первое место.
3. Не секрет, что абстрактное искусство понимается и воспринимается с интересом далеко не каждым человеком. К этому склонны более свободные люди, готовые выйти за рамки условностей, посмотреть на мир шире, увидеть его по-другому, допускающие нелинейность времени и пространства, да и вообще другие картинки мира.
В общем, вот такие штуки происходят в искусстве.
А в психологии тем временем происходит вот что.
Достопочтенный Зигмунд Фрейд, а за ним и его ученик Юнг обращают внимание на важность ассоциаций и символов в работе по расшифровке человеческого сознания. Какая-то удивительная штука - почему-то на ум приходят странные слова, они цепляются друг за друга, выстраивают цепочки и благодаря этому начинаешь лучше понимать, кто ты и что с тобой происходит.
Это раз.
А ещё в психологии начинает активно преобладать механистичная, естественно-научная концепция. Одним из последствий которой становится появление тестов. Кажется, всё просто - есть стимульный материал, есть таблица с возможными вариантами ответов, опираясь на которую можно определить человека в ту или иную категорию - вот так нас стали раскладывать по абстрактным ячейкам))) Началось всё с двух ячеек "больной - здоровый", а потом они становились всё сложнее и росли в количестве.
А тут ещё и запросы растущей экономики требовали быстрой и надёжной проверки - подходит человек под требования или нет. Живой контакт всё больше уходит в прошлое, появляется автоматизация - батареи тестов.
В общем - всё способствовало бурному развитию тестирования.
И одними из первых были словесные ассоциативные тесты (В. Вундта, Ф. Гальтона, а затем и Юнга).
Нас же интересует другой тест - чернильные пятна Германа Роршаха (1921 год) - вот он, первый прообраз абстрактных метафорических карт!))) Симметричные чернильные пятна нескольких цветов, которые становятся импульсом, стартовой площадкой для потока ассоциаций клиента.
Но будем помнить важное отличие - карты - не тесты. И даже не инструмент диагностики. А всего лишь способ, инструмент, помогающий установить доверие и раскрыться.
Ещё один кирпичик - знаменитый тест Люшера (1948 год), предполагающий субъективное восприятие одних и тех же цветов разными людьми и связь этого восприятия с процессами, происходящими в психике человека.
Опять же - это тест. Но идея - наша, проективная)) И стимульный материал совершенно абстрактный!)
А дальше - всё просто. Проективные техники активно развиваются в рамках тестирования.
Затем появляется их (проективных техник) разновидность - метафорические ассоциативные карты. В какой-то момент появляются первый абстрактные карты - я так думаю, что это всё же были немецкие Ecco, не нашла информацию о каком-нибудь другом варианте.
Сегодня таких карт не очень много.
Для меня они всегда стоят особняком. Эти карты дают возможность тоньше прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу, к своим эмоциям. При должном настрое эти карты глубже открывают доступ к своим собственным мыслям - ведь здесь нет никакого ориентира, никакого фокуса. Мы не цепляемся к осмысленному сюжету, у нас нет никаких направляющих.
Полная свобода. И только наша смелость стоит на границе)
П.С. Знаменитый экран проекций, сновидений Фрейда совершенно чистый - пустая белая карта.
Стояла я однажды перед ним в музее Фрейда в Питере - интересное переживание.(На фото как раз этот момент).
Но полное отсутствие стимулов - обычно совсем страшно для нашего опасливого ума. Такие демоны могут проявиться!)
Я подозреваю, что именно по этой причине практика психоанализа длится так долго. Нашему уму почти невыносимо сталкиваться с абсолютной пустотой.
Давайте поддержим наш ум некоторым стимулом, чуть направим его, но иногда и будем готовы рискнуть взглянуть в лицо абстрактного хаоса - ведь ровно тоже самое творится в нашей душе. И только нам самим под силу навести в ней порядок, структурировать истории, события и явления так, как нам это важно.
А вот те самые ссылки на толковые статьи про абстрактное искусство6
- http://zen-designer.ru/arts-history/192-abstractionism
- http://rusavangard.ru/online/history/abstraktnoe-iskusstvo/
- ну и википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC?fbclid=IwAR0CXbCif7YgO9pRmDUZkURH2Ak89GpfqGYpO4klwBX8CBsTyOci2Ez8twM