Упражнение для выявления скрытых причин депрессии

                     Упражнение для выявления скрытых причин депрессии

Нередко выявление истинных причин депрессивного состояния бывает затруднительным, поскольку воспоминания, с ними связанные, могут быть настолько болезненными, что вытесняются в бессознательное, а сознание услужливо подсовывает другие объяснения. Однако при работе с негативным психологическим состоянием очень важно попасть точно в цель – в ядро источника этого состояния – и разрушить его.

Чтобы наиболее эффективным и безопасным способом выявить настоящие причины депрессии и добиться скорейшего улучшения состояния я использую методы эмоционально-образной терапии, в том числе замечательное диагностическое упражнение «Путешествие в мрачную страну», созданное Н.Д. Линде.

Расскажу о нём на примере работы с моей клиенткой Диной 25 лет (имя изменено, разрешение на публикацию получено). Дина жалуется на апатию, пониженное настроение, эмоциональные колебания и рассказывает, что такое состояние испытывает очень давно. На обращении к психологу настаивал её молодой человек, который понимал, что такой пониженный фон настроения не является нормальным, тогда как сама Дина уже практически смирилась с тем, что будет такой всю оставшуюся жизнь, поскольку антидепрессанты, неоднократно назначаемые врачами, не приносили значительного облегчения.

Я прошу Дину представить: «Вы в компании добрых и весёлых друзей отправилась в поход в мрачную страну. Всё-всё, что встречается на пути там, очень мрачное. Если вы встречаете какой-то мрачный объект или мрачное живое существо, вы с весёлыми друзьями окружаете его со всех сторон и изучаете. Вы можете поговорить с ним или что-то сделать для него, чтобы в итоге его расколдовать. Можете мысленно встать на место этого субъекта и понять, что он думает и чувствует. Когда вы разгадаете его тайну, вам нужно будет сделать его весёлым и счастливым».

Первое, что встретилось Дине в мрачной стране, была огромная туча, которая вызывала ощущение полной безысходности и беспросветности. Представив себя на месте тучи, девушка сказала, что её просто разрывает от невыплаканных слёз, потому что мама совсем не обращает на неё внимания, а ещё запрещает плакать, потому что плакать можно только если кто-то умер (к сожалению, клиенты нередко говорят о такой установке в семье).

Дина рассказала, что в их семье вообще существовал запрет на выражение эмоций: громко смеяться тоже было нельзя, чтобы не мешать родителям, которые всегда были заняты и на все просьбы Дины поиграть с ней говорили: «Иди поиграй сама!».

Тогда я использую приём созерцания дождя, изобретённый Н.Д. Линде, чтобы дать пролиться невыплаканным слезам. Он очень эффективен при работе с клиентами, которым в силу разных причин сложно выражать свои эмоции. Дождь в Дининой стране идёт очень долго – слишком много накопилось невыплаканных слёз.

Дождь продолжал накрапывать, но Дина решила продолжить путешествие и встретила на пути маленького застывшего зайчика, который полными печали глазами смотрел на ледяную статую. Представив себя на месте зайчика, девушка сказала, что он мечтает только об одном – чтобы его крепко обняли, и больше всего он ждёт объятий от этой недоступной статуи. Дина сказала, что ей очень хотелось бы нарисовать это, но от цветных карандашей отказалась, объяснив, что в мрачной стране нет места цвету. 


                    

Очевидно, что зайчик – Внутренний ребёнок Дины, а статуя – её мама. Я прошу Дину взять зайчика на руки, самой крепко обнять его и сказать от имени своего Внутреннего родителя: «Ты очень важен и нужен мне! Я всегда буду любить тебя и заботиться о тебе! Я разрешаю тебе чувствовать и свободно выражать свои чувства. Я никогда не буду ругать тебя за это!». Дина повторяет это несколько раз, обнимая зайчика, и он становится живым и начинает радостно улыбаться.

Потом я прошу девушку представить себя на месте статуи, и Дина говорит, что ей сразу же стало очень грустно и холодно. Однако когда с места статуи она смотрела на зайчика, она чувствовала любовь и нежность к нему, но при этом сильную скованность, как будто лишена была возможности выразить свои чувства, потому что её не научили этому. Дина вспоминает, как мама рассказывала, что её собственная мама (бабушка Дины), пережившая войну, всегда была очень суровой и сдержанной.

Тогда мы говорим статуе (проекции мамы в бессознательном Дины): «Я разрешаю тебе тоже быть живой, чувствовать, свободно выражать свои чувства!», и статуя становится молодой Дининой мамой – того возраста, когда Дина была маленькой. Зайчик превращается в маленькую девочку, и они с мамой бросаются обнимать друг друга.

Внезапно оказывается, что дождь закончился, а туча превратилась в солнышко. Дина сказала, что чувствует себя намного лучше, а ещё она поняла, что мама на самом деле любила её, просто не умела выразить свои чувства. Дина, наконец, расплакалась, и это были слёзы облегчения.

В следующие встречи мы продолжили работать средствами эмоционально-образной терапии. Сейчас Дина чувствует себя хорошо: апатия и депрессивное состояние прошли полностью, а колебания настроения значительно уменьшились.



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Переходящее знамя «Дина»
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Сновидения и кино: «Я - Дина» (2002) — от детской травмы к способности любить
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если мужчина говорит вам, что очень дорожит своей свободой…
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Я очень рада, что тебя со мной нет!
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь