|
Что такое инвалидирующее окружениеАвтор статьи: Кармадонов Олег Анатольевич
Это когда чувства и эмоции ребенка (и не ребенка) не воспринимаются всерьез, обесцениваются, игнорируются, порицаются, высмеиваются, короче, делаются "недействительными" (invalid) близкими людьми. То, что одни эмоции инвалидируются, означает, что окружение знает - какие эмоции и в каких ситуациях - "правильные". Поэтому твои переживания должны быть приведены в соответствие с этими "золотыми стандартами". Как пишет Марша Линехан: "Большое значение придается тому, чтобы быть счастливым или, по крайней мере, уметь рассмеяться в лицо трудностям; вере в свою способность достичь любой цели или, по крайней мере, умению не пасовать перед безнадежными ситуациями; и, больше всего, роли положительного настроя в преодолении любых преград". Твоя неспособность соответствовать этим стандартам ведет к порицанию, критике и попыткам окружающих изменить (даже насильно) "неадекватные" установки. Дальше происходит следующее. Во-первых, близкие и родные люди, игнорируя и не признавая чувства ребенка, не учат его определять собственные переживания, то есть, разбираться в них, выпуская его в большой мир эмоционально тупым. Во-вторых, никто, понятное дело, не учит его и модулировать эмоциональное возбуждение, то есть, грамотно управлять своими эмоциональными состояниями или переносить дистресс. В-третьих, инвалидирующее окружение часто провоцирует крайние эмоциональные проявления или чрезвычайные проблемы, создавая которые ребенок пытается "достучаться" до близких. В-четвертых, ребенок не учится доверять собственным эмоциональным реакциям и когнитивным конструктам (суждениям), постоянно сомневаясь в их адекватности. А ориентироваться на что-то надо, и он начинает искать такие ориентиры во внешнем мире, ожидая, что они подскажут, как следует мыслить, чувствовать и действовать. Люди, чьи чувства игнорируются и обесцениваются, стремятся или покинуть свое окружение и бежать от него без оглядки, или совершают над собой насилие, приводя себя в соответствие с его стандартами, или пытаются что-то сделать с окружением, чтобы нейтрализовать его давление. Если невозможно ни первое, ни второе, ни третье - формируется, утверждает Линехан, пограничное расстройство личности. "Папа, почему ты не стучишься, когда заходишь ко мне в комнату?" "Мама, почему ты, не спросив меня, выбросила мои вещи?" "Зачем вы записали меня на эту ...?" "Почему я должен идти с вами туда, куда мне не хочется?" и пр. и пр. Не надо гнать своё чадо в счастье железной рукой... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|