Оценки в школе : "опять двойка", дома : "ты плохо себя ведёшь", во дворе : "смотри, какой классный велик" - все мы окружены оценками с детства и сами учимся оценивать сызмальства. Давайте разберёмся, какова-же функция этого феномена и рассмотрим её искажения.
Что я получаю, в результате оценки? Возможность выбора, а в итоге, способность совершить "оптимальный", подходящий лично мне и сейчас. Совершить выбор это означает принять что-то из того,что позволяет окружаюжая среда и отвергнуть остальное. Обе возможности, как вы можете заметить, требуют агрессии, ещё можно обозначить зону максимального напряжения, когда я, не совершая выбор, оттягиваю его.
Теперь об искажениях восприятия. Сама реальность мне не доступна, поскольку я человек, моё восприятие ограниченно, а однобокость оценки может сыграть злую шутку.
В магазине:
- "Какая красивая коробка конфет! Беру!"
Дома:
- "Как можно есть такое г. - в помойку!"
Самое сложное требование адекватности оценки - всесторонность, сложное, поскольку экзистенциально недостижимое.
- "Коробка красивая, состав соответствует моим предпочтениям, отзывы на товар хорошие, срок годности, условия хранения, сертификация, поеду на завод, посмотрю как их делают, из какого сырья, поеду к поставщикам" и так без конца, целые списки за и против... И это касается не только конфет: спортзал, школа, жена, психотерапевт. Так, что я имею ввиду достаточную всесторонность, которая включает не только оценка внешнего, но и эмоциональную реакцию. Можно выделить много требований, объективность, точность, детерминированность, надёжность, но так и не приступить к выбору, принятию или отвержению. И причины этого уже не в способе оценки, они связаны с особенностями характера, ситуации и требуют индивидуального рассмотрения.
Обратите внимание, что всё это внутренние процессы. Оценка это внутренний феномен и наружу он выносится в виде решения отвергать или принимать. А вот если он выносится наружу в форме оценки, то это уже речь не об оценке а о манипуляции. Унижение, лесть, оскорбления, бравада, корысть - далеко не полный перечень форм, скрывающихся за оценкой выставленной на показ.
В психологических сообществах, я часто встречаюсь с формулировкой "обесценивание", скрывающую истинную суть происходящего, поскольку будучи вынесенной в межличностное пространство, она теряет смысл. Идеализация и обесценивание это примитивные внутренние феномены регулирующие принятие и отвержение объектов или опыта взаимодействия с ними, в психоаналитической литературе их относят к т.н. защитам. Посему, претензия "Ты меня обесцениваешь!" бесмыссленна и за ней скрывается нечто совершенно иное. Может показаться, что я "обесцениваю обесценивание", я отвергаю этот "термин" и задаю ему границы применимости, в виде "отвержение значимого объекта или опыта, ввиду искажения восприятия реальности".
Когда мне женщина говорит "Ты не достоин меня, потому, что ты мало зарабатываешь" я считаю, что она меня унижает, если женщина на сессии говорит, "Он не достоин меня, потому, что мало зарабатывает" я считаю, что она "обесценивает", но если она говорит это всем, то манипулирует с туманными целями.
"Не всё то плохо, что хорошо", мы нуждаемся в оценке извне, с помощью неё ориентируемся в окружающем мире и нам важно знать не только то, что нас отвергают, но и почему, как нас оценивают - но не все, не везде, и не в любой форме. Это мой выбор, какие оценки принимать, какие отвергать, какую форму предпочитать, выбор взрослого человека. У ребёнка нет такой свободы, поэтому он гораздо уязвимей и буквально зависит от оценки, вашей оценки, будьте деликатны, на этом этапе внутреннее еще не сформировано и манипуляции либо воспитывают, либо разрушают.
В заключение, хочу сказать: сложности связанные с оценкой, ничто по сравнению со сложностью принимать, отвергать или быть отвергнутым, ведь часто это сопровождается унижениями, оскорблениями, неприятными чувствами, опасными состояниями и многим другим. Всё это вовсе не обязательно принимать на свой счет, но это требует устойчивых границ, поддержки, терпения и внимания. Приглашаю!