Обесценивание - правда и ложь об оценке.

  Обесценивание  правда и ложь об оценке

Оценки в школе : "опять двойка", дома : "ты плохо себя ведёшь", во дворе : "смотри, какой классный велик" - все мы окружены оценками с детства и сами учимся оценивать сызмальства. Давайте разберёмся, какова-же функция этого феномена и рассмотрим её искажения.
Что я получаю, в результате оценки? Возможность выбора, а в итоге, способность совершить "оптимальный", подходящий лично мне и сейчас. Совершить выбор это означает принять что-то из того,что позволяет окружаюжая среда и отвергнуть остальное. Обе возможности, как вы можете заметить, требуют агрессии, ещё можно обозначить зону максимального напряжения, когда я, не совершая выбор, оттягиваю его.
   Теперь об искажениях восприятия. Сама реальность мне не доступна, поскольку я человек, моё восприятие ограниченно, а однобокость оценки может сыграть злую шутку.
В магазине:
- "Какая красивая коробка конфет! Беру!"
Дома:
- "Как можно есть такое г. - в помойку!"


Самое сложное требование адекватности оценки - всесторонность, сложное, поскольку экзистенциально недостижимое.
- "Коробка красивая, состав соответствует моим предпочтениям, отзывы на товар хорошие, срок годности, условия хранения, сертификация, поеду на завод, посмотрю как их делают, из какого сырья, поеду к поставщикам" и так без конца, целые списки за и против... И это касается не только конфет: спортзал, школа, жена, психотерапевт. Так, что я имею ввиду достаточную всесторонность, которая включает не только оценка внешнего, но и эмоциональную реакцию.  Можно выделить много требований, объективность, точность, детерминированность, надёжность, но так и не приступить к выбору, принятию или отвержению. И причины этого уже не в способе оценки, они связаны с особенностями характера, ситуации и требуют индивидуального рассмотрения.


  Обратите внимание, что всё это внутренние процессы. Оценка это внутренний феномен и наружу он выносится в виде решения отвергать или принимать. А вот если он выносится наружу в форме оценки, то это уже речь не об оценке а о манипуляции. Унижение, лесть, оскорбления, бравада, корысть - далеко не полный перечень форм, скрывающихся за оценкой выставленной на показ.
  В психологических сообществах, я часто встречаюсь с формулировкой "обесценивание", скрывающую истинную суть происходящего, поскольку будучи вынесенной в межличностное пространство, она теряет смысл. Идеализация и обесценивание это примитивные внутренние феномены регулирующие принятие и отвержение объектов или опыта взаимодействия с ними, в психоаналитической литературе их относят к т.н. защитам. Посему, претензия "Ты меня обесцениваешь!" бесмыссленна и за ней скрывается нечто совершенно иное. Может показаться, что я "обесцениваю обесценивание", я отвергаю этот "термин" и задаю ему границы применимости, в виде "отвержение значимого объекта или опыта, ввиду искажения восприятия реальности".
   Когда мне женщина говорит "Ты не достоин меня, потому, что ты мало зарабатываешь" я считаю, что она меня унижает, если женщина на сессии говорит, "Он не достоин меня, потому, что мало зарабатывает" я считаю, что она "обесценивает", но если она говорит это всем, то манипулирует с туманными целями.

"Не всё то плохо, что хорошо", мы нуждаемся в оценке извне, с помощью неё ориентируемся в окружающем мире и нам важно знать не только то, что нас отвергают, но и почему,  как нас оценивают - но не все, не везде, и не в любой форме. Это мой выбор, какие оценки принимать, какие отвергать, какую форму предпочитать, выбор взрослого человека. У ребёнка нет такой свободы, поэтому он гораздо уязвимей и буквально зависит от оценки, вашей оценки, будьте деликатны, на этом этапе внутреннее еще не сформировано и манипуляции либо воспитывают, либо разрушают.


В заключение, хочу сказать: сложности связанные с оценкой, ничто по сравнению со сложностью принимать, отвергать или быть отвергнутым, ведь часто это сопровождается унижениями, оскорблениями, неприятными чувствами, опасными состояниями и многим другим. Всё это вовсе не обязательно принимать на свой счет, но это требует устойчивых границ, поддержки, терпения и внимания. Приглашаю!





Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Оценочные суждения. Нужны ли ваши "оценки" вашему ребенку?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Методика оценки негативных мыслей "Доказательства" (КПТ)
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Предательство | "Удар в спину" или "Моральный выбор ни в нашу пользу"?
  • Страх оценки. Как избежать "наказания"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь