С точки зрения гештальт-подхода, психосоматика- это неосознаваемая и/или нереализованная потребность. Цель такой работы- понять, что за потребность лежит под симптомом и каким другим образом она может реализовываться.
К примеру, зачастую болезни ЖКТ (гастрит, язвенный колит, панкреатит и т.д.)- это страх и невыраженная злость, за которыми стоит потребность в отстаивании собственных границ, а варикозное расширение вен- это потребность в безопасности. И если они, эти потребности, вступают в конфликт, то велика вероятность возникновения симптома.
Абрахам Маслоу,американский психолог, хорошо описал "Пирамиду потребностей", где базовые потребность, фундамент, составляют физиологические потребности (еда, сон, продолжение рода), потом следует потребность в безопасности, потребность в любви и принятии, потребность в уважении и потребность в самоактуализации.
Потребностей много, и ,да, они могут конфликтовать внутри самого человека: потребность в любви может конфликтовать с потребностью в уважении (когда человек, предавая себя и свои ценности, ищет любви у партнера, который не отзывается на него. Заслуживание любви). Или когда потебность в безопасности кореллирует с потребностью в самоактуализации ("я хочу проявить себя, но очень боюсь, что меня отвергнут").
Что и говорить, психосоматика- это всегда конфликт потребностей. Упражнение:
1.Причувствуйтесь к телу и поймите, с каким симптомом сейчас вы хотели бы поработать?
2. Опишите для себя, как ощущается ваш симптом, в виде чего представляется, какого он цвета, температуры и консистенции? Что чувствуете к нему и чего от него хотите?
3. Представьте образ вашего симптома на стуле и физически переместившись, станьте им.
4. Дайте себе некоторое время, чтобы почувствовать себя в качестве симптома. Поймите, как живется ему там физически и эмоционально? Опишите свои ощущения.
5. Заметьте, что на соседнем стуле сидит “хозяин”. Скажите, что чувствуете к нему и чего хотели бы от него.
6. Пересядьте на своё место. Каковы ощущения? Вспомните слова симптома. Что вы можете сказать в ответ?
7. Следующими шагами продолжайте диалог между собой и симптомом.
8. Работу можно считать завершенной, когда диалог состоялся и виден конценсус.
9. Вернитесь на свое место и ассимилируем итоги данной работы: -как вы себя чувствуете сейчас?
-симптом ощущается также/его интенсивность снизилась/ симптом исчез. Что такого было в работе, что симптом уменьшил свою проявленность?
-вспомните 2-3 ситуация, когда состояние, которое у вас есть сейчас, необходимо в жизни. При необходимости алгоритм можно повторять.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.