Взрослость: между радостью и усталостью. Продолжение

Взрослость между радостью и усталостью Продолжение

Взрослость: между радостью и усталостью. Продолжение

О.В. Лукьянов

Начало: https://www.psyoffice.ru/article/122631/

Вот конференция и состоялась. Проводив всех гостей, возвращая в пространство и жизнь привычный порядок, открывается то, чего нам в повседневности незаметно не хватает. Во время конференции мы живем по-взрослому хорошо, можно даже сказать, что в некотором смысле, по-взрослому счастливо. Мы радостно устаем от присутствия людей (друзей) и от своего собственного присутствия. А закончив, конечно, отдыхаем, но… что же заставляет нас чувствовать печаль при завершении больших дел? Перестаем ли мы быть взрослыми, проводив гостей? Очевидно, что нет. Можно предположить, что взрослость остается, но чего-то лишается. Впрочем, если гости задерживаются дольше запланированного, тоже ничего хорошего не обещает. Ведь наша повседневная взрослость вмещает в себя очень много. Все-таки, взрослость – это пространство. Мы не однажды становимся взрослыми, мы проходим через взрослость на каждом этапе нашей жизни. Но со временем все больше осваиваем пространство взрослости.

Сегодня часто взрослость является проблемой. Мы слышим, что дети не хотят взрослеть, что взрослых людей нет, что взрослые люди плохие, поскольку теряют важные свойства, что взрослые плохо обращаются с детьми и т.д. Но понимаем ли мы что такое взрослость? Есть ли точка, линия, плоскость, на которой мы становимся взрослыми? Вероятно, нет. Взрослость следует считать пространством или способом присутствия, в которое мы заходим и выходим. Мы заходим в пространство взрослости, будучи детьми и выходим из него, будучи взрослыми. Можно ли описать феноменологию пространства взрослости? Как я уже представлял в первой части своего сообщения, одной из «рек» этого пространства является река с берегами РАДОСТЬ и УСТАЛОСТЬ. Вспомним так, же, что слишком большое расстояние между радостью и усталостью – это плохая взрослость, а если радость и усталость близки, то хорошая.

После сообщения на конференции в Кемерово 22 марта 2019 года о хорошей и плохой взрослости Александр Ефимович Алексейчик предложил мне оценить: на сколько процентов от нормы (100%) я хорошо взрослый и насколько плохо. Как я сам себя чувствую. Получилось очень полезно. Субъективно я по-хорошему взрослый лет на 25, а плохо взрослый на 55. То есть я чувствую себя в некотором смысле и старше и младше реального возраста. Там, где я безрадостно (бездарно) уставший, и там, где я устало радостный, я становлюсь по-разному взрослый. Этот самоанализ продолжился и позже. Я отмечаю те аспекты, где не могу считать себя хорошо взрослым. Их довольно много.

Если представить себе нить, на одном конце которой радость, а на другом усталость. И представить, что в конкретной ситуации длина этой нити постоянна, то есть ситуация нам дана. То, взросление, можно обозначить как тягу за середину этой нити вверх или вниз (наверное, можно тянуть, то есть, взрослеть,  и вперед, и назад, но не все сразу). То есть, усилие взрослости – это не прямое соединение радости и усталости, а усилие движения в пространстве, перпендикулярное дилемме радости и усталости. И это усилие можно обозначить как уточнение своего присутствия. Хорошая взрослость проявляется в точных усилиях и точных присутствиях. Ребенок может быть как взрослый, если скажет точное слово. И, даже, если он сказал это слово, не полностью понимая, что именно сказал, но получилось точно, то ребенок выглядит взрослым.

Предположим еще, что уточнение своего присутствия может быть в сторону повышения своего уровня бытия, то есть в сторону радости, и в сторону понижения уровня, порядка своей жизни, то есть в сторону страдания. Обозначим этот вариант, как движение вниз («падение») и движение вверх (возвышение). Подобно известному выражению Александра Ефимовича про детство: «Можно впасть в детство, а можно возвыситься до детства», можно сказать и про взрослость: можно возвышаться до взрослости и можно падать во взрослость.   

Сформулируем главную мысль:

Решающее значение имеет интонация уточнения своего присутствия в мире (в ситуации). Конечно, имеет значение и масштаб, и степень определенности, и продолжительность и все другие характеристики ситуации. Но психологически важна интонация. Нет одной универсальной интонации, но важно, чтобы интонация была верной, точной, причем, точной по-своему.

Кроме точности интонации имеет значение и точность содержательная. Точность, вообще, очень хорошее слово. С помощью точности можно определять различные феномены нашей жизни, например:

Точная фантазия - гениальность

Точное чувство - любовь

Точное слово - наказание

Точная простота - мудрость

Точная граница - свобода

Точное чувство юмора - вера

Точная избыточность - праздник

Точное прикосновение - счастье

Точная слабость - болезнь

Точная сила - позволение

Точное напряжение - бодрость

Точное внимание - покой

Точное присутствие - взрослость

 

Мы взрослеем не просто уставая, отдыхая, радуясь, страдая, обучаясь, испытывая и т.д.. Мы взрослеем уточняя себя в усталости, радости, страдании и т.д. И мы являемся плохо взрослыми, если наше присутствие не достаточно точно. Например, если мы не точны во своем внимании, то тревожимся и тревога, хоть и взрослая, но не хорошая.

Можно еще представить противоположности взрослости. Очевидно, что их много и они тоже требуют уточнения:

Взрослость против детства. Ребенок радостно утомляет взрослого, взрослый уточняет радость ребенка

Взрослость против старости. Старик печально утомляет взрослого, взрослый томительно радует старика.

Взрослость против смерти. Смерть детей убивает взрослых. Смерть взрослых мешает детям быть детьми.

Взрослость против работы. Работа испытывает человека на взрослость.

 

Важным вопросом является и вопрос о взрослом счастье. В первой части сообщения мы говорили, что взрослость – это способность окончательно выбрать счастье. Но какое оно – взрослое счастье? Если счастье – это способность испытать радость немедленно, то взрослое счастье – это способность немедленно испытать радостную усталость. Это наводит на мысль, что взрослое счастье следует искать в труде. Но как, при этом, не стать трудоголиком? Как не упустить момент важности одного труда ради другого? К сожалению, теоретического ответа на этот вопрос нет. Необходимо уточнять усилие своего присутствия в мире, уточнять и интонацию, и содержание. Взрослость – это вопрос реализации: как жить, если не все нравится, не все понятно, не все получается?

Взрослости сегодня не хватает. Но не только у конкретных людей. Сегодня мы можем сказать, что видим невзрослость человечества. Мы имеем дело с не взрослыми институтами, не взрослыми правительствами и т.д. Экзистенциальная психология как психология взрослости актуальна и практична.

 Ну и сформулируем еще раз:

Взрослость - уточнение присутствия между радостью и усталостью.  Взрослеть - значит уточнять свое присутствие в мире.



Просмотров: 310
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое взрослость?
  • Психологическая Взрослость: для чего нужна и где её взять
  • Взрослость.
  • Взрослость
  • Взрослость.
  • Взрослость - это что?
  • Взрослость и зрелость
  • Мода на взрослость
  • Значимость и взрослость - сделайте это своей реальностью
  • От внешнего к внутреннему или про взрослость
  • Взрослость начинается с одиночества
  • Как подростку войти во взрослость?
  • Взрослость и личная ответственность за свою жизнь
  • О способах самоотвержения. Или снова про взрослость
  • Психологическая взрослость -зачем она мне нужна??
  • «Выученная взрослость» старшего ребенка
  • Особенности подростковости или Путешествие во взрослость. Часть 2
  • Семья как проверка мужчины на психологическую взрослость
  • Особенности подростковости или Путешествие во взрослость. Часть 1
  • Особенности подростковости или Путешествие во взрослость. Часть заключительная
  • Распознать взрослость моих мотивов и отношений с людьми.
  • "Урбанист", мать и "взрослость"
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Можно ли считать семью полноценной, если жить «гостевым браком»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь