|
Особенности подростковости или Путешествие во взрослость. Часть 2Автор статьи: Стайпек Анастасия Андреевна
«Кризисная пора» в норме и патологии Важно понимать, что пора изменений и преобразований – это естественный процесс в жизни взрослеющего ребенка. Совсем необязательно, что этот период будет невыносимым, как для самого подростка, так и для его окружения. Попробуем сформулировать, с какими проявлениями или «симптомам» в этот период вполне вероятно придется иметь дело. Самое распространенное явление – это перемены в поведении, перепады настроения. Ребенок может на какое-то время «забросить» учебу особенно, если школьная психологическая среда далека от совершенства. Скачки настроения вполне объяснимы гормональными изменениями. На мой взгляд, здесь следует принимать весь тот каскад чувств и переживаний, которые могут потоками обрушиваться на ребенка. Вы поможете подростку, если будете принимать его разным – во всех его проявлениях, и позволять ему выражать свои чувства. Объясните ребенку, что каждый человек, и вы в том числе, тоже испытываете разные эмоции – гнев, радость, досаду, счастье, обиду, раздражение. Если подростку трудно их правильно выражать, то попробуйте вместе найти или придумать хороший способ. В этот период подросток также очень чувствителен к своим границам и может отстаивать их особенно рьяно или с новой силой. И лучше, если взрослые эти границы будут уважать. Вы ведь тоже любите, когда ваши границы не нарушаются. Однако следует помнить о том, чтобы эти границы не выходили за рамки разумного и не покушались на свободу другого человека, ведь известно, что «моя свобода заканчивается кончиком моего носа». Некоторые ребята склонны к замкнутости, нуждаются в уединении, а некоторые, наоборот, стремятся всегда быть в компании. Если вы видите, что ваш ребенок из общительного стал замкнутым, возможно, ему нужна помощь или поддержка, возможно, он имеет дело с ситуациями, с которыми очень трудно справиться. А, может быть, ему просто нужно время для уединения, чтобы разобраться со своими стремлениями, смыслами, ориентирами. Сказать однозначно, что происходит, очень трудно. Это жизнь каждого индивидуального человека. Но всегда можно найти время и место для внимательного разговора. «Пытать» ребенка вопросами, конечно, не нужно, но желательно поделиться с ним своими переживаниями и тревогами. Если с подростковым периодом в жизнь ребенка входят вредные привычки, наркотические средства, неадекватные авторитеты или ещё что-то из ряда вон выходящее, и жизнь всей семьи «разваливается на части» – пора бить тревогу. Кризис переживается неправильно. Границы устанавливаются не там и не так, как нужно. Подросток делает сомнительные выводы и опирается на непрочный фундамент. Скорее всего, родители не успевают взрослеть вместе с ребенком. Всё это может закончиться плохо, и благополучие жизни всей семьи встанет под угрозу. Очень важно в таком случае понять, что происходит неправильно, в чем семья оказывается неуспешной, с чем не справляется. Вместо этого, родители склонны искать виноватых, что в итоге не приводит ни к чему, кроме ещё большего отчуждения близких людей друг от друга. В неправильном переживании кризисного этапа кроется ряд серьезных опасностей, помимо отчуждения. Мы уже упоминали, что кризис может усложниться и растянуться во времени в результате трудных жизненных ситуаций, с которыми имеет дело сам подросток или его семья. Травмирующие события не всегда становятся психологической травмой, а в тех случаях, когда опыт не трансформируется, человек не преобразовывается, а «застревает» в одном состоянии. Среди подростков частым проявлением психологической травмы является ощущение безнадежности, безвыходности, брошенности, одиночества, апатии. Ранимая и неокрепшая душа подростка очень уязвима перед лицом травмирующих событий. Поэтому необходимо быть очень внимательными к тому, как они переживаются, как ребенок с ними справляется. Если не справляется сам, ему обязательно нужно помочь. Напряженное отчуждение в семье, экзистенциальная изоляция, потерянные авторитеты, подорванное доверие, неясные смыслы, сомнительные ориентиры, переживания бессмысленности присутствия в мире – это небольшой список трудностей подростковой жизни. И это, на мой взгляд, основные опасности для обострения кризиса. Психика ребенка, оставленного в одиночестве и без помощи, может не выдержать, и не сложно догадаться, к чему это может привести. По опыту моих коллег всё чаще в работе с современными подростками приходиться иметь дело с неоднократными попытками суицида. В каких случаях обратится за помощью к психологу или психотерапевту Тревожными «симптомами» для родителей, говорящими о том, что вашему ребенку, и не исключено, что всей вашей семье, нужна помощь специалиста, являются следующие: - затянувшееся подавленное настроение ребенка; - апатия, тоска, безразличие, отсутствие интереса к чему бы то ни было; - нарушение аппетита (потеря или набор веса), сна (патологическая сонливость или бессонница); - снижение жизненной энергии, усталость, вялость; - трудности в управлении эмоциями (гневом), чрезмерная раздражительность, непослушание, конфликтность; - уход в себя, замкнутость; - стремление уйти из дома, угрозы с этим связанные, или вы сами все время боитесь того, что это случится; - злоупотребление химическими веществами (сигареты, наркотики, алкоголь); - рассуждения и мысли о смерти, причинение вреда своему здоровью, попытки суицида. Не затягивайте с обращением за помощью. Своевременное обращение сократит не только опасности, связанные с затянувшимся кризисом, но и ваши расходы на психотерапию. Продолжение следует... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|