«Выученная взрослость» старшего ребенка

Автор статьи: Любовь Авраменко

Когда ей было два года, ее привычный, такой теплый мир рухнул. Домой принесли младенца, ее младшую сестру, и в этот день, мгновенно, ее детство закончилось, она стала взрослой.

Ей, вдруг, стало нельзя шуметь, бегать и петь песни - «разбудишь сестру». Она должна была научиться сразу делать все сама: кушать, одеваться, умываться, успокаиваться, играть - «ты уже большая». У мамы не хватало времени на нее, были дела «поважнее» - накормить, переодеть младенца, мама просто уставала и не реагировала на капризы старшей. Так она узнала, что такое отвержение и что она не важна, есть кто-то или что-то поважнее. Она быстро поняла, что послушание и покорность — это способ получить хоть немного внимания.

Когда ей было пять она уже умела мыть посуду и полы, готовить простую еду, помогать с малышкой и занимать себя сама. Ведь быть маминой помощницей и «чтобы я без тебя делала» - это так сладко, тогда она становилось нужной, а значит любимой.

Когда ей было семь, она узнала, что такое быть ответственной за все. Младшую сестру оставляли с ней и отправляли гулять, напоминая, что она отвечает за то, чтобы ничего не случилось — и не важно, что сестра ее не слушалась, а такая ответственность ей еще не по силам. Тем не менее, если что-то случалось — ее ругали и наказывали, если сестра не делала сказанное — ругали также ее. Так она усвоила ответственность при отсутствии власти и возможности влиять. Научилась контролировать все и всех, в том числе себя.

Когда они с сестрой ругались и она набиралась смелости пожаловаться маме, то всегда слышала: «разбирайтесь сами», «она младшая, ты должна уступить», «ты старшая и должна понимать». С тех пор она знает, что нет никого, кто был бы за нее, кто ее защитит и поддержит. И она решила стать независимой и никогда ни у кого ничего не просить, никогда и никому не показывать свою слабость и уязвимость.

К десяти годам эта девочка была известна, как умница и скромница, тихая и послушная, сообразительная и самостоятельная. Она верила, что может все и за все отвечает, она знала, что сама справится и что другим всегда нужнее. Она умела «задвигать» себя и спасать других, ненавидела похвалу и пугалась теплого отношения, отвергала мать и «шарахалась» от близости. Она ощущала себя одинокой, никем не понятой и очень взрослой.

Когда она была подростком, то глубокое убеждение, что родители ее не любят и лучше бы ее не было, заставляло ее как можно меньше времени проводить дома и искать тех, кто бы ее по настоящему полюбил. А дома она была колючей и невыносимой.

Когда девочка выросла, она стала довольно успешной женщиной, у нее появился муж и дети. На нее смотрели, как на сильную, ответственную и независимую. Она могла быть опорой кому угодно и поддержкой для всех. Со стороны казалось, что у нее нет проблем и ей ничего не нужно.

И никто не знал, что она не помнит себя маленькой, ведь она всегда была взрослой, даже в три года. Никто не знал, как отчаянно она нуждалась в близости и принятии, как хотела довериться, при том, что никому не верила. Никто не знал, как же ей по настоящему одиноко и тоскливо, а все, что нужно было — это чтобы кто-то ее погладил по голове, прижал к себе и сказал: «моя маленькая, моя хорошая, я с тобой». Никто не знал, что она не плачет и не жалуется не потому что, у нее все хорошо, а потому что для нее это смерти подобно. Вместо этого, она рыдала ночами в одиночестве. Она не просит помощи не потому что она ей не нужна, а потому что не может и очень боится. Никто не ведал, что она отстраненная не потому что ей никто не нужен, а потому что в близких отношениях ей очень больно и страшно. Ей больно быть не на первом месте и страшно быть отвергнутой, снова.

Выученная взрослость старшего ребенка

И если, вдруг, такая женщина приходит к терапевту, то это от отчаяния, от невыносимой тоски и одиночества, от того, что она больше не справляется — это требует от нее большого мужества рисковать. Она медленно идет в контакт, не выдерживает сетинг, регулярно вонзает свои «колючки» в терапевта, постоянно требуя доказательств надежности и принятия, устойчивости. Она презирает ласку, обесценивает заботу и провоцирует отвержение, все время защищается и держит оборону.

С ней нужно быть очень бережным, чутким, терпеливым, постоянным и внимательным терапевтом. И тогда, спустя полгода или даже год, или как повезет, если терапевт справился, она начнет открываться, снимать привычные защиты и показывать свою боль, свою детскую раненость, свою нужду. Она попробует доверять и расслабляться.

Она будет учиться быть маленькой, чтобы стать действительно взрослой.

 



Просмотров: 533
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Она плохая мать, ее надо наказать… Или она сама нуждается в помощи?…
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что такое осознанность? Она была не здесь...
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Деменция. Стоит ли обращать на нее внимание? И если не обращать, во что она обойтись родным и близким?
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Радость: зачем она нужна и куда она девается.
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Она вышла «замуж» за женщину, потому что боялась агрессии мужчин
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Психологическая помощь. Что это и кому она нужна?
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Он, Она и еще раз Она (часть 5)
  • Он, Она и еще раз Она (часть 3)
  • Он, Она и еще раз Она (часть 4)
  • Он, Она и еще раз Она (часть 1)
  • Он, Она и еще раз Она (часть 2)
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Мультимодальная психотерапия: что это такое и почему она краткосрочная?
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь