|
Особенности подростковости или Путешествие во взрослость. Часть заключительнаяАвтор статьи: Стайпек Анастасия Андреевна
(Фото мира на песке, созданного подростком. Публикую с разрешения автора. Его комментарий к своему творению: "Я бы жил в таком мире. Где нет ничего лишнего. И много тишины.") Как быть родителям и как помочь ребенку Мы уже говорили с вами о том, что и родители взрослеют вместе с взрослеющим ребенком. И взрослеть приходиться во многих сферах. Самые основополагающие, на мой взгляд, это взросление в любви и в заботе друг о друге. Обеспечить ребенка материальными благами – это ещё не значит о нем позаботиться. Практика показывает, что новоприобретенный гаджет не решает проблемы и трудности, с которыми сталкивается подросток. Иногда забота заключается в ограничениях, ясно обозначенных границах, убедительном и настойчивом слове взрослого. Взрослеющий ребенок, с одной стороны, отстаивает свою свободу и независимость, а с другой стороны, нуждается в вашем внимании и здравомыслии. Тринадцатилетний ребенок ещё не самостоятелен в полной мере, ещё не обеспечивает себя и живёт в вашем доме. Ему, конечно, важно определить свои границы, но также важно понимать и принимать ваши границы, правила семьи, по силам нести обязательства и отвечать за определенные сферы бытовой жизни. Я часто слышу от родителей, как они устали прислуживать своим детям-подросткам. Это происходит в том случае, когда границы внутри семьи размыты, обязанности и обязательства не четко установлены. Установление границ внутри семьи – это особая тема и требует внимательного рассмотрения. Взросление в родительстве, по-моему мнению, подразумевает взросление в осознанности. Например, в отношении своего психологического здоровья – насколько хорошо вы справляетесь со своими переживаниями, трудностями, усталостью, умеете ли делиться с ребенком своим опытом и быть открытым? Однажды папа мальчика, с которым я работала, поделился тем, что отношения с сыном стали налаживаться, когда он начал делится с сыном своими собственными примерами удач и поражений, и перестал бояться показаться слабым и «незнающим». Когда сын просил совета, а отец не знал, что сказать и честно в этом признавался, они вместе начинали искать решение, отчего становились друг другу ближе. Ребенок не ждет от вас того, что вы разрешите все его проблемы. Но он рассчитывает на ваше подлинное присутствие, вовлеченность, участие, заинтересованность его жизнью. Ещё следует обратить внимание на феномен совместности. Он очень часто становится ключевым, когда мы говорим о трудностях подросткового возраста. Есть ли у вас в семье то, что объединяет всех её членов? Какое-то дело, пространство, традиция или ещё что-то? Подростку важно ощущать себя частью целого и бóльшего, чем он сам. В моей практике есть ряд хороших примеров того, как общий семейный проект объединял семью, создавая пространство, где каждый был значим и выполнял свою задачу, от которой зависел всеобщий успех. Если нет возможности самим организовать такое пространство, то иногда есть смысл его найти за пределами семьи. Мне вспоминается история одной семьи, в которой родителям было очень трудно справляться с подростками-близнецами. Супруги приняли решение, что папа с мальчиками начнут обустройство гаража под мастерскую для создания деревянной мебели – мечта, которую папа давно лелеял и на протяжении нескольких лет откладывал деньги на необходимое оборудование. Преодолевая сопротивление мальчиков в этом участвовать, папа не отступил от мечты и просто попросил помощи сыновей. Сначала они помогали не очень охотно. Но когда у них стали получаться первые табуретки с резными ножками, они настолько втянулись и увлеклись этим делом, что со временем дело превратилось в семейный бизнес и до сих пор продолжается. Здесь очень значим опыт совместности, настойчивости папы, принятое решение супругов и следование ему. В рамках этой статьи только замечу, что взаимоотношения супругов между собой являются очень значимыми в отношении того, как развиваются дети, ведь они рождаются, растут и взрослеют в пространстве, созданном именно родителями. Очевидно, что разговор о подростковом возрасте и всех трудностях с ним связанных, едва ли можно считать исчерпанным. Можно дальше и глубже исследовать природу и психологию этого периода, открывая новые грани и задавая новые вопросы. В завершении этой статьи мне бы хотелось ещё раз обратить внимание на то, что подростковый период – естественная пора, не обязательно грозящая массой проблем, трудностей, трагедий и катастроф. Однако родителям, так или иначе, необходимо ответить на взросление ребенка, и этот ответ всегда индивидуальный и творческий, заранее он не может быть заготовлен. То, что помогло одной семье не обязательно поможет другой. Но на хороший опыт всегда можно опереться. Очень важно понимать, что в душе подростка могут одновременно происходить различные процессы. Это время, требующее душевной и психологической вовлеченности и чуткости со стороны семьи и ближайшего окружения. Главное, не оставаться вам лично и всей семье в изоляции и беспомощности (то есть без помощи), а попросить о ней, если она необходима. Прочитать часть 1: http://www.psyoffice.ru/article/130932/?prt=anastasiastipek Прочитать часть 2: http://www.psyoffice.ru/article/131064/?prt=anastasiastipek Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|