Как насчет запретов? Или – границы личности

Тема запретов действительно вызывает много эмоций, много интереса. Как сказать ребенку «нет» и воспитывать при этом свободную личность?

Это волнует родителей с различным родительским стажем.

Психологи утверждают, что человек становится свободным, когда берет в полном объеме ответственность за себя и свои поступки по отношению к окружающим. Когда осознает, что его свобода всегда ограничивается свободой другого человека.

Только вот нужна ли свобода ребенку или «когда подрастешь…» ее вместе со взрослостью и получишь? А может быть, вообще никогда не говорить ребенку «нет», все разрешать, и он станет свободным, чувствительным к другим людям?.. Давайте разбираться.

На основании своего опыта психологи Генри Клауд и Джон Таунсенд пришли к выводу, что связанные с границами проблемы появляются у людей не во взрослой жизни. Люди усваивают определенные привычки еще в детстве и автоматически переносят их во взрослую жизнь.

В детстве проблемы с границами обычно объясняются неумением ребенка владеть собой, усталостью, наличием у него сложного характера, подражанием кому-то из знакомых, заболеванием и проявляются как:

  • Импульсивность
  • Непослушание
  • Непризнание авторитета взрослых
  • Нытье
  • Привычка все откладывать на потом
  • Неспособность довести начатое дело до конца
  • Агрессивность
  • Хулиганские выходки

У взрослых людей из-за отсутствия границ в раннем возрасте могут возникнуть  следующие проблемы:

  • Неспособность сказать «нет» людям, которые причиняют обиду другому, и положить конец их оскорбительному поведению
  • Собственные пагубные привычки
  • Неумение принимать отказы от других и уважать установленные ими рамки
  • Неспособность ради достижения определенных целей и задач превозмочь в себе желание потакать собственным прихотям
  • Стремление иметь дело с безответственными людьми, пытаясь при этом «повлиять» на них
  • Желание взять на себя ответственность за жизнь других
  • Способность легко оказаться объектом манипулирования или «игрушкой» в чужих руках
  • Неумение сближаться и налаживать близкие отношения с другими людьми
  • Неспособность быть искренним с близкими
  • Неспособность отстаивать свое мнение и продуктивно решать возникающие конфликты
  • Стремление играть роль жертвы, вместо того чтобы ставить перед собой конкретные цели и ощущать себя хозяином своей жизни
  • Склонность к вредным привычкам и навязчивым состояниям
  • Неорганизованность и неумение довести начатое дело до конца

В сущности, если у человека есть проблемы с границами, его поведение может определяться как зависимое, созависимое, психопатичное.

При наличии ясно различимых границ у человека развивается четкое ощущение того, кто он такой, представление о том, за что он отвечает, способность делать самостоятельный выбор.

Дети не рождаются с «готовыми» границами. Так как же научить ребенка проводить границы? И как самому, будучи уже взрослым, возводить правильные границы с ребенком?

Сущность границ — самообладание, ответственность, свобода и любовь.

Чтобы дети поняли, кто они такие и за что отвечают, родителям важно установить четкие границы в отношениях с ними и строить эти отношения таким образом, чтобы помочь детям осознать собственные границы.

Психолог Виталий Булыга предлагает воспользоваться одной из наиболее эффективных техник построения границ, формирования ответственности, она состоит из трех элементов:1. Факты, 2. Высказывание, 3. Ожидания. – ФВО.

Фактом является описание конкретной ситуации, конкретного происшествия, поведения. Высказывание – это оценка данной ситуации, выражение эмоционального отклика на данную ситуацию, собственные переживания по поводу произошедшего.

Примером выражения Высказывания в отношении Факта (разбросана по полу одежда) является следующее обращение к ребенку: «Мне не нравится, что разбросана по полу одежда в твоей комнате»; «Я злюсь (недоволен, мне неприятно, меня огорчает), что твоя одежда валяется на полу».

Ожидание является определением того, что в связи с произошедшим Фактом  и  Высказыванием родитель ожидает от ребенка. Ожидание – это конкретное требование: «Я ожидаю, что ты соберешь и сложишь одежду в течение ближайших пяти минут».

Данная техника должна применяться с краткими требованиями, без «двойного послания».  Для эффективного применения данной техники, родителю следует «выражать именно свое отношение к данному поведению или поступку, не покушаясь на характер или индивидуальные особенности ребенка».

ФВО – техника, которую уместно тренировать вместе с родителями в рамках тренингов или супружеских встреч.

 

Ах, как бы хотелось быть идеальным родителем! И, чтобы у тебя росли идеальные дети!..

Но, увы, это – абсурд, вымысел, уход от реальности. Человек изначально не совершенен, как несовершенен и мир, в котором мы живем. Так, давайте будем жить в реальном взрослом мире и научим этому наших детей.



Просмотров: 315
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как понять, что у вас проблемы с личными границами?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • «Ты что, мне не доверяешь?" или как и почему мы позволяем проламывать свои границы в сексе.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Границы. Как их выстраивать? Ошибки, связанные с границами
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • На границе тучи ходят хмуро... или границы существуют не для того, чтобы их отстаивать.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Техника «Я»-высказывания или как сделать так, чтобы Вас поняли
  • Как мне быть? Как дальше жить? Или что делать с болью утраты!?
  • Быть удобным или как разрешить продавить собственные границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь