|
Феномен экзистенциальной Встречи в терапевтическом контактеАвтор статьи: Татьяна Васильевна Павлова
Категория экзистенциальной Встречи как никогда актуальна в современном мире. Это связано прежде всего с тем, что удельный вес интерактивного, опосредованного социальными сетями общения увеличивается. В настоящее время подростки, например, продолжают «сидеть вконтакте» даже находясь в компании сверстников. В связи с этим появилось новое понятие – «нетос», обозначающее сообщество людей, которые активно пользуются Интернетом, пребывая там до 12 часов в сутки и более. Это влечет за собой массу последствий: от редуцирования коммуникативных навыков, до трансформации образа себя, способности к самопредъявлению. Так, в исследовании А.А. Бочавер, А.В. Жилинского показано влияние Интернет-пространства на становление субъектности личности: расщепление и размывание идентичности и самости личности и ценностных ориентаций, отказ от ответственности за свои действия, искажение коммуникаций. [2.]. Все это не может по определению способствовать установлению контакта, пребыванию в диалоге с Другим и не может не сказываться на бытие человека, т.к. только через диалог человек может прийти к своему бытию (М. Бубер). Категория «встреча» своими корнями уходит в экзистенциальную философию. Представители экзистенциальной философии (Например, Г. Марсель) рассматривают «встречу» как «духовный феномен», возникающий во взаимодействии с другим человеком, который радикально меняет человека внутренне, оставляет неизгладимый отпечаток на его личности, на судьбе, приводит к духовному развитию. Французский мыслитель поясняет: «Таким образом, мы оказываемся перед лицом таинства, реальности, уходящей своими корнями в область непроблематизируемого; в действительности я не могу занять позиции ни «вне» ни «перед» ней; я вовлечен в эту встречу, завишу от нее, я как бы внутри нее, она включает меня в себя, и пусть я ее не объясню, но она объясняет меня. Она имманентно способствовала моему развитию, она действовала во мне как мой внутренний принцип» [7.]. Безусловно, Габриэлем Марселем Встреча понимается как нечто судьбоносное, неповседневное, как потрясение, результатом которого являются «духовные взлеты». Этому мнению можно противопоставить философский взгляд Мартина Бубера, который свидетельствует, что «Всякая действительная жизнь есть встреча» [3.]. Встреча уникальна, но не так редка. Встреча происходит, когда мы возвращаемся к врожденному Я и врожденному ТЫ (Не ОНО, к которому мы приходим в жизни, уходя от «Я-ТЫ»). М. Бубер говорит, что мы ищем встречу, и она возможна «лишь там, где все средства упразднены» [3.]. Таким образом, возможность встречи появляется, когда мы обнажаем вдруг перед Другим свою подлинность, уникальность, своё врожденное Я, не боясь БЫТЬ. Как показывает теоретический анализ психологической литературы, феномен «Встречи» не часто рассматривается на страницах психотерапевтической литературы. Чаще всего делается акцент на таких понятиях, как «контакт», «диалог», «присутствие», «включенность». В дефинициях данных понятий контекстно присутствует Встреча. Итак, наиболее широкое понятие в ряду перечисленных - это понятие «контакт». Жан-Мари Робин отмечает, что о контакте мы говорим тогда, когда рассматриваем непосредственный взаимообмен между людьми или группами. Контакт еще не отношения, но при этом он создает условия в создании границы при установлении Я-Ты отношений. «Контакт - это построение фигуры интереса в противовес фону или контексту поля организм/среда. Точный технический термин «контакт», или скорее «контактирование», в гештальт-терапии относится к построению (и разрушению) фигуры в ходе опыта, который мы определяем как «граница контакта» [10. С.15]. И.Д. Булюбаш, характеризуя контакт как процесс, в котором один человек присутствует своим процессом переживания в жизни другого, предполагающий особую чувствительность участвующих в нем людей к феноменам, проявляющимся в поле, дает более-менее полный список качеств контакта: присутствие, включенность, открытое общение и подтверждение существование другого [4.]. И если присутствие, включенность достаточно часто упоминаются в контексте контакта и Встречи, то подтверждение существование другого – нет. Подтверждение существования другого означает признание и принятие «инакости» другого. В начале мы отметили, что Встреча сопровождается духовным ростом и изменениям, в целом. В продолжение этой мысли остановимся на описании процесса контактирования А.Н. Моховиковым: «Процесс контактирования означает создание, трансформацию или разрушение границ между организмом и окружающей средой, т.е. их изменение и создание нового» [8.С. 75]. И далее А.Н. Моховиков пишет о том, что чем сильнее трансформация и изменение, тем сильнее боль или спектр других переживаний. Это объясняет в некотором роде, боязнь контактирования, избегание контакта. Поэтому человек, готовый к Встрече, должен быть готов и к сильным переживаниям, и в целом, к изменениям. Несмотря на, казалось бы, наличие емкого понятия «контакт» существует понятие «диалог», который раскрывает в большей степени содержательные аспекты взаимодействия между людьми, в том числе и психотерапевтическое. В психологии проблема диалога изучалась такими учеными, как М.М. Бахтин, А.Р. Лурия и др. М.М. Бахтин считал, что диалог, по его мнению, имеет место тогда, когда сходятся два понимания, две позиции, два равноценных голоса, образуя диалогические отношения. В связи с этим диалог может формировать и один человек, если различные понимания, мнения, позиции, отражая определенную точку зрения, развиваются одним субъектом [1.]. Это есть внутренний диалог. Внешний диалог включает несколько субъектов. По сути дела, М.М. Бахтин предложил рассматривать диалог как составляющую часть мышления или мышление как диалог. Эта идея М.М. Бахтина дает нам понимание, что Встреча в терапевтическом контакте возможна именно в диалогических отношениях между терапевтом и клиентом. Тогда, когда идет субъект-субъектное взаимодействие на уровне внешнего диалога. Именно об этом пишет И.А. Погодин, делая акцент на субъект-субъектных отношениях в терапии, развивая идеи терапии переживанием. Он определяет диалог, как процесс динамики ситуации в контакте, при котором одна ситуация контакта претерпевает трансформацию, превращаясь в другую [10]. Это определение в некотором роде описывает взаимосвязь феноменов «контакта» и «диалога». Иными словами, диалог – это смена ситуаций в пространстве контакта терапевта и клиента. Но в этом случае высвечивается динамическая сторона без определения сущности содержательного аспекта. Этот аспект раскрывает И.Д. Булюбаш, интерпретируя наследие М. Бубера: диалог – это и есть «Я-ТЫ» процесс. М. Бубер пишет: «Сосредоточение и сплавление в целостное существо не может осуществиться ни через меня, ни без меня: я становлюсь Я, соотнося себя с Ты; становясь Я, я говорю Ты» [3. С. 3]. Иначе говоря, формирование целостности личности, интеграция возможно только в диалоге, в процессе «Я-ТЫ». Только через «ТЫ» можно прийти к «Я». В этом суть диалогичности существования человека и психотерапии как таковой. И буберовская Встреча парадоксальным образом является одновременно и единением Я и Ты, и одновременно их суверенностью. И.Д. Булюбаш отмечает, что диалогические отношения в терапии определяются включенностью, присутствием, подлинным и откровенным общением и подтверждением существования другого [4.]. Данный автор, описывая «Я-Ты» момент в терапии, как раз и говорит о Встрече: «В момент «Я-ТЫ» неважно, кто терапевт, а кто клиент, – это состояние до слов и вне слов. «Я-ТЫ» момент характеризуется непосредственностью и спонтанностью…., прямотой (честностью и открытостью), доступностью терапевта (способностью влиять и поддаваться влиянию) и взаимностью (истинным равенством)» [4., с.312]. Т.е. Встреча по определению – момент взаимности: непосредственности, доступности, равенства, искренности, открытости, подтверждения и признания существования Другого. Проанализируем включенность, присутствие, подлинное и откровенное общение и подтверждение существования другого, как характеристики Встречи. Присутствие – это трудно определимое свойство контакта. Однако интуитивно каждый человек понимание, есть оно или нет. «Присутствие – это больше, чем «свойство», это экзистенциальное состояние; это принесение всего себя в «здесь и теперь», чтобы стать понятным этому человеку» [11.]. Н. Б. Долгополов отмечает, что само по себе присутствие может быть сильным переживанием. Особенно для тех, кто не привык встречать состояние присутствия в других людях, кто переживает свою личность как незначительную. Итак, Встреча – это привнесение всего себя в «здесь и теперь». Уточним: взаимное привнесение. М.Ю. Перепелицына отмечает, что присутствие терапевта – это, прежде всего, его честность перед клиентом. Честность терапевта может проявляться и в смелости остановить терапию, если терапевт, например, перестает «слышать, чувствовать себя» или продуцировать терапевтические гипотезы. «В терапевтическом диалоге забота о клиенте больше проявляется в честности, нежели в мягкости» [6. С. 350]. И. Погодин говорит о присутствии человека «своей Жизнью в Жизни Другого». По мнению автора, присутствие в контакте позволяет сохранять чувствительность к происходящему в контакте с возможностью регулировать степень присутствия (приближение-отдаление). И. Погодин также указывает на важность такой регуляции (выбора интенсивности и глубины присутствия), т.к. полное присутствие в течение длительного времени довольно энергозатратен и может привести по меткому выражению автора к «коммуникативно-психологическому отравлению» [9. С. 47]. Далее автор замечает, что способность выбирать степень присутствия в контакте с Другим является первостепенным фактором экологичности контакта, как в жизни, так и в терапии. Таким образом, тема Встречи скорее ставит вопросы, нежели дает ответы. Однако есть ряд обобщений, которые можно назвать результатом теоретического анализа литературы. Однако, очевидно, описать феномен – это значит приблизиться к его пониманию, но не исчерпать возможности для его изучения. Итак, для Встречи необходимо:
Встреча – это:
Все перечисленное характеризуют Встречу, но не гарантируют ее. Все-таки она, как писали экзистенциальные философы, не непознаваема, непостижима, непроблематизируема, не поддающаяся описанию. Однако, Встречу как неявное, невербальное, неконцептуализированное знание Майка Полани, можно почувствовать, которым можно обогатиться и поверить, что оно возможно.
Литература
10. Робин Ж.-М. Быть в присутствии другого: этюды по психотерапии – М., Институт Общегуматинарных Исследований, 2008 – 288 с. 11. Российский гештальт (выпуск 3) / Под ред. Н. Б. Долгополова, Р. П. Ефимкиной. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2001.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|