Трусливый Лев.

Почему же ты трус? - спросила Элли, с удивлением глядя на громадного Льва.

- Таким уродился. Конечно, все считают меня храбрым: ведь Лев - царь зверей!  Но если бы на меня напал тигр, я бы испугался, честное слово! Хорошо ещё, что никто не знает, какой я трус, - сказал Лев, утирая слёзы пушистым кончиком хвоста. - Мне очень стыдно, но я не могу переделать себя.

 История работы с травматическим переживанием. Согласие получено. Имена и детали изменены.

- Здравствуйте, Светлана. Меня зовут Михаил,  - представился вошедший в кабинет мужчина лет сорока. И сразу - с ходу, выпалил: "Я чувствую себя маленьким...."

- Маленьким?

- Ну, да. Не высоким. Маленьким. Понимаете?

Немного озадачена...Михаил рослый и крупный мужчина, отец семейства. Смотрю на него снизу вверх.

Аккуратно интересуюсь: "Маленьким? Не высоким?  Как ребенок? "

Михаил озадачен...

-.Да...Точно! Как ребенок...И ..боюсь иногда. Как ребенок...Вот с виду я большой. А чувствую себя как Трусливый Лев из "Волшебника Изумрудного города".

- А кого или чего боитесь?

- Больших...взрослых людей. И начальников.

Как найти источник такого самовосприятия? Очевидно, что образ сложился в детстве, где было несколько событий, которые можно оценить как травматические.

-Михаил, а было такое событие, которое разделило Вашу жизнь на "до" и "после"?

-Было.. Меня оставили одного в доме. А мне лет пять было. И все ушли по делам. Соседка-девочка зашла ко мне, и говорит: Пойдем, достанем велосипед и покатаемся...Ну, пошли мы...а около сарая - собака на цепи. Сорвалась - и на меня. Соседка убежала, а собака начала меня рвать, повалила, кусала за лицо. Потом подбежал сосед, отогнал. "Скорую" вызвал. В больницу увозили - увидел мамино лицо. До сих пор помню, как разозлился на нее, что она не была рядом тогда. Вот тогда все и началось.

- Что началось?

-С тех пор я и чувствую себя маленьким. Как будто не вырос.

На первый взгляд - вот она, травматическая ситуация, с угрозой для жизни ребенка. Есть одно "но". Субъективная оценка травматического переживания не показала наличия значимых эмоциональных реакций. В чем же дело? Откуда взялся травматический опыт "я - маленький"?

- Михаил, а что же было дальше? "Скорая" увезла Вас в больницу?

- Да, меня там долго зашивали...Лежал там долго. Один. Мама приходила очень редко. Так мне казалось. Папа вообще не приходил...

- А что Вы помните об времени, проведенном в больнице?

Михаил задумался.

-Ничего почти не помню. Серые стены. Окно. Кровать. И я один в маленькой палате. Все чужое...холодное. И - вспомнил! Там были уколы. И врачи. Перевязки. Так больно. Но хуже всего была одна нянечка...Помню, принесли обед. Есть не хотелось, чувствовал тошноту. Она кричала, чтобы я ел. Я поел - меня вырвало..Опять кричала, заставила меня убирать за собой. Меня белье. Я очень ее боялся. Старался неподвижно сидеть на кровати, когда она дежурила.

Трусливый Лев

Во время рассказа - заметное напряжение в теле. Опущенная голова. Спазм в горле - голос звучит глухо.

Так мы выявили травматический элемент - жестокое обращение во время пребывания в больнице плюс элементы госпитализма.

Травма множественная, "кумулятивная": длительное пребывание в больнице без родителей, болезненные процедуры, плохое самочувствие, и наконец - фигура агрессора, которая стала последним звеном в формирование образа "маленького, тихого мальчика", который абсолютно беззащитен перед взрослым, большим, агрессивным человеком.

Для проработки травматических переживаний мы выбрали метод "раскрашивания воспоминаний"  (или метод "фонариков").

Выбор метода определяется характером травмы ("множественная") и особенностями клиента - развитым образным воображением - Михаил хорошо рисует.

- Михаил, Вы говорили, что стены больничного бокса были серыми, окно - грязное, "холодное", не уютное. Ребенок тихонечко сидит на кровати..Давайте "перекрасим" эти стены? В какой цвет?

- В салатовый. Одну стену. - Михаил заметно оживляется. - Люблю ремонт делать.

- Хорошо. Кистью или валиком?

- Конечно, валиком. Красим. Одна стена - салатовая. А другая - желтая. А над кроватью я хочу на салатовом фоне нарисовать радугу.

- Как Вам эта комната? Какое настроение? Что делает ребенок теперь?

- Спокойное, даже приподнятое. а ребенок ...он не осматривается с удивлением.

- Что еще нужно изменить?

- Пол. Обязательно постелить на него теплые и мягкий ковер. Там было очень холодно от пола.

- Хорошо, а что еще?

- Занавеску на окно. Светильник над кроватью. И игрушки.  

- Какие?

- Грузовик и десятка два солдатиков...вот тогда б там играл ...И еще книжку с картинками. И... а можно...можно телефон? Старый дисковый телефон, чтобы звонить домой. Маме...

- Конечно, можно...Где он будет стоять?

- На окне.

На этом мы остановились.





Через неделю воспоминания о пребывании в больнице изменились. В сознании всплывала картинка - ребенок - не грустный и подавленный - а живой и любопытный, как все пятилетние мальчишки - осмелился выйти из палаты в коридор. Туда, где дежурила та самая нянечка.

- Что она делает, Михаил?

- Она увидела меня и приготовилась кричать.

- Что Вы будете делать?

-А можно ее покрасить? Из краскопульта?

- Попробуйте.

С озорным удовольствием мальчик из разноцветной палаты красил застывшую в изумлении нянечку. Во все цвета радуги.

- Я ее больше не боюсь.

Воспоминание об агрессоре стало смешным.

Еще через неделю Михаил произнес о себе: "Я большой." Исчез страх перед "большими страшными людьми".

Трусливый Лев стал Храбрым Львом.



Просмотров: 95
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • "я хочу вернуть то, что у меня было"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как же все раздражает... Или - "Добрый день. Спасибо, у меня все хорошо".
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • "Мой ребенок меня обманывает! Что делать?!"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Женская манипуляция: "Все, я ухожу к маме, но жду, что ты будешь меня возвращать"
  • "Я свое предназначение выполниоа - Я РОДИЛА! ЧТО еще от меня нужно?" Правда или манипуляция?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь