|
Практика "Рисование автопортрета"Автор статьи: Алексей Фисун
Жена попрекает мужа: Анекдот
Когда мы говорим, что самореализация – это творческий процесс, то имеем в виду, что мы сами творцы своего саморазвития или «кузнечики своего счастья». Но парадокс заключается в том, что творец творит сам себя, т.е. мы одновременно и тот КТО самореализуется (субъект) и тот КОГО самореализуют (объект). Налицо классическая ситуация вытаскивания себя за волосы из болота или поднимания себя вверх за шнурки. Но парадокс этот снимается за счет того, что самореализация – это внутренний рост, т.е. развитие изнутри-наружу, но при этом все равно вы творите сами себя. Одной из сильных помогающих практик в творении самого себя является практика рисования автопортрета. Великие художники оставили нам целую серию автопортретов, которые характеризуют и символизируют каждый отдельный период их творчества, точнее состояние души в этот момент. Особенно знамениты многочисленные автопортреты Рембрандта, которые можно назвать слепками его психологического состояния в различные жизненные периоды. Также всемирно известен автопортрет Ван Гога с забинтованным ухом. Зачем художники делают свои автопортреты – неужели им не хватало моделей для натуры? Да и сам же себе не заплатишь за такую работу… Я думаю, что основной момент тут заключается в том, чтобы достигнуть высшей творческой кульминации в соединении духовного и телесного. Ведь, с одной стороны мастер выражает себя в своей авторской уникальной живописной манере, а с другой – он запечатлевает себя, свою неповторимую личность в своем же неповторимом стиле… Таким образом – автопортрет это как бы самотворчество, возведенное в степень: ты одновременно является и субъектом и объектом творчества, и автором и моделью. Но даже и это не самое главное. Главное – это что через творческое самовыражение автор пытается постичь себя и свою собственную творческую манеру. Таким образом, с помощью техники автопортретирования мы получаем уникальную психотехнику, где эмпатия и рефлексия слиты воедино. Ведь мы никого не знаем лучше (нам так кажется), чем самих себя и одновременно мы наблюдаем себя в зеркало, т.е. со стороны и, значит – заняты саморефлексией, анализом и изучением себя. Даже если художник пишет портрет другого человека – он все равно удивительным образом изображает сам себя, а уж тем более – когда он пишет автопортрет. Примерно об этом поет Б. Гребенщиков: Ван Гог умер, Дарья, а я еще нет Чтобы понять насколько это полезно и познавательно одновременно – вам нужно сделать свой автопортрет. Никакие отговорки, что «я не умею рисовать» тут не имеют смысла, потому что такой навык тут не требуется – вы же делаете это для себя, а не для публики. Техника рисования не имеет значения – возьмите то, что есть под рукой или то, что вам привычнее: карандаш, ручку, краски, смартфон или планшет. Берите пример с великого русского экспрессиониста Анатолия Зверева, который, когда не было красок под рукой – рисовал помидорами на скатерти. Он же, кстати, оставил после себя более 100 автопортретов и ни один не похож на другой.
Главное при создании автопортрета – это сфокусироваться на тех чувствах, которые вы испытываете, изучая и воплощая самих себя. А среди этих чувств наиболее яркое – это чувство знакомства с самим собой: создавая свой автопортрет вы вдруг осознаете, что в реальности вы совсем другой человек, чем в вашем привычном восприятии. Ну, всем знакомо это чувство, что в знакомом зеркале, в которое вы смотритесь каждый день – вы выглядите совсем иначе, чем в зеркале в каком-нибудь общественном месте или на фотографиях, сделанных на каком-то мероприятии, где вас не только вы, но и ваши близкие не могут узнать. Время создания автопортрета тоже зависит от вашего темперамента: кто-то делает это очень быстро, в экспрессивной манере и его темперамент требует почти мгновенного воплощения и выразительного жеста. А кто-то лепит свой образ медленно, постепенно, методом «последовательных приближений», как бы смакуя свою самореализацию. Вот это и есть характеристика вашего авторского персонального стиля и вы его не узнаете, пока не попробуете. Но в любом случае: делаете вы свой автопортрет медленно или быстро - делать его нужно регулярно, не реже, чем у вас наступают новые жизненные или возрастные периоды. Показывать свой автопортрет кому-то или нет – дело хозяйское и зависит от настроения. Это всегда можно сделать по прошествии времени со словами: «Во какой я был 3 года назад» и посмотреть на реакцию другого человека – узнает ли он вас или нет. Главное, что у вас останется на руках «документ эпохи»: создавая свой автопортрет вы останавливаете мгновение, фиксируете Вечность. И чем больше таких моментов будет в вашей жизни, тем полноценнее ваше проживание и глубже ваша самореализация. Рисование автопортрета – это глубокая и обогащающая психологическая техника, которая требует от вас определенной личной зрелости и решительности, а главное – позитивного самопринятия. Ведь, чтобы познать себя – надо научиться себя любить и понимать. А для этого – надо создать хорошие условия для своей самореализации. Помните библейскую заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя»? Она прямо нам говорит, что тот человек, который себя не любит – не сможет полюбить и другого, ведь любовь к ближнему должна быть такой же, как и к самому себе, а не наоборот. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|