К разговору о психоанализе

Наделение психоанализа эпитетами "современный" / "классический" в конечном счете условность, ведь не существует современного и устаревшего / классического / вышедшего из моды субъекта. Меняются лишь декорации, но герои на сцене остаются прежними. Задачей же психоанализа было и остается – дать возможность субъекту удержать свое Я в этих самых декорациях. Ведь в любые эпохи и времена тропинок, по которым субъект может уйти в свое психическое зазеркалье и не вернуться, безмерное количество. Вспомним Фрейда, «большую долю вины за наши беды несет наша так называемая культура» (1930), «намерение «осчастливить» человека не заключено в плане "творения"» (1930).

Аналитик – не моралист, не наставник, не маг и не учитель. Сократовское «познание» составляет методологию психоанализа, а категоричная дифференциация в понятиях «знание» и «познание» составляет его основу. Аналитик – субъект незнающий, но стремящийся к познанию. Наделение аналитика знанием дело рук исключительно анализанта. Дело рук аналитика – беспрерывный анализ, опирающийся на базовые законы психоанализа, структура которого воплощает строгую и точную, практически математическую формулу. Основной и единственный инструмент познания – слово. Слово ­как ядро, вылетающее с бешеной скоростью из глубин или застрявшее внутри среди обид, травм, чувства вины, страха, сопротивлений, вытесненных желаний и воспоминаний субъекта, забивающего свое Я все глубже, все «безопаснее» скрывая его в «хаосмосе» бессознательного.

Не без причин принято употреблять сам термин «психоанализ» во множественном числе – «психоанализы». Один этот факт указывает на доминирующую прикладную составляющую психоанализа как метода исследования. Унификация основных психоаналитических понятий, по сути, дань науке и удобству ориентирования в теме психоанализа, а если принять во внимание разобщенность школ и практик по всему миру – это еще и способ общение и со-общения между коллегами.На практике каждый случай уникален и может стать источником еще десятка новых понятий, которые вводят в этот мир сами анализанты, и именно они могут написать каждый свой собственный том по психоанализу.

Гегелевская диалектика – еще один кит, на котором зиждется психоанализ. Разве есть возможность ответить однозначно на вопрос, кто кого анализирует на сессии? Во втором выпуске Международного психоаналитического ежегодника (2011) доктор Джеральд И. Фогель так описывает атмосферу отношений между аналитиком и пациентом в своих комментариях к изложению одного из клинических случаев: «Изложение случая передает ощущение искренности и непосредственной эмоциональности. Портреты обоих участников ясны и точны. Их отношения напрямую представлены нашему взору, как в чеховском рассказе. Важно, что при этом не создается впечатления наличия скрытой теоретической программы». Отношения, в которых аналитик может быть либо ведущим, либо ведомым, в которых эти позиции меняются, смешиваются и вновь распадаются, задает психоанализ каждого конкретного пациента.

В 1937 году в своей работе «Анализ конечный и бесконечный» Фрейд напишет: «То, что однажды появилось на свет, умеет за себя постоять». В тексте эта фраза не относится напрямую к психоанализу, но можем ли мы утверждать это наверняка? По-видимому, нет. Это придает силу и уверенность не столько в том, что когда-нибудь каждый будет считать необходимым пройти свой личный анализ, сколько в том, что психоанализ окажется бесконечным в своем пространстве и времени. «Не претендует ли как раз наша теория на создание состояния, которое никогда спонтанно не возникает в Я, и это новообразование и составляет существенное отличие проанализированного человека от непроанализированного?» (1937). Возможно ли укротить или «приручить» влечение, возможно ли укрепить раз и навсегда плотину вытесненного, возможно ли поместить Я в сферу из бронированного стекла, и тем самым надеяться, что теперь ему ничто не угрожает? Нет. И в этом отрицании слышится не сожаление, а ключ к пониманию психоанализа как способа существования Я, как условия поддержания равновесия субъекта, который рискует сорваться с натянутого каната жизни в пропасть своего бессознательного.



Просмотров: 282
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Ребенок" не существует. Этика психоанализа юного субъекта
  • Эриксоновский гипноз. Психоанализ без психоанализа.
  • Фильм "Венера в мехах" - такой сеанс психоанализа вам под силу?
  • Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?
  • "Это произошло на седьмом году психоанализа..."
  • Метод "Мотивационного психоанализа" Поля Диеля
  • "Слярис" на стыке психоанализа и науки
  • Может ли внутренняя реальность быть «несимволической» ? Пример из психоанализа.
  • Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Присутствие психоанализа в жизни человека
  • Существует ли идентичность психоанализа в пространстве современной российской культуры?
  • Обзор современного психоанализа. Теория, рекомендации, критерии излечения.
  • Когда говорят "да" не факт, что кто-то дает вам свое согласие на дело
  • Эффективность психоанализа и психоаналитических терапий
  • О вреде «дикого психоанализа» между супругами, друзьями и в социальных сетях
  • После Фрейда, наследие психоанализа...
  • Работа психоаналитика и пациента в ключе французкого психоанализа.
  • Королем может стать не каждый: любить да не заиграться в "ваятельницу" идеального мужчины
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Длинные сессии – новые идеи в развитии психоанализа
  • Из истории программы " Каждый сам в ответе за свой оргазм "
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Депрессия, или Техники современного психоанализа тяжелых психических расстройств
  • Проявление влечения смерти в клинической практике психоанализа.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Современные научные представления о сновидениях: теория и практика психоанализа
  • Рождение субъекта. Стадия зеркала - 6-18 месяцев жизни. Психоанализ.
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь