|
Молчание ягнят (Почему ребенок не говорит)Автор статьи: Радость Лада Дмитриевна
Некоторые дети где-то с возраста 3-7 лет, когда они приступают к посещению детских садов и школ, начинают демонстрировать довольно странное поведение: они живы и общительны в одних ситуациях, но отказываются говорить — в других. Выглядит это совершенно нелогично на первый взгляд: вот ребёнок спокойно общался с мамой, был открыт и весел, но только пришёл в школу — стих и замолчал. Совсем. И сколько его не уговаривай, вступать в коммуникацию он не будет ровно до тех пор, пока снова не вернётся домой и не увидит маму, которой как ни в чём не бывало скажет: «Привет!».
В моей практике был случай, когда в коррекционной школе для детей с ЗПР (задержка психического развития), мне попалась одна интересная девочка, назовём её Полина. Задача у меня тогда была простая — провести комплексное когнитивное обследование, проще говоря, проверить интеллект, память, внимание и эмоциональную сферу нескольких детей и составить портрет этой самой ЗПР. Так вот, Полина, к моему удивлению, была абсолютно нормальна по всем показателям, но спонтанная речь у неё отсутствовала напрочь. Девочка даже читала с листа внятно и выразительно, но просто беседовать, даже на уровне, «как зовут твою маму/бабушку/кошку?», не могла. Это навело меня на мысль о том, что это либо не ЗПР вообще, либо она (задержка) довольно-таки специфична. Стала разбираться. Оказалось, что подобное состояние действительно существует и даже давно описано, но...крайне мало изучено.
Явление, о котором идёт речь, получило название «элективный (или селективный, или парциальный) мутизм» или по-другому - избирательная немота. Считается оно пограничным (между нормой и патологией), встречается нечасто (3–8 случаев на 10 000 детей), традиционно (медицински) не лечится и иногда само собой проходит. Иногда нет. Исследуют тему специалисты разных дисциплин: от клинических психологов до школьных педагогов, потому как речь является важной составляющей успешной социализации каждого человека, а её отсутствие порождает проблемы.
Причины развития данного состояния могут быть разнообразны. Вот самые распространённые: перенесённый сильный стресс, симбиоз с матерью по типу гиперопеки, повышенная ревность к сиблингу (брату или сестре), неблагоприятный климат в семье, разлука с одним или обоими родителями. И, таким образом, становится ясно, что проблема мутизма — это проблема семьи, когда чувства и переживания ребёнка так или иначе не учитываются, не проявляются, и запрет на вербальную коммуникацию становится средством психологической защиты, с одной стороны, и доступным способом манипуляции — с другой. И даже если семья или один родитель не видит в этом проблемы, то её увидит социальное окружение ребёнка и обязательно заявит об этом.
Также следует учитывать вероятность иных отклонений, которые могут быть похожи на элективный мутизм. Например, если речь пропала на несколько дней или недель, когда ребёнок пошёл в дет.сад или школу, и таким образом он адаптируется к незнакомой ситуации и новым людям - это вариант временной немоты. Если у ребёнка помимо отказа от речи наблюдаются симптомы вроде снижения интереса к окружающему миру, обеднение эмоциональной сферы, эхолалии, ритуальность действий, то стоит заподозрить ранний детский аутизм. А может иметь место травма и органическое поражение мозга, и мы имеем дело с афазией. Сложно разобраться самому, правда? Нужен дифференциальный диагноз, который может сделать только специалист. Тогда мы сможем говорить, есть ли задержка в развитии, если да, то это первично по отношению к мутизму или стало его следствием, или это другое расстройство в принципе. И раннее его распознание поможет начать лечение как можно раньше и не запускать процесс, потому что оно может само пройдёт (но осадок останется), а может и нет. Если мы имеем дело действительно с селективным мутизмом, то однозначно можно говорить о том, что у ребёнка уже сформировано дезадаптивное поведение, которое и в дальнейшем будет препятствовать его успешной социализации.
Что на сегодняшний день можно предложить детям с такой проблемой?
и другие.
(В данной заметке использовались материалы из книги «Элективный мутизм. Красноречивое молчание» Ю.С.Шевченко,Н.К.Кириллина,Н.П.Захаров и клинические данные обследования ребёнка 8 лет коррекционной школы г.Ижевска)
Радость Лада Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|