Прививки без слез

Прививки без слез

У автора детских сказок В.Сутеева есть произведение под названием «Про бегемота, который боялся прививок». Сюжетная линия сказки развивается вокруг попыток главного героя – Бегемота сделать прививку от желтухи, преодолев свой страх. Очень наглядно в сказке показаны неэффективность и бесполезность общепринятых способов убеждения в необходимости прохождения процедуры. Друг главного героя сказки, Марабу, рассказывают, что это совсем не больно «раз и все», то есть обманывает его, а также стыдит и  уговаривает Бегемота. Эффект от этих усилий минимальный. Бегемот  убегает, так и не справившись со своим страхом. Вместо пользы очевиден отрицательный  результат происходящего: главный герой заболевает желтухой (все замечают это, когда кожа его становится желтой); он попадает в больницу и очень стыдится своей слабости (снижение самооценки); сожалеет о том, что так и не решился сделать злополучную прививку (чувство вины).

В нашей реальной жизни в каждой детской поликлинике такие истории происходят ежедневно. И каждый раз подтверждается неэффективность общепринятых популярных мер убеждения, которые используют родители, бабушки, дедушки, медработники и просто рядом проходящие тети. Не срабатывают избитые фразы «это совсем не больно, как комарик укусит», деструктивные интроекты «ты же мальчик, а мальчики не плачут», переход к товарно-денежным отношениям с ребенком в виде обещания купить что-то особенное за выдержку и храбрость. Любимое чадо все равно рыдает и извивается либо перед кабинетом, либо уже внутри него, увидев непонятные манипуляции со шприцем медицинского работника. Родители же, как правило, с суровым и одновременно виновато-смущенным выражением лица активно участвуют в акте насилия под названием «прививка». Как результат — «военные действия» в семье при каждом вынужденном посещении поликлиники с ребенком, ужас перед людьми в белых халатах, детские психологические травмы и стресс для родителей. А еще  целая «армия» уже взрослых людей, которые замирают и «сжимаются в комок» от осознания необходимости в очередной раз сдать кровь, сделать укол, полечить зуб.

Что же можно сделать, чтобы минимизировать негативные последствия таких неизбежных в современном мире медицинских процедур?

Во-первых, не считать своего ребенка бесчувственным предметом мебели, который можно беспрепятственно переставлять с места на место, менять обивку, утыкивать иголками и булавками, так как если вы его просто берете за руку и ведете к «злобной» тете, которая непонятно за что причиняет ему боль, то это так и выглядит.

Во-вторых, не убивать его доверия к вам. Потому что, если ваш малыш слышит крики из кабинета и видит орущих детей, а вы убеждаете его, что они просто капризные и непослушные, то на его месте вы бы тоже не поверили в это.

А в-третьих – относиться к нему, как к личности, пусть еще только развивающейся и формирующейся, но вполне имеющей право знать, что с ним будут делать и для чего. Другое дело, в какой форме преподнести ребенку эту правду жизни, чтобы информация была доступной, интересной и без лишних подробностей. Вот на этом и хотелось бы заострить внимание.

Обязательно поговорите с ребенком о предстоящей процедуре. Лучше это сделать в спокойной обстановке, при наличии достаточного количества времени. Например, накануне вечером, либо утром за час-два до выхода из дома. Расскажите ему, что такое прививки, для чего они нужны, от каких заболеваний они защищают человека. Подробности в духе: «…доктор проколет тебе иголкой кожу и введет в мышцу лекарство…» лучше опустить. Для того чтобы ребенку было интересно, можно рассказать ему сказку, подходящую по теме.

К примеру,  психолог Юлия Ворошина написала сказку про отважного эльфа Флая, который жил на замечательном волшебном острове со сказочным  лесом, где все юные эльфы получали живительный нектар от мудрой гаргульи  Аи. Этот нектар помогал их крыльям расправляться, быть сильными и выносливыми. Ая дотрагивалась своим тонким острым коготком до каждого эльфа и целебный эликсир наполнял его крылья силой. Когда пришла очередь Флая получать свою порцию волшебного нектара, он испугался острого коготка гаргульи и улетел от нее. И вот, наступил момент, когда на их сказочный лес напал злобный гоблин. Он уничтожал деревья, вытаптывал траву, разорял гнезда птиц. Был один выход остановить его – добыть цветок забвения и дать вдохнуть его аромат злодею. Никто не мог справиться с этой задачей, кроме Флая. Только он обладал необходимым набором качеств: ловкость, смелость, гибкость и выносливость. И Флай, не задумываясь, полетел спасать свой остров. Но в самый ответственный момент его крылья ослабли. Только теперь Флай вспомнил о том, что не получил целебного эликсира. Из последних сил отважный эльф добрался до мудрой  гаргульи.  Ая  дотронулась до него своим острым тонким коготком с капелькой нектара на конце и крылья Флая тут же расправились и наполнились силой.  Волшебный лес был спасен. Все прославляли отважного Флая. Полную версию сказки можно прочитать (см. (2)).

Если вашему ребенку нравятся другие сказочные герои, вы можете сами сочинить похожую сказку с их участием. Также можно переключить внимание ребенка на некоторые детали предстоящей процедуры, описав их как волшебные и сказочные события.

К примеру, если вы идете сдавать общий анализ крови (из пальца), можно сказать, что как только к пальчику приложат длинную стеклянную трубочку, по ней тут же побежит красный поезд, очень тонкий и длинный. Он будет увеличиваться и остановится, только когда достигнет окончания трубочки (специального тоннеля). Важно сидеть тихо, смотреть на трубочку и внимательно следить за ним, так как можно его не заметить, а больше таких чудес нигде не увидишь.

Если вам предстоит обследование на реакцию Манту, то можно отвлечь ребенка, предложив внимательно смотреть на внутреннюю часть запястья. После того, как медицинская сестра дотронется волшебным инструментом до указанного места, там прямо на глазах ребенка появится очень маленький,  круглый (как ему  и положено), колобок. Его появление тоже важно не пропустить. Он не любит воды, поэтому его нужно беречь от  влаги. А еще нельзя царапать его ногтями, чтобы колобок не  убежал раньше времени. Но, все равно со временем он исчезнет (он ведь и от бабушки ушел, и от дедушки ушел…), оставив небольшое красное пятнышко на месте своего пребывания.

При посещении стоматолога можно рассказать историю о волшебной пчелке, которая под управлением доктора жужжит, притрагивается к больному зубу и достает вредного маленького червячка, который обычно умело прячется. Только волшебная пчелка может его разглядеть и извлечь. Поэтому  не стоит ей мешать выполнять свое дело. Если ваш ребенок не слишком впечатлителен, рассмотрите вместе с ним больной зуб в зеркале, чтобы он увидел последствия «проживания» в нем вредителя – потемнение эмали, сколотые кусочки, образование углублений. Это поможет ребенку убедиться в необходимости принимать меры.

Не стесняйтесь  подключить к вашей игре медицинского работника, который непосредственно выполняет процедуру. Чаще всего врач или медсестра готовы подыграть родителям, чтобы спокойно и быстро сделать свою работу. Если же вам не повезло с медработником, и вы наблюдаете его отрешенный взгляд и каменное лицо, лучше не настаивать, придется справляться без поддержки. 

Конечно же, все вышеперечисленные способы не стоит применять к детям старше 7-8 лет и тем более подросткам. Речь идет о дошкольниках. Попробуйте по-разному взаимодействовать со своим малышом и выберите наиболее подходящий для него способ подготовки к прохождению медицинских процедур. Рассказывайте сказки, предоставляйте доступную информацию, придумывайте волшебные объяснения непонятным манипуляциям, рисуйте, лепите, играйте. Только не стоит применять все методы одновременно.

Такое  взаимодействие будет способствовать вашему взаимопониманию с ребенком, формированию доверительных, теплых взаимоотношений, спокойного отношения к посещению медицинских учреждений и прохождению медицинских процедур.

Здоровья вам и вашим детям!

Литература:

1.      Сутеев В. Сказки.

2.      Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем.



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как при помощи сказки объяснить ребенку, почему его родители разводятся?
  • Все равно его не брошу, потому что...
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Лишний вес: все равно его не сброшу, потому что он....хороший!!!
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Как сохранить брак и сделать его еще лучше?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Он все равно на мне женится! Как сделать так, чтобы он женился? Психологические фишки, которые помогут
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Про Эдипа, его маму, психосексуальное развитие и вот это вот все.
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь