Созерцательное присутствие как способ сотворчества мира: интегральная постметафизика

Автор статьи: Евгений Пустошкин
«Человек знает себя ровно настолько, насколько знает мир. Он сознаёт себя только лишь внутри мира, а мир сознаёт только лишь внутри себя. Каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия». (Иоганн Вольфганг Гёте)

 
Отто Шармер использует это высказывание Гёте в качестве эпиграфа к книге «Теория U». Мысль эта служит выражением важного аспекта интегрального взгляда на медитацию и жизнь созерцательную. Это не только призыв к тщательному исследованию пространства наших переживаний, которое опосредует любые наши индивидуальные и коллективные знания о мире (в каком-то смысле, мы суть проявления мира, сознающего себя). Энергия этого высказывания поддерживает ещё и размышления о созадействуемой природе реальности.
 
Созерцательное присутствие как способ сотворчества мира интегральная постметафизика


Мы как существа сознающие предельно взаимосвязаны с миром. Наше сознание и бытие находятся во взаимном нераздельном танце. Не существует пассивного отражения действительности. В постметафизическом подходе к реальности, раскрываемом, например, в трудах Кена Уилбера, повествуется об одном мифе. Этот миф называется «мифом о данном», или «о данности» (myth of the given).
 
Согласно мифической легенде о «данности» человек будто бы просто познаёт и открывает уже предзаданно существующий мир явлений. Феномены, явления, вещи просто лежат себе на пути у познающего субъекта, пока тот на них не наткнётся и не установит флажок познания. Этот миф не более чем сказка — когда-то удобная аппроксимация того, что более не отражает реального положения вещей.
 
Реальное положение вещей со времён первобытного человека и даже со времён человека Просвещения несказанно усложнилось. Человеческий субъект теперь не считается зеркалом, объективно отражающим реальность, данную субъекту, то есть человеку, в ощущениях. Наивный реализм и эмпиризм сменился осознанием неразрывной взаимосвязи между эпистемологией, методологией и онтологией — то есть между субъектом-сознанием × методом задействования реальности × объектом-бытием.
 

 
Парадигма монологического отражения уступила место диалектическому пониманию эволюционной взаимосконструированности всех этажей бытия и взаимного созадействования — естественного продолжения энактивизма (enactive paradigm). 
 
Мы воспринимаем такой мир, который наше сознание, наше субъект, готов воспринять. Если, к примеру, наш ум способен только к конкретным операциям (стадия развития мышления по Жану Пиаже), то сфера познаваемого нами ограничивается только лишь сиюминутным и конкретным.
 
Когда ум трансформируется и обретает способность к формально-операционному мышлению (по Пиаже), тогда мы оказываемся способны помыслить множество гипотетических миров и ситуаций, мыслить о самой мысли и исследовать реальность, не ограниченную только лишь тем, что дано нам непосредственно органами чувств.
 
С развитием ещё более высокой способности — постформального мышления — нам открывается мир диалектического эволюционного становления, вселенная взаимосвязанностей, паутина многообразия и единства, всё соединяющего, пульсирующая жизнью и экзистенцией. И тогда одним движением мысли мы охватываем сложнейшие многомерные системы, проникая внутренним взором в исторические начала времён, распознавая великий паттерн — узор всё связующий.
 
Новое миропространство — новый объект, с которым мы вступаем во взаимодействие, — взращивает в нас новый орган восприятия, а сам наш орган определяет те свойства, которые мы созадействуем в этом миропространстве (участвуя в его соконструировании).

То же самое касается и медитативно-созерцательного развития. Выполняя на практике определённые упражнения (задействуя определённые методологические предписания), мы формируем у себя, в своём сознании, новые орудия восприятия. В медитации, выпутывая Зрящего из орудий зрения, мы вместе с тем и оттачиваем эти орудия, позволяем им становиться более совершенными. Это происходит не только в измерении сознания, но и в измерении объективного — в мозге, в телесности, в поведении. Наши сознательные действия влияют на материальную структуру мозга, его морфологию, системы межнейронных взаимосвязей и т. д.
 

 
Постепенно в созерцательном совершенствовании мы обретаем новые инструменты восприятия как устойчивые черты характера, личности, нашей жизни. В человеке открывается новый орган — орган восприятия тишины, — и тишина начинает пронизывать всё вокруг, и все слова укутываются всепронизывающей тишиной, ясностью, пробуждённостью. Правильное созерцание внутренней тишины служит порталом, или шлюзом, открывающим двери восприятия. Мир, каждое мгновение миропроявления вообще начинает дышать новизной, сознанием, жизнью.
 
Все мы имеем свободу выбора в отношении того, какие объекты мы можем созерцать. Этот выбор мы совершаем от мгновения к мгновению. Ведя жизнь созерцательную, мы можем выбирать новые, правильные объекты для созерцания. Это имеет предельную важность в нашей жизни, ибо «каждый новый объект, созерцаемый правильно, открывает внутри нас новый орган восприятия».
 
Интегральная медитация как система психологических и созерцательных практик опирается на постметафизические принципы взаимного созадействования, диалогического соприсутствия и интегрального метаподхода. Ближайший курс по интегральной медитации — начало 16–17 марта 2019 (подробная информация: http://integralmeditation.ru).
 
Автор текста и фото:

Евгений Пустошкин — клинический психолог, соведущий проекта «Холосценденция», переводчик книг и статей Кена Уилбера и др. авторов по теме интегрального метаподхода, гл. редактор онлайн-журнала «Эрос и Космос». Персональный сайт: http://pustoshkin.com



Просмотров: 310
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Волосы как орган восприятия окружающего мира.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Прогноз на Новый Год и не только.
  • Как эффективно спланировать новый год и сделать свою жизнь более счастливой?
  • Внутренний мир как объект восприятия
  • Депрессия как способ восприятия мира
  • Когда только одной лишь профориентации мало?
  • Каждый человек - это новый взгляд на жизнь
  • Я-концепция как фильтр восприятия мира
  • Новый год, как новые страницы жизни
  • Алгоритм работы с сознанием или выход на новый уровень развития.
  • Лишь только потому, что я люблю...
  • Ребрендинг своей жизни или новый взгляд на себя
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • «В моем поле зренья появляется новый объект»
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Новый Год - Новый цикл Бытия
  • " Изменить мир мы можем только меняя себя"
  • Мозг – это такой орган, с помощью которого...
  • Новый год – новые планы
  • Новый муж, новые дети.
  • Сказочная история о том, что случается, когда любишь только себя
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Новые обои или новый брак?
  • Что такое реальность? Искажения восприятия.
  • Реальность как граница человеческого восприятия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь