Магия Фокусов Языка или чудеса логики?

Автор статьи: Илья Архипов

НЛП сейчас весьма популярно, как в сфере менеджеров, так и психологов. Эту тему не смог обойти стороной и я. Особенно интересными показалась «Фокусы языка (ФЯ)» - речевые «раскрутки», стратегии, позволяющие изменять убеждения. Роберт Дилтс выделил 14 таких речевых паттернов.

На мой взгляд, в этих 14-ти легко узнаются основные логические понятия, способы мышления, которые красиво представлены в коммерческом бренде ФЯ.

В этой статье не буду детально разбирать каждый «фокус», этой информации в сети полно, а постараюсь систематизировать 14 ФЯ в более понятную систему. При этом оговорюсь, что не являюсь сертифицированным НЛПером, пишу, как вижу со своей колокольни.

Магия Фокусов Языка или чудеса логики
Для начала перечислю 14 общепризнанных фокусов языка:

Намерение
Переопределение
Последствия
Разделение
Объединение
Аналогия
Изменение размера фрейма
Другой результат
Модель мира
Стратегия реальности
Противоположный пример
Иерархия критериев
Применение к себе
Метафрейм

Я выделил 3 основные группы: субъективные, объективные, нейтральные.

Первая, главная группа – субъективные, или мировоззренческие: Модель мира, Иерархия критериев, Намерение.

Вторая группа – объективные, или рациональные: Стратегия реальности, Последствия.

Третья группа – нейтральные, или трансформирующие техники: Переопределение, Разделение, Объединение, Аналогия, Изменение размера фрейма, Другой результат, Противоположный пример, Применение к себе, Метафрейм.

Как мы видим из такой группировки, 3 первых ФЯ относятся к внутреннему миру человека, его представлениям о себе, окружающей действительности, что, собственно и отражается в названии «Модель мира» - ученый смотрит на вещи с одной стороны, религиозный человек с другой, творческий с третьей. «Иерархия критериев» - это о тех ценностях, которые признаются человеком. Есть ценности низшего порядка, например, правила этикета за столом, есть высшего порядка – ценность родины, важность родственников. «Намерение» - это мотивы, желания, устремления человека, неразрывно связанные с его мировоззрением и ценностями. Вполне понятно, что у солдата на войне намерения отличаются от человека, мирно спящего в своей теплой постели дома.

Соответственно, «фокусы языка» этой группы направлены на то, чтобы апеллировать либо к другому мировоззрению, либо затрагивать ценности, либо акцентировать намерение.

Пример из продаж: «Ваш склад находится за МКАДом, далеко от нас, поэтому нам не выгодно у вас покупать».

Ответ с применением ФЯ 1-ой группы: «Несомненно для тех, кто хочет и готов зарабатывать (ФЯ Модель мира, ФЯ Намерение), важнее всего получить прибыль (ФЯ Иерархия критериев). Если вы цените удобство доставки превыше всего (ФЯ Иерархия критериев), и больше вас ничто не смущает (ФЯ Намерение), - предлагаю воспользоваться услугами транспортной компании, которая избавит вас от логистических проблем. Со своей стороны, я согласую для вас персональные условия, благодаря которым вам будет выгоднее покупать (ФЯ Намерение) у нас за МКАДом, нежели со склада рядом с офисом».


Итак, вторая группа «фокусов» – объективные, или рациональные. Их всего два - Стратегия реальности, Последствия.

Отделяет эти два ФЯ от предыдущей субъективной группы то, что они опираются на факты, общепринятую реальность. Как раз этого требуют законы логики – тождества, не противоречия, достаточного основания. «Стратегия реальности» - то, что отличает взгляд на мир взрослого от ребенка. Маленький ребенок еще не накопил столько опыта с последствиями, который дает обратную связь и знание, что, например, если сунуть вилку в розетку будет ай-ай-ай. У взрослого этот опыт есть, и он принимает решения на основе знания что реально, что нет. Если ребенок представляет себя суперменом перед огромной лужей и падает в нее, взрослый понимает, что суперменство это фантазия, есть законы физики, его физические возможности, учитывает последствия, и решает обойти лужу по бордюру.

Пример из продаж: «Ваша реклама слишком игривая, поэтому у меня нет доверия, и я у вас не куплю».

Ответ с применением ФЯ 2-ой группы: «Игривость подачи – лишь обертка конфеты, позвольте мне показать содержание. И вообще, давайте пообщаемся серьезно, я предоставлю факты, цифры, доказательства того, что нашей компании доверяют тысячи людей (ФЯ Стратегия реальности). Когда у вас появятся объективные основания доверять нам (ФЯ Стратегия реальности), уже ничто не остановит вас от покупки? (ФЯ Последствия)»

Третья группа – нейтральные, или трансформирующие техники (Переопределение, Разделение, Объединение, Аналогия, Изменение размера фрейма, Другой результат, Противоположный пример, Применение к себе, Метафрейм), которые можно применять к предыдущим группам, или самостоятельно. Логическая суть их в том, что меняется точка зрения на объект, субъект, убеждение за счет изменения контекста, объема рассматриваемого понятия.

В формальной логике выделяется 3 основных способа умозаключений – это дедукция, индукция, аналогия.

Дедуктивные умозаключения (дедукция) – (от лат. deductio – выведение) – это умозаключения, в которых из общего правила делается вывод для частного случая (из общего правила выводится частный случай).

Индуктивные умозаключения (индукция) – (от лат. inductio – наведение) – это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило (несколько частных случаев как бы наводят на общее правило).

Умозаключения по аналогии (аналогия) – (от греч. analogia – соответствие) – это умозаключения, в которых на основе сходства предметов (объектов) в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.

Аналогия делится на аналогию свойств и аналогию отношений.

Все 9 Фокусов языка третьей группы можно отнести к одному из вышеперечисленных типов умозаключений, выделяемых в логике.

Дедуктивные приемы Фокусов Языка, или уменьшение рамки (контекста), конкретизация: Разделение, Изменение размера фрейма, Противоположный пример, Применение к себе.

Индуктивные приемы Фокусов Языка, или укрупнение рамки (контекста), обобщение: Объединение, Изменение размера фрейма, Противоположный пример, Метафрейм.

Приемы Аналогии Фокусов Языка - поиск подобного, похожего понятия или образа: Переопределение, Аналогия, Другой результат.

Некоторые техники ФЯ относятся как к дедукции, так и к индукции, ибо ими можно, и обобщать, и конкретизировать.

Примеры, относящиеся к дедукции, индукции, аналогии - в моей книге: "Синтезологика: синтез психологии и логики"!


Обобщая тему ФЯ, делаю такой вывод, что с точки зрения логики есть 3 основных группы «фокусов»: субъективные, объективные, нейтральные (трансформирующие техники). Нейтральные состоят из групп ФЯ аналогии, дедукции, индукции.

Это во-первых, упрощает объем запоминания, во-вторых подтверждает, что подавляющее большинство приемов Фокусов Языка (2-я и 3-я группа) – это известные давно логические приемы, поданные под красивым соусом. 1-я группа известна так же давно, но из области психологии, того же транзактного анализа, по которому данная группа относилась бы к эго-состояниям Ребенка и Родителя, а 2-я к эго-состоянию Взрослого.

Для практического применения, все же рекомендую наработки НЛПеров по Фокусам Языка, а для себя решил, что мне в психологической работе достаточно помнить не уйму «фокусов», а всего 5 из 1-ой и 2-ой группы и 3 основных метода (аналогия, индукция, дедукция) из третьей группы. Понимая логику, можно упростить всего до 5 методов – картина мира, стратегия реальности, аналогия, дедукция, индукция.

А если понимать, что последние четыре - основные методы формальной логики, то остается 2: картина мира человека и методы логики. Собственно, с этим и призывает работать система Синтезологика!

Так, без всяких фокусов, 14 превращается в 2)

Успехов в практике!

Оригинал статьи на моем сайте: http://goodworkstudios.ru/



Просмотров: 528
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Фокусы языка. Реальная магия.
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Фокусы языка.
  • Объективные законы развития: Закон Реальности
  • Как мы слышим ребенка? Аналогия из жизни
  • Объективные Законы Реальности - законы исполнения целей.
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • «Я не могу с ним найти общего языка» или как выйти на диалог.
  • О критике в психологии: Несовершенство языка
  • Магия языка
  • Реальности, в которых мы живем или Модели мира
  • Психологическая группа - что это такое и ее основные правила
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Картина мира: Аналогии в телесной SOLWI терапии.
  • Сложность языка отношений
  • Формируем намерение на изменение себя. История про женщину.
  • Особенности изучения второго языка. Собственный опыт
  • Перевод с языка газлайтера: 7 фраз, чтобы заставить вас замолчать
  • Переводчик с родительского языка
  • Основы изучения языка
  • Мамины программы 2 (регулярная группа "Женская группа поддержки")
  • Мамины программы (регулярная группа "Женская группа поддержки")
  • О религиозном чувстве и поэтике языка Зигмунда Фрейда в его работе «Недовольство культурой»
  • Игра - переводчик с детского языка. Играйте с ребенком - в этот момент Вы смотрите на него сердцем.
  • 7 тайн языка нашего тела.
  • О трудностях изучения иностранного языка
  • Сила и жизнь во власти языка
  • Когда на курсах английского языка будут давать гарантию полученных знаний?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь