|
Сила и жизнь во власти языкаАвтор статьи: Даниил Макаров
Это представление основывается на идеях классиков психологии, лингвистики и семиотики 20-го века. Такие гении как Ж.Пиаже и Л.Выготский сходились на мнении, что личность человека конструирует в процессе интериоризации (усвоения) социальных форм взаимодействия. А Витгенштейн утверждал, что "границы моего языка - это границы моего мира". Из этих представлений исходит понятие о так называемом "жизненном мире" личности, предложенное Рубинштейном, и родственная ему основная метафора всея конструктивизма "карты" реальности, которая, естественно, не тождественна её "территории". Согласно нашей точке зрения, язык общения человека с окружающими содержит в снятом виде все правила игры, порядки любви, власти и подчинения, инициативы и открытия возможностей, прокладывания путей и присваивания оценок, из которых складывается его жизненный мир. Этот язык формируется с целью создания такой интерпретативной модели действительности, которая будет видоизменять её в пользу интерпретирующего. Именно это язык мы называем парадигмой личности, в которой усматриваем отражение и влияние как социальных, так и индивидуальных дискурсов… в том числе – невротических. Эти версии, истории, могут обладать множеством качеств, иметь разный эмоциональный окрас, субъективно ощущаемую глубину и т.д. Для достижения терапевтических целей нам важно принимать во внимание, прежде всего, качество "проработанности" истории, её бедность или насыщенность описанием. Именно степень проработанности истории определяет то, какую значимость, какой вес она обретает в судьбе человека. В нарративной практике есть такой термин - "уплотнение", он означает ведение беседы таким образом, чтобы обсуждаемый предмет или история насыщались деталями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|