|
Магия языкаАвтор статьи: Степанова Ольга Евгеньевна
Магия языка Что значит владеть «магией языка»? Очень часто, например, учась университете, слушая новости по 1 каналу, посещая различного рода тренинги, ты встречаешь ярких авторитетных людей, которые отлично говорят. И вот ты сначала воодушевляешься, а потом незаметно начинаешь думать и говорить их словами. Да, действительно сложно поверить в то, что наши убеждения способны «вот так вот поменяться». На консультацию к психологу часто приходят люди глубокие и сомневающиеся. И разговаривая с такими людьми тоже невольно сталкиваешься с этой самой «магией языка». Так как то, что происходит на психологических консультациях - во многом есть работа с «воображаемыми сущностями». Мы нередко говорим о тех вещах, которые крайне сложно представить в материальном мире: эмоциях, внутреннем мире, бессознательном, комплексах, страхах и др. И подобная беседа порой требует очень больших эмоциональных усилий, практического опыта и знаний. А что если в такой беседе и сам психолог почувствует, как трансформируются его убеждения? Для того, чтобы проиллюстрировать свою мысль примером, пересказываю вам (с разрешения автора) рассуждения человека, убежденного в отсутствии души: «Однажды у меня попытались узнать, разделяю ли я широко принятое суждение о том, что у человека есть душа? Каково же было моё удивление, когда отрицательный ответ как будто бы вызвал разочарование у самого вопрошающего. В конце концов, чего такого необычного в подобной точке зрения? В частности, представления о так называемой «душе» даже в интерпретации человека, задававшего мне этот вопрос – это не более, чем субстанция, придающая сиюминутный смысл профессиональной деятельности, жизни и существованию в общем. Так зачем жизни нужен какой- либо смысл? Не является ли это суждение имманентной потребностью нашего разума, а не объективной картиной реальности? В конце концов, мне кажется крайне неубедительным весь тот набор возможных ответов (в том числе и религиозно обоснованных), которые вкратце можно охарактеризовать простой фразой «ну не может же быть иначе». Почему же? Присущая с рождения уверенность каждого человека в собственной исключительности, помноженная на особенности функционирования нашего собственного мозга, с моей точки зрения и создают условия для возникновения всяческих заблуждений подобного рода. Какую роль выполняет эта так называемая «душа» в нашей жизни? Даёт надежду на бессмертие? Выполняет задачу объяснения наличия самосознания? Трансформируется в спасительную соломинку «космической справедливости»? Позвольте, о каком таком независимом «самосознании» идёт речь, если приёмом простых химических соединений функцию этого самого «разума и сознания» можно кардинальным образом изменить? Не говоря уже о прямом вмешательстве в структуру мозговых тканей. Не кажется ли Вам, что сознание и самосознание – это результат действия куда более материально ориентированных механизмов, нежели какие-то метафизические конструкции? Конечно, если представить ребёнка, которому дали в руки печатную плату, то об её устройстве он, скорее всего, будет делать самые смелые предположения. Однако это ещё совсем не означает, что загорающуюся при нажатии кнопки лампочку он примет за её единственное предназначение. Более того, это не только не наполняет сие действо мистическим содержанием, но и не должно помешать с течением времени ему самому разобраться в принципах работы и устройства, и всего прибора. Приблизительно те же рассуждения применимы и к категории «воздаяний по делам его», и к представлениям о бессмертии. Мне вот от идеи некой «нирваны», наполненной всеми жившими когда-либо сантехниками, риэлторами, полицейскими, психологами, учителями, программистами, бездельниками и борцами за права индонезийских тараканов, становится как минимум смешно. Не говоря о том, что рядом на гипотетическом облаке могли бы удобно расположиться условные тупоконечники с остроконечниками, и едва ли нашлась бы арфа, способная перебить, образовавшийся бы в этом случае, гвалт. Все эти представления – не более, чем функция от культуры, которая, в свою очередь, является сплавом всего, чего угодно, от исторических событий до климата, но уж точно не от вмешательства сверхъестественного. Ради эксперимента можно было бы обсудить мироздание с инками, ацтеками, беотуками, сиканами и т.д., но, увы, ни этих культур, ни их живых представлений о сущем сейчас Вы не найдёте. Не найдёте Вы ни их образа жизни, ни мнения о сущем, кроме как в виде эха из бездонных глубин археологической кладовки. Ведь если задуматься, то любой человек образован исключительно той средой, в которой он воспитывался. Окажись ребёнок оторванным от семьи, и вне зависимости от изначальных корней, он может положить жизнь за право носить в нагрудном кармане паспорт другого цвета. Займёт ли он тогда достойное место рядом со своим отцом, придерживающегося противоположных взглядов? Конечно, всегда можно придумать обезличенную систему устройства мироздания, где все есть часть одного, откуда однажды вылезли туда и вернутся. Вот уж где точно будет иметь место диссоциативное расстройство бессмертной личности. Поэтому все подобные утверждения суть есть лишь вопрос веры, занесённой в организм любым из доступных человечеству способов. К счастью, вера не требует доказательств, и в данном случае рациональный (не говоря уже о материалистическом!) подход беззубо рычит, огрызаясь устами многих физиков, биологов, химиков, инженеров и другой «непросветленной» публики. Идея души же так и остаётся служанкой индивидуального метафизического равновесия, будучи наглядным артефактом, пройденного человечеством пути. Поэтому подводя некоторый итог, могу лишь сказать, что я изначально не претендовал на роль истины в последней инстанции, хотя бы потому, что подробный анализ любого из моих утверждений с точки зрения научного обоснования требует глубоких и до неприличия объёмных изысканий. С другой стороны, чтобы обрести что-то, нужно это для начала потерять. Будут ли это убеждения, какое-либо знание или впустую проведённое время – решать уже Вам». Подводя итог, хочется сказать, что умение применять «магию языка»-очень важное качество практикующего психолога. Ведь человек приносит на консультацию все свое внутреннее содержание, которое может казаться вам непонятным, противоречивым и неблизким. И разобраться в нем, во многом, предстоит именно с помощью разговора, в процессе которого, совместно с клиентом, создается «альтернативная реальность». Но важно, чтоб в этой реальности все менялись очень тонко и аккуратно, бережно, чтобы помощь человеку не превратилась в манипуляцию или в бесполезный совет. А это требует от психолога большого терпения, внимательности и, конечно, профессионализма. Буду рада поговорить об этом подробней на одной из своих консультаций.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|