В связи с тем, что пятнадцатилетний отличается неуравновешенностью своей натуры, то и поступки его бывают крайне вызывающими и категоричными. Всё это касается в первую очередь родителей и других родственников, с которыми подросток проживает на одной площади, а также учителей. Однако нужно чётко понимать, что такое «отделение» от матери и отца совсем не означает прямое отвержение и личное отторжение. Это проявление независимости, самостоятельности и свободы мыслей, реализованных в поступках.
Поведение с родителями переходит в стадию «допрос-ответ». Подростку не хочется проводить время с семьёй – куда-то выезжать, отдыхать и общаться совместно. Все вопросы о том, куда пошёл и когда вернёшься, вызывают бурю эмоций и рассматриваются, как унижение достоинства и вторжение в личное пространство.
Чувственная сфера и эмоции в большей степени являются отрицательными, мимика лица угрюмая или отчуждённая. Данный возраст в литературе описывается как мрачно-угрюмый в поведении, а не буйный, как многие думают.
Появляются скрытность и обман. Подросток начинает вести «партизанский» образ жизни. Несмотря на тягу к самостоятельности, именно в этот период он нуждается к безопасности и уверенности, которые могут дать только дом и родные люди.
В данный период дети отличаются высокой проницательностью, психологической интуицией, им интересно наблюдать за поведением окружающих, как бы сопоставляя их с собой и делать соответствующие выводы. Происходит процесс самосознания и самоотражения. Действительность начинает ощущаться совсем по-иному, чем, например, в четырнадцать лет.
С друзьями и товарищами подросток наоборот достаточно общителен, проявляет весёлый нрав и испытывает интерес в контактах с ребятами обоего пола одинакого. При этом обратим внимание, что ему нравится устанавливать новые отношения и в большом количестве, а не заводить серьёзные дружеские контакты, просто нет такой потребности на этом этапе развития. Поэтому так велика возможность попасть в дурные компании маргинальных людей.
В школе чувствует себя лучше, чем дома в связи с тем, что там также возможно общение со сверстниками, есть возможность проявить свою самостоятельность. Вместе с тем, учебная деятельность не является для пятнадцатилетнего привлекательной. К учителям отношение скептическое и поэтому подросток часто идёт на вызов в виде ухмылок, рожь, выкрикивания реплик и других более серьёзных провокаций. Отношения между подростками противоположного пола в данный момент усложняются из-за разницы увлечений и неравномерности полового созревания.
Что делать?
Нужно понимать и осознать, что такое неприятное бунтующее поведение сына или дочери – это временное проявление, которое не может не ранить родителей. Однако это необходимая перестройка из-за изживания прежнего стиля взаимодействия. Если этот невыносимый период будет достойно преодолён, то отношения перейдут в стадию контакта взрослых людей – старших и младшего. Это очень важно! Перескочить данный период просто невозможно и это нужно осознать именно взрослым.
Родителям необходимо быть более внимательными в период, когда кажется, что их сын или дочь бездельничают. Да, лень имеет место быть, так как современное поколение молодёжи более «аморфное», чем предыдущее. Однако, дело не в этом. То, что родителям представляется, как проявление ничегонеделанья на самом деле может быть периодом напряжённых размышлений о себе и своём предназначении в жизни.
В речи необходимо исключить заискивания, сюсюканья и фальшивый тон. Разговаривать нужно на равных, с уважением мнения и позиции, дослушивать до конца разговоры, мнения и суждения. При этом высказывать своё несогласие с его точкой зрения в убедительной форме, приводя примеры из своего личного опыта, но не включая нравоучения. Недопустимы также распросы-допросы с пристрастием ни по какой тематике.
Нельзя обижаться на постоянную занятость подростка (сверстники интереснее и привлекательные), однако должна быть договорённость в определённых принципиальных моментах, касающихся режима дня, учёбы, посещения дома друзьями в отсутствии взрослых, времени возвращения домой с прогулки, вредных привычек и молодёжного сленга, который может быть не приемлим в домашних условиях.
Проявляйте интуицию в общении с подростком, попытайтесь уловить его волну настроения и увлечений. Разговаривайте меньше по времени, но продуктивнее. Попытайтесь искренне радоваться его успехам и помогать в проблемах в случае обращения к вам за помощью. Смотрите по выходным фильмы, читайте книги, ходите по магазинам, привлекайте к приготовлению еды и уборке дома.
Попробуйте поделиться с сыном или дочерью своими планами на жизнь, спросите совета, попросите о реальной помощи, которая на данный момент для вас жизненно необходима и является решающим оборотом в жизни, в профессии, в здоровье, в быту. Не забудьте благодарить за советы, пусть даже они будут нелепыми, но это реальная и искренняя попытка помочь вам, а это означает отклик.
Желаю Вам успехов в воспитании детей и гармонии в отношениях! Будьте по-своему счастливы!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.