Мозг подростка и алкоголь: нейропсихологический аспект.

В современной психологической науке возрастает количество исследований, посвященных вопросам употребления алкоголя и алкогольной зависимости. Однако все они сосредоточены на рассмотрении личности аддикта и различных её сфер: эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, самоконтроле и образе «Я». Результаты подобных теоретических и эмпирических исследований позволяют ответить на некоторые вопросы, касающиеся формирования аддиктивного поведения. Вопрос о том, каковы должны быть биологические и психологические особенности, а также факторы социальной среды, в которой происходит формирование аддиктивной личности, по сей день остается открытым.

Известно, что в формировании зависимости от алкоголя и психоактивных веществ немаловажную роль играет фактор генетической предрасположенности к заболеванию. Исследования подтверждают, что у биологических детей алкоголиков в 3-5 раз чаще развиваются проблемы, связанные с употреблением алкоголя [7]. Также в последние годы в западных исследованиях возрос интерес к нейропсихологическим особенностям формирования и течения зависимости от алкоголя.

Ключевым периодом в развитии для начала употребления алкоголя является ранний подростковый возраст. Потребление алкоголя и психоактивных веществ среди подростков характеризуется употреблением алкоголя в больших количествах. Большинство подростков  приобщается к потреблению алкоголя в возрасте 13-16 лет, что при условии регулярного употребления приводит к формированию алкогольной зависимости в 80 % случаев.

Причины склонности подростков к злоупотреблению алкоголем уходят своими корнями в физиологические изменения, особенно те, которые происходят в центральной нервной системе, что подтверждается результатами относительно новых исследований с использованием сложных технологий визуализации мозга.

Мозг подростка и алкоголь нейропсихологический аспект

На протяжении всего своего развития мозг человека претерпевает изменения с точки зрения его морфологии, объема, состава и функции. В настоящее время установлено, что развитие мозга завершается приблизительно не ранее, чем к 25 годам, а не в подростковом возрасте, как считалось ранее [3]. Подростковый возраст так же, как фетальная и неонатальная фазы, является критическим периодом глубокого развития коры головного мозга и её ремоделирования. Кроме того в рассматриваемый период происходят существенные изменения в мозге, особенно в префронтальной коре и мезокортиколимбической допаминовой системе. Одним из процессов развития мозга, происходящих в это время, является миелинизация нервных волокон. Аксоны, соединяющие клетки головного мозга, все больше изолируются миелином, что ускоряет передачу электрических импульсов в мозге и, следовательно, ускоряет поток информации вдоль аксональных путей. Это ведет к появлению нейронных сетей в удаленных участках мозга, замещая локальные сети, и таким образом содействует формированию процесса принятия решений и эмоционально-волевой регуляции [2].



Другой процесс называется процессом обрезки и заключается в усовершенствовании синапсов [3]. Во время этого этапа незадействованные или редко активируемые синаптические соединения удаляются, а образовавшееся пространство используется для построения более эффективной проводки, что в свою очередь обеспечивает более эффективную обработку информации. Удаление таких малоэффективных  синаптических соединений также необходимо для построения более длинных цепочек нейронов, которые будут задействованы в  принятия сложных решений [12].



Представленные процессы развития затрагивают два важных региона головного мозга. Во-первых, это префронтальная кора: ее объем уменьшается, совершенствуются её нейронные цепи и связи. Изменения в этом регионе крайне важны, поскольку они лежат в основе приобретения исполнительных функций, например, реакции торможения, внимания, оперативной памяти [9]. Во-вторых, модифицируется структура производства и использования дофамина. Мезокортиколимбические области мозга, в том числе полосатая оболочка и прилежащее ядро, которые получают входящие сигналы от нейротрансмиттера дофамина и потому составляют систему вознаграждения в головном мозге, также подвергаются значительным изменениям в развитии [10].

Результаты нейропсихологических исследований говорят о том, что в поведении подростков определяющее значение имеет система вознаграждения в мозге. Эта система осуществляет положительное подкрепление в выборе поведения подростком. В мозге постоянно осуществляется перепроверка, обработка полученных сигналов и, если эти сигналы оказываются позитивно окрашенными,  происходит подкрепление на нейрофизиологическом уровне. В случае активности нейронов происходит выброс нейромедиаторов в синапсах, что при условии наличия подкрепления гарантирует ощущение вознаграждения [8].



В мозге человека к системе вознаграждения относят  прилежащее ядро, вентральную область покрышки и дофаминэргические пути, по которым распространяются сигналы от этих структур, связывая их с различными другими зонами мозга. Основными нейромедиаторами в этой системе являются дофамин и серотонин. Эта система является морфологической основой того принципа наслаждения, вокруг которого строятся ключевые элементы поведения. Миндалевидное тело, передний островок, прилежащее ядро, передняя часть поясной извилины и переднебоковая префронтальная кора также участвуют в обработке социально значимой информации. Передняя поясная извилина обычно активируется в ответ на физическую боль, и она же активируется, когда группа или социум отторгает индивидуума.  Используя специальные задачи на коммуникацию и опыт исследований поведения в виртуальном окружении, ученые обнаружили, что неприятие социумом активирует миндалевидное тело, которое ответственно за формирование чувства страха и тревоги [5]. При этом недавние работы демонстрируют повышение активности системы вознаграждения в мозге в ответ на принятие его социумом. Особенно в этом случае повышается активность нейронов прилежащего ядра [6].

Учитывая вышеописанные изменения, происходящие в головном мозге в период полового созревания можно сделать вывод о том, что данный возрастной этап характеризуется высокой нейропластичностью, центральным фактором которой является десинхронизированное созревание областей мозга: процесс формирования действительно происходит по определенной траектории, то есть от задней к передней части мозга [4].



В то время как дети имеют одинаково незрелые лимбическую и префронтальную области, а взрослые приобрели полностью развитые системы, фаза развития мозга в подростничестве характеризуется асинхронностью в созревании двух регионов. Восходящие лимбические области, лежащие в основе обработки эмоций и побуждений, развиваются раньше, чем верхние префронтальные области, которые участвуют в уточнении аргументации, цели и приоритета, поведенческом контроле и оценке долгосрочных и краткосрочных вознаграждений. Это говорит о том, что более зрелая лимбическая система перекрывает префронтальную систему и стимулирует выбор подростка в пользу стремления к немедленному удовлетворению, а не к долгосрочным достижениям [1].

В заключении можно подтвердить, что подростки в большей степени подвержены риску употребления алкоголя, злоупотреблению и зависимости, чем другие возрастные группы. 

Употребление алкоголя в подростковом возрасте отрицательно сказывается на созревании головного мозга и оставляет необратимые последствия когнитивного функционирования, а также значительно повышает предрасположенность к развитию расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Необходимо понимать, что стремление подростков к риску и употреблению алкоголя в значительной степени обусловлена нормативными биологическими изменениями в мозге в период подросткового возраста. Это нужно учитывать в профилактике и направлять усилия на то, чтобы работать с подростками, например, над умением принимать решения, контролировать свои побуждения и эмоции. Это может помочь им обрести больший контроль, особенно когда они находятся  в ситуациях эмоционального возбуждения, в которых высока степень влияния сверстников.

Литература: 

  • Bava, S. Adolescent brain development and the risk for alcohol and other drug problems / S. Bava, S.F. Tapert // Neuropsychology Review. – 2010. – V. 20. – P. 398–413.
  • Benes, F.M. Myelination of a key relay zone in the hippocampal formation occurs in the human brain during childhood, adolescence, and adulthood / F.M. Benes [et. al.] // Archives of general psychiatry. – 1994. – V. 51. 6. – P. 477.
  • Giedd, J.N. Structural magnetic resonance imaging of the adolescent brain / J.N. Giedd // Annals of the New York Academy of Sciences. – 2004. – V. 1021. 1. – P. 77–85.
  • Gogtay, N., Dynamic mapping of human cortical development during childhood through early adulthood / N. Gogtay [et. al.] // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2004. – V. 101. – P. 8174–8179.
  • Guyer, A.E. Amygdala and ventrolateral prefrontal cortex function during anticipated peer evaluation in pediatric social anxiety / A.E. Guer [et. al.] // Archives of General Psychiatry. – 2008. – V. 65. 11. – P. 1303–1312.
  • Guyer, A.E. Neural circuitry underlying affective response to peer feedback in ado- lescence / A.E. Guer [et. al.] // Social Cognitive & Affective Neuroscience. – 2012. – V. 7. – P. 81–92.
  • Lieb, R. Parental alcohol use disorders and alcohol use and disorders in offspring: a community study / R. Lieb // Psychological medicine. – 2002. – V. 32. – P. 63–78.
  • Patricia, Z.T Associations between maternal negative affect and adolescent’s neural response to peer evaluation / Z.T. Patricia [et. al.] // Developmental Cognitive Neuroscience. – 2014. – V. 8. – P. 28–39.
  • Paus, T. Mapping brain maturation and cognitive development during adolescence / T. Paus // Trends in cognitive sciences. – 2005. – V. 9. 2. – P. 60–68.
  • Winters, K.C. Adolescent brain development and drugs / K.C. Winters, A. Arria // The prevention researcher. – 2011. – V. 18. 2. – P. 21.
  • Spear, L.P. The adolescent brain and age-related behavioral manifestations / L.P. Spear // Neuroscience Biobehavioral Review. – 2000. – V. 24. – P. 417–463.


Просмотров: 350
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
  • Алкоголик.. до начала употребления алкоголя
  • Загадка дофамина 5. Мотивационная система мозга
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Социальные сети головного мозга
  • В чем польза употребления алкоголя?
  • Смартфон головного мозга
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • ДЦП. Зеркальная система мозга - ключ к эффективной работе
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Эффект «ореола» .ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство) - патология головного мозга?
  • Вьюков А.С. «Особенности выбора методов психотерапии у пациентов с синдромом зависимости от алкоголя»
  • Не могу слезть со сладкого/алкоголя (или рассуждения о зависимости).
  • Химия мозга при зависимости
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • 5 привычек, которые восстанавливают клетки мозга
  • Мы - это те связи, которые есть в нашем мозге
  • Бухают все. Когда употребление алкоголя становится проблемой?
  • О головном мозге
  • Право быть богатым.Психология денег и биологические механизмы мозга (исследования, выводы).
  • Эмоции и разум: как гармонизировать на уровне мозга?
  • Как обойти 5 главных ловушек мозга и получить сильные результаты
  • О связи психоанализа и работы мозга
  • Миф о двух половинках. Половинка есть у мозга, таблетки...
  • Особенности работы мозга с ярлыками-терминами
  • Вирус мозга! Японские ученые предупреждают мир!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь