|
Мозг подростка и алкоголь: нейропсихологический аспект.Автор статьи: Логвиненко Юлия Анатольевна
В современной психологической науке возрастает количество исследований, посвященных вопросам употребления алкоголя и алкогольной зависимости. Однако все они сосредоточены на рассмотрении личности аддикта и различных её сфер: эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, самоконтроле и образе «Я». Результаты подобных теоретических и эмпирических исследований позволяют ответить на некоторые вопросы, касающиеся формирования аддиктивного поведения. Вопрос о том, каковы должны быть биологические и психологические особенности, а также факторы социальной среды, в которой происходит формирование аддиктивной личности, по сей день остается открытым. Известно, что в формировании зависимости от алкоголя и психоактивных веществ немаловажную роль играет фактор генетической предрасположенности к заболеванию. Исследования подтверждают, что у биологических детей алкоголиков в 3-5 раз чаще развиваются проблемы, связанные с употреблением алкоголя [7]. Также в последние годы в западных исследованиях возрос интерес к нейропсихологическим особенностям формирования и течения зависимости от алкоголя. Ключевым периодом в развитии для начала употребления алкоголя является ранний подростковый возраст. Потребление алкоголя и психоактивных веществ среди подростков характеризуется употреблением алкоголя в больших количествах. Большинство подростков приобщается к потреблению алкоголя в возрасте 13-16 лет, что при условии регулярного употребления приводит к формированию алкогольной зависимости в 80 % случаев. Причины склонности подростков к злоупотреблению алкоголем уходят своими корнями в физиологические изменения, особенно те, которые происходят в центральной нервной системе, что подтверждается результатами относительно новых исследований с использованием сложных технологий визуализации мозга. На протяжении всего своего развития мозг человека претерпевает изменения с точки зрения его морфологии, объема, состава и функции. В настоящее время установлено, что развитие мозга завершается приблизительно не ранее, чем к 25 годам, а не в подростковом возрасте, как считалось ранее [3]. Подростковый возраст так же, как фетальная и неонатальная фазы, является критическим периодом глубокого развития коры головного мозга и её ремоделирования. Кроме того в рассматриваемый период происходят существенные изменения в мозге, особенно в префронтальной коре и мезокортиколимбической допаминовой системе. Одним из процессов развития мозга, происходящих в это время, является миелинизация нервных волокон. Аксоны, соединяющие клетки головного мозга, все больше изолируются миелином, что ускоряет передачу электрических импульсов в мозге и, следовательно, ускоряет поток информации вдоль аксональных путей. Это ведет к появлению нейронных сетей в удаленных участках мозга, замещая локальные сети, и таким образом содействует формированию процесса принятия решений и эмоционально-волевой регуляции [2]. Другой процесс называется процессом обрезки и заключается в усовершенствовании синапсов [3]. Во время этого этапа незадействованные или редко активируемые синаптические соединения удаляются, а образовавшееся пространство используется для построения более эффективной проводки, что в свою очередь обеспечивает более эффективную обработку информации. Удаление таких малоэффективных синаптических соединений также необходимо для построения более длинных цепочек нейронов, которые будут задействованы в принятия сложных решений [12]. Представленные процессы развития затрагивают два важных региона головного мозга. Во-первых, это префронтальная кора: ее объем уменьшается, совершенствуются её нейронные цепи и связи. Изменения в этом регионе крайне важны, поскольку они лежат в основе приобретения исполнительных функций, например, реакции торможения, внимания, оперативной памяти [9]. Во-вторых, модифицируется структура производства и использования дофамина. Мезокортиколимбические области мозга, в том числе полосатая оболочка и прилежащее ядро, которые получают входящие сигналы от нейротрансмиттера дофамина и потому составляют систему вознаграждения в головном мозге, также подвергаются значительным изменениям в развитии [10]. Результаты нейропсихологических исследований говорят о том, что в поведении подростков определяющее значение имеет система вознаграждения в мозге. Эта система осуществляет положительное подкрепление в выборе поведения подростком. В мозге постоянно осуществляется перепроверка, обработка полученных сигналов и, если эти сигналы оказываются позитивно окрашенными, происходит подкрепление на нейрофизиологическом уровне. В случае активности нейронов происходит выброс нейромедиаторов в синапсах, что при условии наличия подкрепления гарантирует ощущение вознаграждения [8]. В мозге человека к системе вознаграждения относят прилежащее ядро, вентральную область покрышки и дофаминэргические пути, по которым распространяются сигналы от этих структур, связывая их с различными другими зонами мозга. Основными нейромедиаторами в этой системе являются дофамин и серотонин. Эта система является морфологической основой того принципа наслаждения, вокруг которого строятся ключевые элементы поведения. Миндалевидное тело, передний островок, прилежащее ядро, передняя часть поясной извилины и переднебоковая префронтальная кора также участвуют в обработке социально значимой информации. Передняя поясная извилина обычно активируется в ответ на физическую боль, и она же активируется, когда группа или социум отторгает индивидуума. Используя специальные задачи на коммуникацию и опыт исследований поведения в виртуальном окружении, ученые обнаружили, что неприятие социумом активирует миндалевидное тело, которое ответственно за формирование чувства страха и тревоги [5]. При этом недавние работы демонстрируют повышение активности системы вознаграждения в мозге в ответ на принятие его социумом. Особенно в этом случае повышается активность нейронов прилежащего ядра [6]. Учитывая вышеописанные изменения, происходящие в головном мозге в период полового созревания можно сделать вывод о том, что данный возрастной этап характеризуется высокой нейропластичностью, центральным фактором которой является десинхронизированное созревание областей мозга: процесс формирования действительно происходит по определенной траектории, то есть от задней к передней части мозга [4]. В то время как дети имеют одинаково незрелые лимбическую и префронтальную области, а взрослые приобрели полностью развитые системы, фаза развития мозга в подростничестве характеризуется асинхронностью в созревании двух регионов. Восходящие лимбические области, лежащие в основе обработки эмоций и побуждений, развиваются раньше, чем верхние префронтальные области, которые участвуют в уточнении аргументации, цели и приоритета, поведенческом контроле и оценке долгосрочных и краткосрочных вознаграждений. Это говорит о том, что более зрелая лимбическая система перекрывает префронтальную систему и стимулирует выбор подростка в пользу стремления к немедленному удовлетворению, а не к долгосрочным достижениям [1]. В заключении можно подтвердить, что подростки в большей степени подвержены риску употребления алкоголя, злоупотреблению и зависимости, чем другие возрастные группы. Употребление алкоголя в подростковом возрасте отрицательно сказывается на созревании головного мозга и оставляет необратимые последствия когнитивного функционирования, а также значительно повышает предрасположенность к развитию расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Необходимо понимать, что стремление подростков к риску и употреблению алкоголя в значительной степени обусловлена нормативными биологическими изменениями в мозге в период подросткового возраста. Это нужно учитывать в профилактике и направлять усилия на то, чтобы работать с подростками, например, над умением принимать решения, контролировать свои побуждения и эмоции. Это может помочь им обрести больший контроль, особенно когда они находятся в ситуациях эмоционального возбуждения, в которых высока степень влияния сверстников. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|