В настоящее время в психологии интенсивно исследуется феномен “зависимости от Интернета”, или интернет-аддикции. В самом общем виде интернет-зависимость определяется как “нехимическая зависимость от пользования интернетом”. Поведенчески интернет-зависимость проявляется в том, что зависимые пациенты предпочитают “жизнь в интернете” и в дальнейшем фактически начинают отказываться от своей “реальной” жизни, проводя до 18 часов и больше в виртуальной реальности. Какие основные признаки зависимости от интернета: -навязчивое желание проверить e-mail, -постоянное желание следующего выхода в интернет, -жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете, -жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на интернет, -количество времени, которое нужно провести в интернете заметно возрастает, -использование интернета позволяет избежать так называемого “синдрома отказа”, -использование интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся физических, психологических, социальных, профессиональных проблемах(недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями) – то есть, так или иначе начинается социальная дезадаптация. В научных исследованиях интернет-зависимости было установлено, что зависимые часто “предвкушают” свой выход в сеть, чувствуют нервозность, находясь без интернета, лгут относительно времени пребывания в интернете, и ощущают, что интернет порождает проблемы на работе, финансовом статусе, а также социальные проблемы. Можно разделить интернет-зависимых на две группы, выделяя аддиктов первого и второго порядков. Аддикты 1-го порядка: чувствуют себя в приподнятом настроении вовремя игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них главным. Компьютер для них – средство получить социальное вознаграждение. Аддикты 2-го порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни и их привязанность к машине – симптом более глубоких личностных проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и самооценка и т.д.). Из типов акцентуаций характера по Е.М. Личко, наиболее подвержены риску развития виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы. Можно выделить ряд психологических и физических симптомов, характерных для компьютерной зависимости. Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой. Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна. интернет-зависимость приводит к искаженному восприятию собственной личности больного и искажению восприятия им объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации. При возникновении интернет-аддикции происходит перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, что неизбежно ведет к аутизации человека и отрыву его от реальности. Каждое направление активности в компьютеризированном мире имеет свои особенности с точки зрения возникновения зависимостей. Таких направлений в современных реалиях следует сейчас выделять, по крайней мере, шесть: - программирование; - компьютерные игры; - сетевое общение; - гиперсексуальная активность; - азартные покупки продажи через интернет; - поиск и размещение информации в сети ради удовлетворения своего сенсорного голода. Мой главный методологический совет, как профессионала психолога: нужно не избавлять от зависимости вообще, а замещать деструктивное направление зависимости на более конструктивное (или по крайней мере, менее вредное). Если человек подвержен зависимости, то это его фундаментальная психологическая характеристика личности. Ему не прикажешь, не убедишь и не заставишь быть «не зависимым». Следовательно, для корректировки ситуации нужно грамотно выбрать, предложить и актуализировать альтернативно-конструктивную зависимость. Второй совет: разберитесь в тех факторах реального мира, которые стали причинами бегства зависимого в мир компьютерных игр. Если вы не повлияете как-то на эти причины, ситуация с большой вероятностью будет усугубляться. Среди таких причин наверняка будет присутствовать относительное однообразие и низкий уровень позитивной событийности реального мира, окружающего зависимого. Третий совет: вытесняйте время, проводимое в играх на компьютере, временем на другие дела и обязанности, имеющие смысл в мире реальном. В компьютерную зависимость имеют возможность впасть только те, у кого слишком много свободного времени и слишком мало забот. Четвертый совет: найдите человека во внешней среде, который подсказал бы зависимому его личную миссию, смысл доступного для него в перспективе самовыражения в реальном мире. А еще лучше – вывел бы его на замещающую альтернативно-конструктивную зависимость (АКЗ) от этого нового самовыражения. АКЗ – это якорь, за который зависимый может вытащить себя в реальную жизнь на начальной и до критичной стадии. Пятый совет: ни в коем случае не смиряйтесь с ленью и расслабленностью зависимого в реальном мире, с его привычкой уходить в виртуальность от ответственности и трудов праведных. Почти наверняка, часть читателей останется неудовлетворенной "неконкретностью" рекомендаций. Дело в том, что у каждого зависимого своя специфичная ситуация. И конкретная схема вывода, в общем-то должна разрабатываться индивидуально (но в рамках обозначенных выше общих подходов).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.