Эмоциональная незрелость. Ч.2. Психотерапия

Эмоциональная незрелость Ч 2 Психотерапия


В недавней  публикации я рассказала о признаках и причинах эмоциональной незрелости (эмоциональная незрелость). В этой статье делюсь размышлениями об особенностях психологической работы с эмоционально незрелым клиентом.

Инфантильный клиент редко приходит в кабинет психолога со сформированным запросом. Чаще на первой консультации он предъявляет внешнюю проблему: невозможность построить отношения или трудности в профессиональной деятельности и т.д. Он жалуется на жизнь, окружающих, несправедливость.

Несмотря на это, глубинной потребностью клиента будет ВЗРОСЛЕНИЕ, а именно формирование тех или иных качеств зрелой личности. В классификации Нэнси Мак-Вильямс таких качеств 15:

  • Способность любить.
  • Способность работать, творить, создавать.
  • Способность играть.
  • Способность выстраивать партнерские отношения на основе любви, принятия, взаимного уважения.
  • Автономия. Способность опираться на свои внутренние опоры и ресурсы.
  • Способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я.
  • Способность восстанавливается после стресса (сила Эго).
  • Система ценностных ориентаций.
  • Реалистичная и надежная самооценка.
  • Способность выносить накал эмоций.
  • Способность посмотреть на себя как бы со стороны.
  • Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения.
  • Способность быть и чувствовать себя живым, наполненным энергией.
  • Принятие того, что мы не можем изменить.
  • Стратегия и тактика психотерапии

Эмоциональная незрелость  – своеобразный способ выживания клиента, способ его приспособления к жизни. И пусть сейчас этот способ уже не эффективен, он важен и ценен тем, что благодаря ему человек сейчас жив и имеет возможность работать над своим личностным развитием.

Когда психолог способен принять такой способ выживания с уважением и отбрасывает идею бороться с проявлениями инфантильности, у клиента появляется возможность увидеть ресурсные стороны своего способа выживания и опереться на них.

Используя классификацию качеств зрелой личности, можно четко увидеть, какие качества у клиента достаточно сформированы. На них можно опираться и использовать как опору при освоении клиентом недостающего опыта во время психотерапии.

Работаем над тем, чтобы клиент осознавал ресурсы и ограничения сложившихся способов поведения. Этими ресурсами мы укрепляем его взрослую часть, делая возможной работу с детским травматическим опытом. Подобная работа без опоры на ресурсы ведет к повторному попаданию в детскую травму без ее разрешения.

Мы учим клиента обращать внимание на его телесные реакции в различных ситуациях. Развивая тонкую чувствительность к телу, клиент получает возможность прорабатывать блоки и зажимы, учится расслабляться, тем самым формируя большую безопасность к миру

Развитие метапозиции – наблюдающей части себя. Это способность наблюдать за собой, ничего при том не меняя и не контролируя. Способность регистрировать, что происходит с телом и  чувствами в той или иной ситуации. 

Обучение клиента заземлению и центрированию. Развитие осознанности относительно личных границ. Не буду пока на этом останавливаться, напишу об этом отдельную статью. Скажу только, что эмоционально незрелые клиенты склонны «вылетать из реальности» в фантазии и идеи, в измененные состояния сознания при помощи наркотиков или алкоголя, в изотерические практики и т.д., а личные границы у них часто нарушены. Заземление и центрирование работают на возращение сознания в телесные переживания, делая человека более живым и осознанным. Границы же создают безопасность и комфортное существование в мире.

Наработка недостающего опыта. Инфантильному клиенту не удалось в детстве получить необходимый для развития психики опыт (безусловную любовь, принятие его сексуальности, потребностей, чувств, привязанность и т.д.). Этот опыт ему необходим для того, чтобы строить свою жизнь и отношения с миром более зрелым образом. В процессе терапии он нарабатывает недостающий опыт в безопасной обстановке и дальше может применять его в реальной жизни. Таким образом шаг за шагом он переходит от инфантильного поведения к зрелому.

Работа с травмированным внутренним ребенком. Постепенно клиент нарабатывает ресурс и устойчивость, его взрослая часть укрепляется, появляется возможность прикоснуться к детскому опыту с целью проработки травм. Мы выстраиваем связь клиента с его внутренним ребенком, усиливаем этот контакт. Благодаря этому у клиента появляется возможность почувствовать, чего в детстве не хватило, и взять это сейчас.

Когда внутренний ребенок исцеляется, страхи, неуверенность, телесные зажимы все меньше и меньше беспокоят клиента, появляются силы и возможности устраивать свою самостоятельную взрослую жизнь.

Важный шаг в психотерапии с самых первых консультаций - тщательно присмотреться к тому, как семья влияет на устойчивость проблемы клиента. Чаще всего семье как системе выгодно, чтобы клиент оставался инфантильным. И эту выгоду стоит прояснять с семьей и делать ее осознанной. А в дальнейшем перестраивать взаимоотношения членов семьи таким образом, чтобы существование данного симптома семье стало не важным и не выгодным.

Принципиально важно в работе:

    Тотальное принятие и уважение психологом клиента, его опыта, его способа выживания.
    Поддержка клиента в освоении нового опыта.
    Открытость и чуткость к боли и переживаниям клиента.
    Отношение к клиенту как к взрослому, даже если он демонстрирует крайнюю инфантильность.
    Важно, чтобы психолог не подталкивал клиента в сторону изменений и не тянул его в светлую жизнь, а был на шаг позади, поддерживал, создавал атмосферу безопасности, давая клиенту самому раскрыть его внутренний потенциал, так долго спавший в нем. Получая опору и поддержку, клиент постепенно начинает расширять свой опыт новыми, более зрелыми способами поведения. Сначала он делает это в безопасной обстановке, затем уже может применять их в жизни. Постепенно движется к большей автономии и зрелости. У него появляется выбор между привычной и новой схемой реагирования. С увеличением ресурсов повысится способность рисковать и действовать по-взрослому.

 

Таким образом, психологическая работа с эмоционально незрелым клиентом не может быть стремительной и краткосрочной, скорее это медленное и постепенное наращивание ресурсов клиента, развитие его осознанности, развитие его способности опираться на себя. Тем не менее, это верный путь к зрелости, управлению своей жизнью и реализации желаний. 



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Счастливый брак: умение видеть, способность слышать, возможность говорить
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • 16 критериев зрелой любви. Способность устанавливать, поддерживать и завершать отношения
  • Поддержка клиента в Риске Быть Живым
  • 16 критериев зрелой любви. Способность к эмпатии.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • 16 критериев зрелой любви. Способность к частичной идентификации.
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Работа с желаниями клиента: трудности и возможности.
  • Способность порождать жизнь
  • История одного преображения (из опыта клиента).
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • 4 развод, или я прожил жизнь зря. История из жизни клиента.
  • Психологический опыт клиента
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Способность играть как ресурс
  • Выбор партнера. Решение личных проблем клиента. Финальная работа.
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • Работа с чувствами, беспокоящими клиента
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • Про амбивалентность чувств и способность любить
  • Одиночество или способность быть самим собой
  • Личный опыт участия в группе в качестве клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь