Плохой психотерапевт или плохие советы о плохом психотерапевте

Сегодня популярна тема предупреждения клиентов, нуждающихся в психотерапевтических услугах, о непрофессиональных, «плохих», эксплуатирующих терапевтах. Я думаю, что освещать такие темы необходимо. Но освещать осторожно, грамотно и заботливо. Попалась мне статья, которая направлена на то, чтобы показать клиентам от каких терапевтов нужно «бежать». Некоторые тезисы справедливы, но некоторые вызвали возмущение.

Плохой психотерапевт или плохие советы о плохом психотерапевте

Тезис 1. Вы больше никого никогда не видели в том месте, где психотерапевт ведёт приём, то есть вы всегда одни.

Не согласна с данным тезисом. Во-первых, автор не объясняет, почему клиенту следует бежать от терапевта в случае, если он никого никогда не видел в том месте, где терапевт ведет прием. Можно предположить, что автор этого тезиса намекает на отсутствие клиентского спроса в данном специалисте. Но даже если это так, то отсутствие клиентского спроса может быть связано:

- С самим клиентским спросом (например, существуют клиенты, которые охотно выбирают терапевта, утверждающего: "Делаю счастливым за три сессии", в данном случае толпы в месте приема могут говорить об инфантильности клиентов); 

- С началом психотерапевтической деятельности специалиста (у молодых специалистов отсутствует опыт, но зато присутствует то самое горение, которое приводит некоторых опытных специалистов к выгоранию);

- С нежеланием терапевта много работать (знаю таких терапевтов, которые, оценивая свой ресурс, берут ограниченное количество клиентов и ориентированы только на длительную психотерапию, не занимаются психологическим консультированием); 

- С желанием предупредить встречи клиентов в коридоре. Такой тактики придерживаюсь я, не всегда это удается, но я стараюсь "разводить" клиентов во избежание лишних тревог, смущения и прочих феноменов, которые порождают ситуации "треугольника".  Приведу пример. Я работаю с клиентами в течении 50 минут, не придерживаясь "жесткого" временного сеттинга с теми, у кого и без терапевтических рамок слишком жесткие рамки, кто ригидно руководствуется планами, расписаниями, порядком; а также  у кого выраженным является опыт быть лишним, с отсутствующим опытом принятия не "за что", а "просто так", и придерживаясь, настаивая на "Ваше время истекло" с теми, кто не может конструктивно использовать 50 минут терапевтического часа,  "внезапно" вспоминающими очень важное за пять минут до конца сессии, "цепляющимися", "липнущими", "не вмещающимися", у которых часто проблема, которая их привела ко мне, связана с зависимостью (межличностного, химического, пищевого характера), грандиозностью, неорганизованностью, игнорированием "принципа реальности".  Так вот, если в качестве ожидающего своего терапевтического часа окажется клиент, стремящийся  затягивать время сессии и увидевший, что клиент, который был до него на приеме, пробыл в кабинете больше 50 минут, у «затягивающего» возникает много вопросов, обид, претензий, сомнений в заинтересованности терапевта к его личности, в «предпочтительности» клиентов. Это лишь один из примеров того, почему я стараюсь организовывать время приема клиентов таким образом, чтобы им не встретиться.

Тезис 2. Терапевт комментирует ваш стиль одежды, причёску, макияж, советует, что вам носить и какую сделать причёску, предлагает вам купить у него или взять какую-то его одежду.

Если вторая часть тезиса (выделено мной жирным шрифтом) не вызывает никаких вопросов, то первая часть сомнительна. Все зависит от тона и уместности "комментария". Так, опираясь на свою практику, личную терапию и опыт коллег, могу утверждать, что обращение к стилю одежды, прическе, макияжу, является надежным маркером изменения/не изменения клиента, а также способом поддержки изменений (для многих женщин, осваивающих женский стиль поведения, одежды, способа саморепрезентации). 

Тезис 3. У вас есть с терапевтом общие очень близкие друзья.

В терапевтической истории "Семь уроков терапии печали" И. Ялом берет в терапию   клиентку, с которой у него общие друзья, соглашается на работу сомневаясь, но, в конечном счете, терапия оказывается успешной, что случалось  и у многих других менее известных терапевтов, чем И.Ялом. В таких случаях есть правило - не обсуждать с друзьями терапию. 

Тезис 4. Вы видели вашего терапевта в раздевалке спортклуба, в спа-центре, в бассейне и т.п. Вы видели, как терапевт занимается спортом или принимает спа-процедуры и т.п.

То есть, если так случилось, что клиент случайно увидел терапевта в раздевалке, то все - нужно от него бежать. Если это вызвало смущение или терапевт "пал" в глазах клиента после того, как его увидели в таком "непристойном" виде, это следует вынести на сессию и превратить в возможность исследования личности клиента. 

Тезис 5. У вас есть ощущение, что вы — особенный, важный, крайне интересный клиент у данного терапевта.

Ощущения особенности являются одними из важных вопросов, которые требуют "работы" с этими ощущениями, но никак не поводом для бегства от терапевта. 

Тезис 6. Терапевт принимает своих бывших клиентов себе в ученики в любом смысле.

Не понимаю, почему по окончании терапии мой бывший клиент не может поступить учиться на кафедру, на которой я преподаю. В жизни так часто и случается. Человек проходит личную терапию, по окончании которой решает получить психологическое образование, и может случиться так, что придет он учиться к своему терапевту. 

Тезис 7. Терапевт разговаривает с вами, смотрит на вас, прикасается к вам, поступает с вами таким образом, что вы ощущаете себя сексуально привлекательным объектом для терапевта.

Автор данного тезиса, наверное, никогда не сталкивался с чистым истерическим радикалом. 

Тезис 8. Терапевт много говорит о себе, и вы не понимаете, какое отношение это имеет к вашей проблеме и к вашей терапии.

Тезис 9. Терапевт свободно и подолгу высказывается в ответ на ваши реплики, безотносительно содержания ваших реплик, и вам кажется, что он не слышит вас, а занимается какими-то философскими рассуждениями.

Приведу пример. Клиент не проявляет активности, ждет от терапевта рекомендаций. Терапевт может провоцировать клиента, начиная говорить о себе, о погоде, «что попало», дабы расшевелить клиента.

Тезис 10. Терапевт кажется холодным, отстранённым, зацикленным на чём-либо. 

Тут ключевое слово «кажется», это «кажется» должно быть вынесено на обсуждение. Иногда клиенту действительно лишь «кажется», что терапевт «холоден», так же как клиентке лишь «кажется», что ее супруг холоден с ней.

Говоря о критериях «хорошего» и «плохого» терапевта, важно учитывать контекст, в котором что-либо сказано, сделано или не сказано и не сделано терапевтом, учитывать иногда разительную разницу между психотерапевтическими подходами, типами клиентов и типами их проблем.



Просмотров: 273
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Зеркальные расстановки" или "Сам себе терапевт".
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 6
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 7
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 1
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 3
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 2
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 5
  • Почему становится пресно? Рассуждения семейного терапевта о браке и фильме "Горько!", Часть 4
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Ищу терапевта с опытом, похожим на мой" - подводные камни такого подхода
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь