|
Плохой психотерапевт или плохие советы о плохом психотерапевтеАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Сегодня популярна тема предупреждения клиентов, нуждающихся в психотерапевтических услугах, о непрофессиональных, «плохих», эксплуатирующих терапевтах. Я думаю, что освещать такие темы необходимо. Но освещать осторожно, грамотно и заботливо. Попалась мне статья, которая направлена на то, чтобы показать клиентам от каких терапевтов нужно «бежать». Некоторые тезисы справедливы, но некоторые вызвали возмущение.
Не согласна с данным тезисом. Во-первых, автор не объясняет, почему клиенту следует бежать от терапевта в случае, если он никого никогда не видел в том месте, где терапевт ведет прием. Можно предположить, что автор этого тезиса намекает на отсутствие клиентского спроса в данном специалисте. Но даже если это так, то отсутствие клиентского спроса может быть связано: - С самим клиентским спросом (например, существуют клиенты, которые охотно выбирают терапевта, утверждающего: "Делаю счастливым за три сессии", в данном случае толпы в месте приема могут говорить об инфантильности клиентов); - С началом психотерапевтической деятельности специалиста (у молодых специалистов отсутствует опыт, но зато присутствует то самое горение, которое приводит некоторых опытных специалистов к выгоранию); - С нежеланием терапевта много работать (знаю таких терапевтов, которые, оценивая свой ресурс, берут ограниченное количество клиентов и ориентированы только на длительную психотерапию, не занимаются психологическим консультированием); - С желанием предупредить встречи клиентов в коридоре. Такой тактики придерживаюсь я, не всегда это удается, но я стараюсь "разводить" клиентов во избежание лишних тревог, смущения и прочих феноменов, которые порождают ситуации "треугольника". Приведу пример. Я работаю с клиентами в течении 50 минут, не придерживаясь "жесткого" временного сеттинга с теми, у кого и без терапевтических рамок слишком жесткие рамки, кто ригидно руководствуется планами, расписаниями, порядком; а также у кого выраженным является опыт быть лишним, с отсутствующим опытом принятия не "за что", а "просто так", и придерживаясь, настаивая на "Ваше время истекло" с теми, кто не может конструктивно использовать 50 минут терапевтического часа, "внезапно" вспоминающими очень важное за пять минут до конца сессии, "цепляющимися", "липнущими", "не вмещающимися", у которых часто проблема, которая их привела ко мне, связана с зависимостью (межличностного, химического, пищевого характера), грандиозностью, неорганизованностью, игнорированием "принципа реальности". Так вот, если в качестве ожидающего своего терапевтического часа окажется клиент, стремящийся затягивать время сессии и увидевший, что клиент, который был до него на приеме, пробыл в кабинете больше 50 минут, у «затягивающего» возникает много вопросов, обид, претензий, сомнений в заинтересованности терапевта к его личности, в «предпочтительности» клиентов. Это лишь один из примеров того, почему я стараюсь организовывать время приема клиентов таким образом, чтобы им не встретиться.
Если вторая часть тезиса (выделено мной жирным шрифтом) не вызывает никаких вопросов, то первая часть сомнительна. Все зависит от тона и уместности "комментария". Так, опираясь на свою практику, личную терапию и опыт коллег, могу утверждать, что обращение к стилю одежды, прическе, макияжу, является надежным маркером изменения/не изменения клиента, а также способом поддержки изменений (для многих женщин, осваивающих женский стиль поведения, одежды, способа саморепрезентации).
В терапевтической истории "Семь уроков терапии печали" И. Ялом берет в терапию клиентку, с которой у него общие друзья, соглашается на работу сомневаясь, но, в конечном счете, терапия оказывается успешной, что случалось и у многих других менее известных терапевтов, чем И.Ялом. В таких случаях есть правило - не обсуждать с друзьями терапию.
То есть, если так случилось, что клиент случайно увидел терапевта в раздевалке, то все - нужно от него бежать. Если это вызвало смущение или терапевт "пал" в глазах клиента после того, как его увидели в таком "непристойном" виде, это следует вынести на сессию и превратить в возможность исследования личности клиента.
Ощущения особенности являются одними из важных вопросов, которые требуют "работы" с этими ощущениями, но никак не поводом для бегства от терапевта.
Не понимаю, почему по окончании терапии мой бывший клиент не может поступить учиться на кафедру, на которой я преподаю. В жизни так часто и случается. Человек проходит личную терапию, по окончании которой решает получить психологическое образование, и может случиться так, что придет он учиться к своему терапевту.
Автор данного тезиса, наверное, никогда не сталкивался с чистым истерическим радикалом.
Приведу пример. Клиент не проявляет активности, ждет от терапевта рекомендаций. Терапевт может провоцировать клиента, начиная говорить о себе, о погоде, «что попало», дабы расшевелить клиента.
Тут ключевое слово «кажется», это «кажется» должно быть вынесено на обсуждение. Иногда клиенту действительно лишь «кажется», что терапевт «холоден», так же как клиентке лишь «кажется», что ее супруг холоден с ней. Говоря о критериях «хорошего» и «плохого» терапевта, важно учитывать контекст, в котором что-либо сказано, сделано или не сказано и не сделано терапевтом, учитывать иногда разительную разницу между психотерапевтическими подходами, типами клиентов и типами их проблем. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|