Зрелая психология: новый взгляд на педофилию!

«А судьи кто?»
А.С. Грибоедов

Взаимоотношения – это всегда соотношение взаимного участия 50 /50 процентов. В каком бы возрасте вы не находились, младенчество это или зрелость, а быть может старость, вы всегда несёте 50% ответственности во взаимодействии с другими.

В свою очередь из названных 50% каждой стороны ответственность находится как на уровне сознания (Сз), так и бессознательном (БСз) уровне, правда в зависимости от возраста участников соотношение СзБСз может быть разным. И если вы этого не знаете и не умеете воспринимать жизнь под этим углом зрения, управлять ею в соответствии с её неписанными законами, вы всё равно будете «собирать плоды ваших поступков».

В последнее время часто слышу рассуждения по поводу проведения психологической консультации с педофилом. Кто-то говорит, что не смог бы работать с таким человеком, так как не понимает его поступков ни как профессионал, ни как мать. Другие говорят, что мы должны быть терпимыми, проявляя эмпатию, насколько это возможно, ведь он тоже был ребёнком, скорее всего тоже страдал в своей жизни.
И оба этих мнения смотрят на этого человека с позиции морализма, осуждения, жалости, как бы сверху, проявляя не лучшие чувства по отношению к нему, ведь ни осуждение, ни жалость не являются качествами высшей, благостной природы (с точки зрения духовного развития). Это же, в свою очередь, бессознательно «считывается» человеком и вместо «исправления», обязанность в котором на него накладывает общество, мы видем только еще большую обозленность и ненависть.

Нам бы хотелось принять третью позицию по отношению к этому человеку, который проявляет, как диктует нам общественная мораль, антисоциальное поведение и действия. Давайте попробуем посмотреть, что же происходит в его внутреннем мире с позиции нового психоанализа.
Если мы вернёмся к сказанному нами в начале, отношение — это вклад участников в отношении 50/50. И в данном конкретном случае, в паре взрослый-ребёнок, 50 % принадлежит взрослому и 50% ребёнку.

На сознательном уровне этому возложению 50% на ребёнка хочется сопротивляться. И мы уже слышим, как моралисты кричат о его малом возрасте, отсутствии знания и прочее. «А взрослый – он же взрослый! Должен думать! Контролировать!» Если бы всё это было именно так, то жить было бы очень просто, да и бессознательную роль ребёнка в данной ситуации, с нашей точки зрения, явно недооценивают.

Повторимся, сказав, что помимо сознательного уровня, к которому мы еще вернёмся, взаимоотношения происходят ещё и на уровне БСЗ. Под влиянием БСЗ мы находимся, быть может, даже в большей степени, ведь, как нам известно из теории психоанализа, сила влечения может быть катастрофично сильной. Так же в БСЗ, как мы знаем из работы «Бессознательное» З. Фрейда, действуют следующие условия:
1. На уровне БСЗ нет времени. В случае нашего примера это нам говорит о том, что и взрослый и ребёнок на этом уровне одинаковы, нет взрослости и детскости, а есть два субъекта взаимоотношений.
2. На БСЗ уровне оба человека являются равноценными по своим влияниям на другого и восприятию такового. Если у взрослого есть влечение к ребёнку, то и у ребёнка есть ответное влечение к насилию взрослого. Оба влечения провоцируют на определённые действия.
3. На БСЗ уровне нет сознания, какой бы тавтологией это не звучало. То есть человек, обуреваемый сильным влечением, не может его контролировать с помощью сознания. Аналогично, это касается и человека, который провоцирует на реализацию этого влечения.

То есть, фактически, если мы отбросим социальные нормы и иллюзию «видимости» ситуации и «знания», что хорошо, а что плохо, мы увидим перед собой двух субъектов, которые находятся в равных взаимоотношениях, контролировать которые ни один из них не может. Они оба беспомощны на БСЗ уровне, так как ими владеют импульсы по силе аффекта не соизмеримые с возможностями и ресурсами, которые существуют у них же для их контроля. И в этих отношениях на БСЗ уровне нет жертвы и преследователя, есть два импульса, вытесненный субъектами в из БСз и нашедших друг друга через бессознательное Другого для того, чтобы быть реализованными, удовлетворенными косвенным путем.

Новый психоанализ нам говорит, что вытесненное в бессознательное желание находит свое проявление через помещение вытесненного импульса в бессознательное Других, действующих в системе Внесознательного (ВСз). На рисунке 1 мы можем видеть, что в нашем представлении на неосознаваемом уровне система Внесознательного является ничем иным, как системой Бессознательного (БСЗ) (они тождественны)

Зрелая психология новый взгляд на педофилию

Рисунок 1. Поле Внесознательного без учета «включенности» сознания.

Если же мы «включаем» сознание, то оно, в силу своих свойств, создает условную границу, отделяющую объекты «внешнего» мира от объектов внутрипсихического аппарата, от системы Бессознательного (Рисунок 2). И соответственно, у сознания есть доступ к системе Бессознательного и вытесненному материалу как через внутреннюю границу СЗ-ПСзБСЗ, так и через внешнюю границу СЗ-ПСзВСЗ. Во всех случаях присутствует система Предсознательного (ПСЗ), куда в обоих случаях попадает вытесненный, временно неосознаваемый материал, готовый стать осознанным.



Рисунок 2. Сознательное представление природы ВСз.

Согласно нашей теории, влечения каждого из двух субъектов взаимоотношений, представляющие угрозу для их психики, были вытеснены в БСз. Влечение обладает аффектом различной силы, который стремиться к реализации и размер его энергии может нарастать тем больше, чем дольше он не реализует свой потенциал. Соответственно нашему примеру вытесненные желания «пошли гулять» по просторам БСЗ и нашли своё проявление в БСЗ Других (в сфере «внешнего мира»), а гравитационная психическая сила их притянула друг к другу для взаимной реализации косвенным путем. Сыграл роль и магнетизм – силы влечения были разнополярны, а значит и притянули друг друга.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нет виновного и преступника на уровне, силы которого мы еще не научились контролировать. И нам при этом некого винить, осуждать и жалеть.

При этом, эта ситуация нам, всё-таки, кажется неадекватной, но не сточки зрения морали, а сточки зрения управления импульсами, которые есть в каждой из этой пары.

Мы согласны, что реализация импульса педофилом действительно трагична, причем для обоих участников, причиняя боль (разрядкой импульса) и, по сути, не является решением проблемы. Это временное решение проблемы, так как, находя косвенную реализацию, импульс не изживает себя, а через некоторое время даёт о себе знать с новой силой и приведёт к новому ошибочному действию (влечение найдет другогоили того же комплиментарного партнера и ситуация насилия повторится). З. Фрейд мог бы назвать это «навязчивым повторением». Это происходит потому, что влечение не находит естественного пути для выхода.

То есть если мы найдём «правильный» путь, то сможем предотвратить «порожний» ход, сможем выйти из этой повторяющейся ситуации, то есть не допустить её трагической разрядки.
На пути к этому могут возникнуть две сложности:
1. Первая сложность может заключаться в том, что обоим не хватает «сознательности». Они не информированны о механизмах работы психического аппарата и упускают из вида действие системы БСЗ и, следовательно, вынуждены наступать на свои грабли в темноте. Первое, что нужно сделать – это информировать обе стороны.
Вроде бы легко, но не очень, так как в этих же случаях мы сталкиваемся с тем, что полученная информация может не помочь в силу второй сложности.
2. Оба субъекта в паре не являются «зрелыми» (уверенно об этом мы можем говорить судф по тому, что они вообще находятся в подобной ситуации). То есть, их структуры Я слабы и не могут отреагировать адекватно, то есть проанализировать происходящее. В случае со взрослым субъектом это может быть связано с особенностями его воспитания, не давшим возможности укрепить Я, в случае с ребёнком – это его возраст и невозможность обладать сейчас зрелой организацией Я.

Так как отношения – это 50/50, то и решение ситуации возможно двумя способами: со стороны взрослого и со стороны ребёнка. Им обоим нужна поддержка более зрелых субъектов, которые могут стать временными «донорами» и инвесторами необходимой им недостающей части зрелого Я, пока собственное Я субъектов будет доращиваться.

В случае с ребёнком первыми, кто обязан это сделать – это, конечно, родители. Для этого, безусловно, они сами должны быть зрелыми и обладать достаточным внутренним ресурсом для такой помощи, что сейчас редкость. Они должны видеть тенденции развития ребёнка: обладать знаниями, наблюдательностью, финансовым ресурсом.

В этом случае они могут оказать полноценную помощь, заполнив «пробел» в зрелости ребёнка своим зрелым Я, или как минимум, отправиться к психотерапевту, который сможет дорастить его Я.

В случае со взрослым это сделать сложнее, так как предполагаемая зрелость налагает на него ответственность, а он о ней и не знает! А обращаться к кому-то уже не собирается, потому, что не ребёнок, а взрослый! И вот он ходит по этому замкнутому кругу, где всегда лишен самого главного – это помощи, а он в ней нуждается не меньше, чем ребёнок.

Помочь в это случае может только информированность и понимание, что «взрослость физическая» еще не говорит о взрослости внутренней. А это значит, что внутренний ребёнок взрослого субъекта имеет право на помощь, в каком бы физическом или социальном возрасте он не находился.

Эта информированная позиция даст возможность обратиться к психотерапевту, в кабинете которого он получит поддержку. Вместе они распознают влечение, вытесненное отправленное во внешний мир, снизят создающееся при этом внутреннее давление (психическую гравитацию) и найдут импульсу адекватный, здоровый, социально-приемлемый выход. Человек получит помощь, а не осуждение и жалость, а это в свою очередь приведет к облегчению. Оба субъекта нашей истории перестанут отыгрывать неудовлетворенное желание и притягивать к себе патологичных партнеров для этого, что в свою очередь приведет к личностному росту, индивидуации обоих субъектов.

Мы все существуем по одним и тем же законам психического, и каждый из нас первоначально может быть жертвой внутреннего влечения, с силой которого мы не в состоянии справиться. И в этом случае каждый из нас как личность, индивидуальность, заслуживает принятия и помощи. Это, по нашему мнению, и есть миссия психологии, как помогающей и практической дисциплины.

 



Просмотров: 209
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Интеграция сознания на телесном уровне
  • Так не может больше продолжаться. Есть ли выход?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Этого не может быть!
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом?
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Как быть если муж есть, а секса нет.
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • «...Любовь может быть жестокой?..» или отказ от близости через лишний вес
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • На каком нейро-логическом уровне находится Ваша проблема и как ее решать? (часть 1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь