|
Зрелая психология: новый взгляд на педофилию!Автор статьи: Диас (Гусенцова) Наталья Александровна
«А судьи кто?» Взаимоотношения – это всегда соотношение взаимного участия 50 /50 процентов. В каком бы возрасте вы не находились, младенчество это или зрелость, а быть может старость, вы всегда несёте 50% ответственности во взаимодействии с другими. В свою очередь из названных 50% каждой стороны ответственность находится как на уровне сознания (Сз), так и бессознательном (БСз) уровне, правда в зависимости от возраста участников соотношение СзБСз может быть разным. И если вы этого не знаете и не умеете воспринимать жизнь под этим углом зрения, управлять ею в соответствии с её неписанными законами, вы всё равно будете «собирать плоды ваших поступков». В последнее время часто слышу рассуждения по поводу проведения психологической консультации с педофилом. Кто-то говорит, что не смог бы работать с таким человеком, так как не понимает его поступков ни как профессионал, ни как мать. Другие говорят, что мы должны быть терпимыми, проявляя эмпатию, насколько это возможно, ведь он тоже был ребёнком, скорее всего тоже страдал в своей жизни. Нам бы хотелось принять третью позицию по отношению к этому человеку, который проявляет, как диктует нам общественная мораль, антисоциальное поведение и действия. Давайте попробуем посмотреть, что же происходит в его внутреннем мире с позиции нового психоанализа. На сознательном уровне этому возложению 50% на ребёнка хочется сопротивляться. И мы уже слышим, как моралисты кричат о его малом возрасте, отсутствии знания и прочее. «А взрослый – он же взрослый! Должен думать! Контролировать!» Если бы всё это было именно так, то жить было бы очень просто, да и бессознательную роль ребёнка в данной ситуации, с нашей точки зрения, явно недооценивают. Повторимся, сказав, что помимо сознательного уровня, к которому мы еще вернёмся, взаимоотношения происходят ещё и на уровне БСЗ. Под влиянием БСЗ мы находимся, быть может, даже в большей степени, ведь, как нам известно из теории психоанализа, сила влечения может быть катастрофично сильной. Так же в БСЗ, как мы знаем из работы «Бессознательное» З. Фрейда, действуют следующие условия: То есть, фактически, если мы отбросим социальные нормы и иллюзию «видимости» ситуации и «знания», что хорошо, а что плохо, мы увидим перед собой двух субъектов, которые находятся в равных взаимоотношениях, контролировать которые ни один из них не может. Они оба беспомощны на БСЗ уровне, так как ими владеют импульсы по силе аффекта не соизмеримые с возможностями и ресурсами, которые существуют у них же для их контроля. И в этих отношениях на БСЗ уровне нет жертвы и преследователя, есть два импульса, вытесненный субъектами в из БСз и нашедших друг друга через бессознательное Другого для того, чтобы быть реализованными, удовлетворенными косвенным путем. Новый психоанализ нам говорит, что вытесненное в бессознательное желание находит свое проявление через помещение вытесненного импульса в бессознательное Других, действующих в системе Внесознательного (ВСз). На рисунке 1 мы можем видеть, что в нашем представлении на неосознаваемом уровне система Внесознательного является ничем иным, как системой Бессознательного (БСЗ) (они тождественны) Рисунок 1. Поле Внесознательного без учета «включенности» сознания. Если же мы «включаем» сознание, то оно, в силу своих свойств, создает условную границу, отделяющую объекты «внешнего» мира от объектов внутрипсихического аппарата, от системы Бессознательного (Рисунок 2). И соответственно, у сознания есть доступ к системе Бессознательного и вытесненному материалу как через внутреннюю границу СЗ-ПСзБСЗ, так и через внешнюю границу СЗ-ПСзВСЗ. Во всех случаях присутствует система Предсознательного (ПСЗ), куда в обоих случаях попадает вытесненный, временно неосознаваемый материал, готовый стать осознанным. Рисунок 2. Сознательное представление природы ВСз. Согласно нашей теории, влечения каждого из двух субъектов взаимоотношений, представляющие угрозу для их психики, были вытеснены в БСз. Влечение обладает аффектом различной силы, который стремиться к реализации и размер его энергии может нарастать тем больше, чем дольше он не реализует свой потенциал. Соответственно нашему примеру вытесненные желания «пошли гулять» по просторам БСЗ и нашли своё проявление в БСЗ Других (в сфере «внешнего мира»), а гравитационная психическая сила их притянула друг к другу для взаимной реализации косвенным путем. Сыграл роль и магнетизм – силы влечения были разнополярны, а значит и притянули друг друга. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нет виновного и преступника на уровне, силы которого мы еще не научились контролировать. И нам при этом некого винить, осуждать и жалеть. При этом, эта ситуация нам, всё-таки, кажется неадекватной, но не сточки зрения морали, а сточки зрения управления импульсами, которые есть в каждой из этой пары. Мы согласны, что реализация импульса педофилом действительно трагична, причем для обоих участников, причиняя боль (разрядкой импульса) и, по сути, не является решением проблемы. Это временное решение проблемы, так как, находя косвенную реализацию, импульс не изживает себя, а через некоторое время даёт о себе знать с новой силой и приведёт к новому ошибочному действию (влечение найдет другогоили того же комплиментарного партнера и ситуация насилия повторится). З. Фрейд мог бы назвать это «навязчивым повторением». Это происходит потому, что влечение не находит естественного пути для выхода. То есть если мы найдём «правильный» путь, то сможем предотвратить «порожний» ход, сможем выйти из этой повторяющейся ситуации, то есть не допустить её трагической разрядки. Так как отношения – это 50/50, то и решение ситуации возможно двумя способами: со стороны взрослого и со стороны ребёнка. Им обоим нужна поддержка более зрелых субъектов, которые могут стать временными «донорами» и инвесторами необходимой им недостающей части зрелого Я, пока собственное Я субъектов будет доращиваться. В случае с ребёнком первыми, кто обязан это сделать – это, конечно, родители. Для этого, безусловно, они сами должны быть зрелыми и обладать достаточным внутренним ресурсом для такой помощи, что сейчас редкость. Они должны видеть тенденции развития ребёнка: обладать знаниями, наблюдательностью, финансовым ресурсом. В этом случае они могут оказать полноценную помощь, заполнив «пробел» в зрелости ребёнка своим зрелым Я, или как минимум, отправиться к психотерапевту, который сможет дорастить его Я. В случае со взрослым это сделать сложнее, так как предполагаемая зрелость налагает на него ответственность, а он о ней и не знает! А обращаться к кому-то уже не собирается, потому, что не ребёнок, а взрослый! И вот он ходит по этому замкнутому кругу, где всегда лишен самого главного – это помощи, а он в ней нуждается не меньше, чем ребёнок. Помочь в это случае может только информированность и понимание, что «взрослость физическая» еще не говорит о взрослости внутренней. А это значит, что внутренний ребёнок взрослого субъекта имеет право на помощь, в каком бы физическом или социальном возрасте он не находился. Эта информированная позиция даст возможность обратиться к психотерапевту, в кабинете которого он получит поддержку. Вместе они распознают влечение, вытесненное отправленное во внешний мир, снизят создающееся при этом внутреннее давление (психическую гравитацию) и найдут импульсу адекватный, здоровый, социально-приемлемый выход. Человек получит помощь, а не осуждение и жалость, а это в свою очередь приведет к облегчению. Оба субъекта нашей истории перестанут отыгрывать неудовлетворенное желание и притягивать к себе патологичных партнеров для этого, что в свою очередь приведет к личностному росту, индивидуации обоих субъектов. Мы все существуем по одним и тем же законам психического, и каждый из нас первоначально может быть жертвой внутреннего влечения, с силой которого мы не в состоянии справиться. И в этом случае каждый из нас как личность, индивидуальность, заслуживает принятия и помощи. Это, по нашему мнению, и есть миссия психологии, как помогающей и практической дисциплины.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|