|
Про правильность и неправильность воспитанияАвтор статьи: Гасиленко Ксения Михайловна
При посещении психотерапевта, описывая ему свою жизненную ситуацию и рассказывая о своей проблеме, можно часто услышать в ответ фразу «Все проблемы из детства». Так ли оно? Да, действительно так. Поскольку все, что заложено в нас, берет начало именно в детстве: основные привычки, модели поведения, представления о том, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Но, клиент, особенно незнакомый с психологией, услышав эту фразу, думает о том, что его воспитание – плохое. Ну, раз столько проблем. Мама – плохая, как-то неправильно к нему относилась. И папа туда же. А вот у подруги – точно воспитание было хорошее, правильное, раз замуж вышла и по психотерапевтам не бегает, в работе преуспела, и все у нее прекрасно. В итоге выходит, что существует воспитание правильное, а есть неправильное. И у кого-то условия были «что надо», а у кого-то родители – самые злейшие разрушители будущего. Но все разговоры о том, что правильно, а что нет, всегда подразумевают крайности и какое-то деление по критерием. А вот теперь вопрос: есть ли критерии правильного воспитания?.. Вряд ли Вы найдете четкую и поэтапную инструкцию с картинками и всеми пояснениями. На мой взгляд, вопрос о «правильности» здесь совершенно не уместен. Нет правильного или неправильного воспитания, развития, жизни и опыта. Есть просто другое, отличное от того, что нам знакомо, о чем мы слышали, о чем знаем и что наблюдаем со стороны. Например, рос ребенок в тепличных условиях, окруженный вниманием и заботой, где его все понимали и обращались к его чувствам, много говорили. И вот, он попадает в большую жизнь, суровые реалии, сталкивается с абсолютно противоположными моделями поведения людей в отношениях, и всё: растерянность, стресс. Человек не представляет, как реагировать, как взаимодействовать с такими людьми и выстраивать отношения. Приходится адаптироваться и ассимилировать новый опыт и знания, учиться обращаться с тем, что он видит. А если рос ребенок в семье алкоголиков? То там он уж точно знает, какой бывает мир жесткий и несправедливый, как бывает сложно. Он готов ко всем тяготам большой жизни, смело шагает вперед... Но. Сталкивается с тем, что может быть еще и хорошо. А как к этому «хорошо» относиться – непонятно. Страшно. И опять идет процесс ассимиляции и привыкания. Конечно, можно говорить, про более здоровую атмосферу, психику и так далее, которую создают родители в тепличных условиях. Но большой мир есть большой мир, где приходится сталкиваться с новым, неизвестным, порой пугающим и с чем-то абсолютно не похожим. Не походим на то, что мы имел человек в своем опыте. Поэтому, никто не застрахован от потрясений. Всегда в детстве что-то будет не так, не правильно, чего-то не додадут, чего-то передадут. Тогда воспитание, родительская семья – это опыт, на который можно опираться, который является нашим базисом для приобретения нового. Опыт, на котором мы строим свои отношения в окружающим миром, с позиции которого оцениваем происходящее, сравниваем и формируем новые модели поведения и так далее. Но нет абсолютно правильного и полезного. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|