|
Психологи (и не только психологи) против капитализмаАвтор статьи: Лебедько Владислав Евгеньевич
Проект "Психологи (и не только психологи) против капитализмаНет такой точки, из которой можно было бы взглянуть на человека, на общество и на историю "свысока", либо просто отстраненно, извне. Любая человеческая мысль не существует в вакууме, появляясь неизвестно откуда, но сама принадлежит социуму и истории, представляя собой способ и форму общественно-исторического движения. То, что мысль осознает себя в качестве принадлежащей социально-историческому действию дает возможность не заблуждаться на свой собственный счет и, одновременно, более активно участвовать в этом движении. Ведь любая человеческая мысль, будучи продуктом социума и истории, сама постоянно в какой-то мере формирует социальное пространство. Понять последнее мешает лишь не критически усвоенная концепция одностороннего линейного детерминизма, которая отсекает "львиную долю" сложного многообразия явлений живого мира. Сокрытие или избегание темы социальной природы психики, а также сложного устройства социума и социальных отношений способствует не только консервации проблем, но и стремительному нарастанию их. Все вытесненное - обязательно возвращается, причем в измененной и усиленной форме, вплоть до деструктивной. Концепция «политического бессознательного», основанная на фрейдо-марксизме и постструктурализме (третьей составляющей нам видится архетипическая психология Дж.Хиллмана; сюда также имеет смысл добавить некоторые наиболее глубокие социологические теории, например, концепцию габитуса П. Бурдье) определяет всю историю человечества, как коллективное повествование, связывающее прошлое с настоящим. Это повествование характеризуется такой фундаментальной темой: «коллективной борьбой, цель которой - вырвать царство Свободы из оков царства Необходимости». При знании принципов функционирования политического бессознательного, усилия некоторого коллектива уже могут принести весьма значительные плоды. И здесь именно психологи, то есть те, кто взаимодействуют с человеческими душами, могут стать ключевыми фигурами в создании контрдоминант – реально расшатывающих доминанту Системы. И в этом смысле мы можем говорить о роли психологии и психотерапии, не только в частных задачах исцеления отдельных страждущих людей (которая остается необходимой, никто не призывает бросить это дело, переключаясь на нечто более глобальное), но это самое глобальное будет осуществляться параллельно, и для этого нужно, по сути немного – занять гражданскую позицию. Отказ от признания нашей глубокой социальной укорененности, а следовательно и социальной обусловленностью всякого человеческого знания, приводит к тому, что подавляющее большинство т.н. психологических и «духовных» школ и практик являются наиболее репрессивными агентами Системы, так как декларируемые там лозунги, делают неявной их причастность к Системе активной работе на нее. Они могут тешить себя удобной иллюзией, что они "просто делают свою работу", но это - самообман. В связи с распространенными разговорами о Марице, не дающих обычно внятных ее определений, мы предлагаем такую метафору. Есть люди, считающие, что совершают некую положительную работу (психологи, врачи, педагоги, революционеры и оппозиционеры тоталитарным режимам и т.д.) Этих людей можно сравнить с сотрудниками некой лаборатории, производящей вакцину против некого мощного вируса. При этом, существует институт, разрабатывающий все новые модификации вируса. Очень важно понимать, что лаборатория является неотъемлемой частью этого института, и именно она позволяет институту получать сверхприбыль. Исцеляя на время отдельных людей, сотрудники лаборатории лишь готовят хорошо удобренную почву для более серьезных заболеваний, и вытягивания из них еще больших средств и потенциала. Т.е. «Матрица», это не что-то вне нас, это то, что мы сами создаем и укрепляем каждый на своем месте. Кроме тех, кто сумел осознать свою причастность к этой деятельности и совершить усилие (длящееся) по прекращению участия в этом порочном круге, для чего, к тому же необходимо найти весьма сложную и нелинейную стратегию этого неучастия и возвращения себе и, по возможности, другим, потенциала, отданного ранее на укрепление Системы (к примеру, просто уехать из мегаполиса в экопоселение совершенно недостаточно, это лишь внешнее бегство). Или вот другое метафорическое изображение нашей социальной ситуации (общества). Представим некий большой город, рядом с которым работает какой-нибудь крупный завод, который дает многим работу, но очень вреден экологически, он незаметно отравляет воздух, воду и т.п.. В результате число больных растет, у остальных также постепенно ухудшается здоровье, что сказывается и на других сторонах жизни общества. У врачей много работы, нужно даже увеличивать их численность. Какие есть пути решения проблем? 1) Увеличения расходов на медицину, создание новых средств для диагностики и лечения. Результат - ясен. Люди все-равно будут болеть, так как не устранена главная причина болезней. Зато будут появляться новые методы терапии, диагностики, новые лекарства, разные практики "здорового образа жизни", "возврата к природе". 2) Радикальное решение проблемы - ликвидация вредного производства, замена его на "экологически чистые". То есть, если определенная форма социально-экономического устройства патогенна, то менять нужно именно ее, а не бороться со следствиями, взращивая глубинную патологию. Итак: через гражданскую позицию отдельных психологов, которая, так или иначе, сознательно или бессознательно будет транслироваться людям, с которыми они работают, - через эти процессы может осуществляться уже идеологическая перестройка целых социальных слоев. И это – та функция психологии и психотерапии, о которой, к сожалению, очень мало кто даже задумывается. В России около сотни тысяч психологов, если не больше, и число их растет ежегодно. Это очень мощная сила классовой борьбы, ведь все мы, кроме одной десятой процента людей, контролирующих 99 процентов мировых ресурсов, являемся эксплуатируемым классом. Очень жестко и при этом очень неявно эксплуатируемым. Итак более 100 тысяч – огромный потенциал с еще более огромной сферой влияния, который работает либо на капиталистическую машину, либо на альтернативу. Под альтернативой мы не имеем в виду печальный опыт социализма в России, и как мы увидим, изучая работы современных философов, - совершенно очевидно, что этот опыт не мог быть тогда иным. Мы будем вместе искать альтернативы, но главное – добиться для себя и людей с которыми мы работаем (а далее – по цепочке «молекулярных» событий) все больших степеней свободы в Системе, действуя при этом не из позиции «Спасителя мира», которая заведомо провальна, т.к. тоже работает на Систему, а из авантюрной позиции (о роли философии авантюризма – в лучшем понимании этого слова, не связанном с аферизмом, мошенничеством и шарлатанством, а связанным с повышением накала «градуса жизни», проживания жизни как приключения, игры – мы еще поговорим подробно). Позиция против капитализма может быть еще и просто лично мотивированной: я не хочу быть чипированным, зомбированным, не хочу отдавать бОльшую часть своего труда, своей энергии и сил бездушной машине капитализма, я хочу жить в одушевленном, живом мире… Владислав Лебедько, Алексей Шеленков Вот, кстати, слова, резюмирующие нашу позицию по данному вопросу, сказанные Корнелиусом Касториадисом, психоаналитиком и философом левого толка: "Возможно ли, чтобы я преследовал химерическую надежду избежать трагической стороны человеческого существования? Скорее, я хочу избежать мелодрамы, ложной трагедии, когда катастрофа приходит без всякой необходимости, когда все могло бы произойти совсем по-другому, если бы люди знали об этом или сделали что-то другое. Люди умирают от голода в Индии, в то время как в Америке и в Европе правительство накладывает штраф на крестьян, производящих слишком много - это мрачный фарс, Великий Кукольный Театр, где трупы и страдания вполне реальны, но это не имеет ничего общего с трагедией, поскольку здесь нет ничего неизбежного. Когда невротик в четырнадцатый раз воспроизводит один и тот же приводящий к краху поведенческий акт, проецируя на самого себя и на своих ближних один и тот же тип несчастья, то помочь ему выйти из его состояния можно, лишь устранив из его жизни гротескный фарс, а не трагедию. Нужно наконец дать ему возможность увидеть реальные проблемы своей жизни и содержащийся в них элемент трагедии - то, что его невроз отчасти выражает, но еще более - маскирует." Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|