Ребенок может цепляться за своего взрослого по нескольким причинам:
⠀
1. Еще маленький.
⠀
Хотеть быть рядом со своим взрослым нормальное детское желание. Новорожденные дети очень тяжело переживают даже короткую разлуку с мамой. Ведь для них мама – это весь мир. Но и дети постарше предпочли бы, чтобы мама всегда была под рукой. Обычно дети становятся готовы к разлуке ближе к пяти годам, когда привязываются к своему взрослому на уровне любви.
⠀
Значит ли это, что нельзя никуда уходить от ребенка до пяти лет? Конечно, нет.
⠀
Просто нужно помочь ребенку справиться с разлукой, помочь ему выплакать слезы, посочувствовать в его печали. Не ругать и не стыдить за слезы.
⠀
2. Не нравится другой взрослый.
⠀
Если ребенок не привязан к взрослому, с которым его оставляют, то малыш начинает протестовать. Нужно помочь замещающему взрослому и ребенку установить привязанность.
⠀
Расскажите такому взрослому о привычках ребенка: из какой кружки любит пить, как ему правильно чесать животик, научите понимать детский язык и т.д.
⠀
Малышу рассказывайте как этот взрослый любит его и ждет с ним встречи, а взрослому то же самое про ребенка. Можно, чтоб они делали подарочки и сюрпризы друг для друга, завели какие общие традиции.
⠀
3. Не уверен в своем взрослом.
⠀
Часто родители говорят: "Ребенок слишком привязан, никуда меня не отпускает, все время цепляется". Как я уже писала ранее, нельзя быть слишком привязанным. Скорее всего, здесь можно говорить о недостаточной привязанности.
⠀
Часто в таких отношениях, чем больше мама пытается "отлепить" ребенка, тем сильнее он "прилипает".
⠀
И поэтому действовать нужно наоборот. Не отцеплять ребенка, а наоборот дать ему еще больше себя. Важно дать больше, чем ребенок просит. Как будто про запас. И тогда вволю напитанный ребенок "отцепится" от мамы и пойдет заниматься своими делами.
⠀
И как всегда очень важно следить за своим внутренним состоянием. Мы не можем дать то, чего у нас нет. Чтобы было чем напитывать ребенка, сначала нужно наполнить себя.
4. Как напитать ребенка вниманием?
- Инициатива должна идти от взрослого. Понаблюдайте как обычно ребенок просит о контакте. Мой сын, например, часто просил, чтобы я смотрела, как он играет. И я стала ему предлагать: "Покажи мне как ты играешь".
- Контакта должно быть с избытком. Чтобы ребенок сам сказал: "Ну, хватит, теперь я сам". И даже после этого не торопитесь оставлять ребенка.
- Контакт должен быть регулярным. Пусть это будет 15 минут, но каждый день.
- Это должно быть безраздельное внимание. Ребенку важно почувствовать заинтересованность взрослого.
- Делайте вместе то, что нравится Вам.
- Напитывая ребенка помните о стадиях развития привязанности (см. предыдущие посты).
*Ощущения - взгляды, прикосновения, улыбка, голос.
*Похожесть - одинаковая одежда, украшения, позволить ребенку повторять за родителями. Мальчиков может заинтересовать мамина косметика и платья. Не надо этого бояться, наиграется и станет не интересно.
*Принадлежность - "ты мой ребенок", вместе участвовать в общесемейных делах.
*Значимость - дать почувствовать ребенку его важность, подчеркивать его успехи, незаменимость для вас. "Я так рада, что именно ты мой ребенок", "О таком ребенке я всегда и мечтала". Тут могут быть какие-то ритуалы прощания и приветствия, записки на время разлуки.
*Любовь - вот тут уже можно и нужно говорить ребенку о любви и он это уже сможет по-настоящему оценить.
*Знание - общие секреты. Берегите тайны ребенка, не ругайте его если он в чем-то признается по секрету. Не обсуждайте ребенка при нем же, спрашивайте разрешения, чтоб рассказать что-то про него.
Ребенка можно напитывать и способами предыдущих уровней. Например, всем приятны мамины объятья и поцелуи.
Но маленьких детей не получится напитать методами высших уровней. Наряжать новорожденного ребенка в одежду в стиле фэмилилук можно, конечно, но с точки зрения привязанности это ни на что не повлияет.
- Ну и очевидное. Внимание должно быть дружелюбное, безоценочное, без придирок, упрёков. Попробуйте просто с удовольствием провести время вместе.