|
Упражнения по сознаванию душевных силАвтор статьи: Скляренко Виктор Рамэссович
Введение Данная статья посвящена теме этнической психологии о содержании шаманских представлений о душе. Она предназначена для осознания состава душевных сил. По смыслу и содержанию статья продолжает предыдущую статью «Шаманское представление об устройстве души». Материал данной статьи представляет собой содержание главы «Упражнения по сознаванию душевных сил» из моего авторского методического пособия «Практическое освоение опыта анимистического мировосприятия в контексте реконструкции половецкой этнической традиции»./ Методическое пособие-практикум. – Мариуполь: МИМАУП, 2012 – 24 с. Пособие предназначено для студентов психологических специальностей МИМАУП по предметам «Этническая психология», «Этнология» и «Антропология». Шаманские упражнения по сознаванию душевных сил в разных этнических традициях имеют значительное разнообразие по форме и содержанию. Многие этнические традиции ограничиваются сознаванием одной из категорий душевных сил. Например, описываемая американским антропологом шаманская практика предполагает осознание и работу преимущественно с Духом-покровителем через поиск «Животного силы» (Удха в монгольской традиции). А, например, алтайская этническая традиция чаще предполагает осознание и обширную работу с Духами-помощниками (хотя с другими душевными силами алтайские шаманы тоже работают). Осознавание душевных сил в этнических традициях происходит преимущественно в процессе шаманских посвящений. Такие обряды обычно содержат разные испытания, связанные с реальным риском для жизни и здоровья посвящаемого. Процесс посвящения часто связан со встречей с агрессивными животными, одиночными путешествиями по тайге и другими действиями, предполагающими выживание в сложных и опасных условиях. В условиях опасности у человека естественно обостряется интуиция и естественные защитные силы организма. Это и является способом обострения понимания личных душевных сил и способностей. Традиционные этнические способы осознания душевных сил исторически формировались в жестких условиях борьбы за жизнь. Эта особенность и приводит к моделированию таких жестких условий выживания в процессе посвящения. Соответственно приходящие человеку в таких условиях откровения сопровождаются достаточно сильным стрессом и резким изменением мировосприятия. Последующая адаптация человека к его новому видению мира часто проходит на фоне тяжелых психических и соматических расстройств, которые традиционно объясняются «шаманской болезнью». Однако, для современного цивилизованного человека подобные способы посвящения оказываются достаточно проблематичными. Поэтому, при исследовании шаманских культур и заимствовании их методов в психотерапию, были разработаны (преимущественно Майклом Харнером) методы, которые позволяют получить опыт сознавания душевных сил «мягким способом», без стрессирования организма. Эти способы, адаптированные с современным культурным условиям цивилизованного общества не приводят к шаманской болезни, поскольку шаманские представления о мире гармонично вводятся в мир «обычной картины мира» и не возникает жесткого контраста между шаманским состоянием сознания (ШСС) и обычным состоянием сознания (ОСС). Для эффективного осознания душевных сил желательно вначале освоить упражнения шаманского состояния сознания, которые я описал в статье «Шаманская практика для здорового образа жизни». После освоения упражнений по шаманскому состоянию сознания сознавание душевных сил будет более соответствующим их шаманскому пониманию. Упражнение «Осознание Сунесу - духов тела» Многоточием в тексте обозначены паузы. Паузы делаются по ощущению достаточности. Примите удобное положение тела ... Прислушайтесь к ощущениям тела ... Некоторое время наблюдайте ощущения в мышцах, суставах и внутренних органах ... Не напрягайтесь, просто позвольте вашему духовному взору созерцать возникающие ощущения ... Теперь обратите внимание на ощущение дыхания ... Наблюдайте, как вам комфортно дышать ... как вы чувствуете движения воздуха пo дыхательным путям ... какие ощущения возникают в теле при вдохе ... какие при выдохе ... как они меняются ... которые уходят ... которые приходят ... Отнеситесь к наблюдаемым ощущениям тела, как к сообщениям Духов тела. Обратите внимание на мысли и образы, которые возникают перед вашим духовным взором, в связи с наблюдаемыми ощущениями ... О чем они вам говорят? .. Поэкспериментируйте с положением тела. Наблюдайте изменения ощущений при изменении положения тела. Ощущения тела считаются сообщениями духов предков, которые живут в теле человека и передаются в череде поколений в виде признаков тела и телесных сил (кто быстро бегает, у кого зоркий глаз, острый слух и т.д.). Духи предков заинтересованы в здоровье и благополучии живущих потомков, а также в продолжении своего рода. Духи тела реагируют на условия внешних условий и действия человека, сообщают об опасностях, правильность действия. О том, что им нравится или не нравится они сообщают положительными и отрицательными ощущениями тела. С духами тела можно разговаривать. Они отвечают изменениями ощущений и физического самочувствия. Сообщение предков является ориентиром при выполнении всех обрядов и упражнений по исцелению души. Именно они сообщают об успеваемости и правильность действия, или о том, что что-то не так и нужно что-то менять. Упражнение «Осознание Сульде – личных духов-помощников» Примите удобное положение тела, успокойтесь, расслабьтесь и какое-то время наблюдайте за своими ощущениями и мыслями ... После этого спросите себя: «Кто Я?». Наблюдайте, какие мысли придут к вам в ответ. Теперь возьмите лист бумаги и напишите на нем как можно больше ответов на этот вопрос. Те мысли и образы, которые придут к вам в ответ и являются проявлениями ваших духов Сульде. Осознание духов Сульде можно продолжить в обычной для вас деятельности. Осознание Сульде может осуществляться и через вопрос «Что Я делаю?» Поскольку духи проявляют себя через действие. В норме духи Сульде обеспечивают деятельность человека в соответствии с потребностями тела (духа Сунесу) и личными смыслами (Удхой). Например, если человек ловит рыбу и может сказать: «Я рыбак» – это образ «Сульде-рыбак». Человек так же может сказать: «Я ловлю рыбу» – это действие духа «Сульде-рыбака». Смысл данного действия «Чтобы поесть» (удовлетворение потребностей духов Сунесу в пище). Упражнение «Осознание Удхи» Начните выполнять упражнение «Путешествие в мире духов» (из статьи «Шаманская практика для здорового образа жизни»). В процессе путешествия вам могут встречаться различные животные. Нужно обращаться к этим животным с вопросом, не согласятся ли они быть вашим Духом-покровителем. Если какое-то животное на это согласится – оно может являться вашей Удхой (или «Животным Силы», в терминологии М.Харнера, 1994). Вы сможете регулярно общаться с этим животным и советоваться по разным жизненным вопросам. Важным условием при поисках Удхи есть ощущение получения силы, уверенности и радости жизни. Для лучшего контакта с Удхой нужно иногда входить в ее образ (образ животного) и двигаться в этом образе. При этом также нужно наблюдать ощущения тела. Ощущение тела должны быть комфортными. Это будет означать хороший контакт Удхи с вашими телесными духами. Если же духи тела не воспринимают найденное Животное Силы (возникают негативные ощущения) – тогда следует искать другое Животное силы. Утха побуждает человека действовать определенным образом, усваивать определенные навыки и, таким образом получать определенных духов-помощников (Сульде). Духи-помощники частично выполняют задачу удовлетворения потребностей духов Сунесу, а частично – задачу реализации личных смыслов (Удхи). Например, чтобы удовлетворить потребность духов Сунесу в еде, еду можно приготовить, купить, попросить, украсть, отобрать силой. Все эти способы действия (духи Сульде) формируются под влиянием соответствующих смыслов Удхи. Удха может иметь и человеческий облик. Но для гармоничного освоения шаманского опыта лучше придерживаться подхода М.Харнера. И за человеческим обликом Удхи обычно все равно стоит какой-то образ Животного силы. Упражнение «Осознание Ами» Примите удобное положение тела, успокойтесь, расслабьтесь, закройте глаза. Своим духовным зрением время наблюдайте за своим телом ... И вы можете духовным зрением наблюдать свое тело год назад ... 5 лет назад ... 10 ... Обратите внимание на то, откуда вы наблюдаете свое тело и его изменения во времени ... Теперь наблюдайте таким же образом за своими ощущениями и мыслями. Обратите внимание на то «откуда» вы наблюдаете за мыслями, чувствами, образами, которые к вам приходят. Обратите внимание на то, что вы можете созерцать свое тело из различных положений в пространстве. Поэкспериментируйте с перемещением «точки наблюдения». То чувство, которое вы получите, то «переживание места созерцания» – и есть осознание души Ами. Упражнение «Сознавание Сэтгэл» Сэтгэл не является самостоятельной душевной силой – это понимаемое и проявляемое в жизни действие Ами, когда Ами находится в воплощенном состоянии и соединении с другими душевными силами (Сунесу, Сульде и Удхой). Однако, эта действующая сила проявляемая воплощенной Ами выполняет важную интегративную функцию по отношению к взаимодействию всех душевных сил и подлежит дополнительному осознаванию. Сэтгэл принимает участие в осознавании всего опыта человека, его смыслов, его действий, его самоощущения. Во всех предыдущих упражнениях сила Сэтгэл принимала участие, и именно в соответствии с этой силой и было что-то осознано. Если Сэтгэл по каким-то причинам травмируется (перегрузка, отравление, боль и т.д.) – человек «теряет сознание». Для осознания силы Сэтгэл примите удобное положение тела и начинайте наблюдать свои ощущения. Начните с наблюдения ощущений внешнего пространства – освещение … звуки … температура воздуха … предметы, которые воспринимает взгляд… При наблюдении внешнего пространства обратите внимание на те ощущения внутри тела, которые возникают в следствии наблюдения внешнего пространства – ощущения в мышцах … суставах … внутренних органах … ощущения дыхания … Теперь обратите внимание на те мысли и образы, которые приходят в следствии наблюдения внешнего пространства и ощущений тела … Просто наблюдайте поток мыслей и образов … Обратите внимание на то, что некоторые мысли связаны с пониманием чего-то наблюдаемого, а некоторые связаны с сомнением в правильности понимания или с непониманием … Попробуйте спокойно и максимально честно перед собой отметить свое понимание происходящего и так же честно отметить те мысли, которые связаны с непониманием чего-то или недостаточным пониманием. В понимании причинно-следственных связей между наблюдаемыми событиями, явлениями, ощущениями проявляется сила Сэтгэл (сила сознания). Эта сила позволяет интегрировать «картину мира», самоощущения, действия и жизнь в целом. Тренируется Сэтгэл (сила сознания) стремлением приведения в соответствие своих мыслей и слов с наблюдаемой действительностью. Поэтому, для здорового сознания важно как можно больше придерживаться правды. Ложь ослабляет интегративную силу Сэтгэл (силу сознания) и в следствии этого ослабления нарушаются взаимосвязи меду составляющими душевных сил.
Заключение Осознание всех душевных сил не является обязательной составляющей шаманской практики. Во многих этнических традициях шаманы придерживаются осознания и работы с какой-то частью душевных сил. Однако, опыт сознавания личных душевных сил расширяет возможности шамана. С точки зрения этнической психологии, интересным является вопрос осознания ценности в тех или иных культурах конкретных душевных сил. Анализ культурных особенностей этноса, с точки зрения осознания ценности данным конкретным народом определенных душевных сил, дает возможность понимания особенностей этнического менталитета и причин формирования некоторых форм социального поведения. Опыт сознавания состава душевных сил позволяет проводить анализ этнического менталитета не только шаманских культур, а и культур основанных на транснациональных мировых религиях. Эта возможность обусловлена тем, что все мировые религии и транснациональные культуры в своем историческом развитии имеют происхождения от шаманских практик. Например, в аврамических религиях сознается душевная составляющая Сульде, которая не перерождается после смерти. Поэтому в культуре народов принявших эти религии присутствуют эсхатологические мотивы и пессимизм. А в индуизме сознается преимущественно Ами, которая перерождается после смерти. Поэтому, в культурах народов, исповедующих разные варианты индуизма, доминируют космогонические мотивы и оптимизм. Это конечно, пример достаточно грубого и условного анализа, поскольку многие народы принявшие аврамические религии сохранили в определенной степени древний (доаврамический) менталитет. Так, например, русский менталитет основан на ведической культуре, имеющей космогоничекие мотивы и общий оптимистический контекст, который можно видеть в русских сказках и былинах. Принятие христианства и фактическое смешение христианских эсхатологических мотивов с народными космогоническими мотивами привело, по выражению русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева (1831–1891), к образованию феномена «оптимистического пессимизма». Таким образом, анализ этнического менталитета требует многослойного подхода с учетом наслоений и надстроек разных культур (часто диаметрально противоположных по смыслу) у одного народа. Литература:
10. Харнер М. Путь шамана. - М .: «Палантир», 1994. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|