"Термин "идеализация" обозначает процесс, в котором другой человек представляется абсолютно положительным, а также всесильным, благородным и мудрым, не имеющим ни одной черты, которая противоречила бы его совершенству, - ни одного из присущих обыкновенным людям "тёмных" пятен, например, ненависть, лживость, поверхностность в суждениях, склонность к манипулированию, зависть и т.п.). Процесс идеализации может прежде всего служить защитной цели, и тогда он предохраняет человека от переживания негативных эмоций..." (Н. Шварц-Салант "Нарциссизм и трансформация личности")
Способность к идеализации развивается у ребёнка из потребности в идеализации родителя, без которой ему крайне трудно было бы принимать (интегрировать) проявления дисциплинарной агрессии со стороны родителя (расщепление родителя на "плохой и "хороший"). Остаточные явления идеализации сохраняются у взрослого человека всю жизнь в виде способности влюбляться, у ребёнка идеализация родителя трансформируется из инфантильного представления - "мой папа (мама) всемогущий, он сделает всё для меня", "папа только мой" в зрелое - "я горжусь своим отцом, не смотря на...", "я и моя мать похожи", "мой отец любит меня, поэтому я верю, что я могу...", "я могу позаботиться о себе, так же, как это делала моя мать".
У некоторых личностей нарциссического склада эта особенность наиболее выражена в виде ожидания заботы о себе от аналитика (психолога). Например, клиент считает априори, что аналитик всегда понимает его и его жизненные обстоятельства и всегда пойдёт ему на уступки, снисхождение, подстроится под его нужды, потребности, жизненный уклад, если у него (пациента) нет возможности (желания) платить - предоставит рассрочку, чтобы пациент приходил во время на сессию, если он "забывает" время сессии, терапевт должен напомнить ему об этом заблаговременно, позвонив или написав смс, или если у пациента разрядился телефон, аналитик должен предоставить зарядное устройство, а также, чай, кофе, создать уют по вкусу пациента в кабинете, ну и, само собой, не критиковать, не оценивать, не напоминать о "больном" и всё это заранее знать и выполнять без обсуждений.
Получая "отпор" от аналитика, не желающего удовлетворять нарциссические потребности, а желающего их обсуждать, пациент ранится о разочарование и идеальный специалист тут же обесценивается, получая обвинения в жестокости, "уравнивая" психотерапевта с представителями иных сфер услуг и обрывает терапию.
Пациент приходит в терапию в состоянии "имаго" - предпереходного периода из инфантильной стадии ("куколка") развития во взрослую стадию ("Бабочка"), когда, при терапевтических условиях, он смог бы стать способен нести ответственность за свою жизнь и свои поступки, и оставаться в терапии, не смотря на разочарования в идеализируемом аналитике - это тот переходный шаг, который позволит ему совершить эту трансформацию, прогресс своего личностного развития.
Важно заметить, что зрелая идеализация в терапии необходима, это та вера пациента, в то, что его терапевт справится со всеми трудностями работы с ним, выдержит его (пациента) агрессивные эмоции, не впадёт в отчаяние, если терапия не будет "гладкой", не откажется от пациента, вынесет его боль и сопротивление, не будет осуждать, оскорблять, бить, "выносить мозг", наказывать, сравнивать с другими пациентами...Зрелая идеализация в кабинете - это доверие, та тонкая ниточка, через которую взаимообратно перетекает незримая энергия любви, симпатии, без которой не возможно соприкосновение на бессознательном и сознательном уровне двух людей в терапии.
Нарциссическая травма и как с ней жить
Особенности терапевтических отношений с нарциссической личностью