ЛЬГОТНАЯ (БЕСПЛАТНАЯ / НИЗКООПЛАЧИВАЕМАЯ) ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
В рабочей сетке многих опытных и востребованных психотерапевтов (как отечественных, так и зарубежных) есть несколько льготных часов для людей, которым трудно платить полную цену.
Но, если психотерапевт регулярно предлагает бесплатные сеансы, скидки, продлевает время сессии или не берёт оплату за пропуски сеансов – это повод задуматься – благо ли это для пациента и для его терапевтической работы или наоборот.
На это может быть ряд не очень здоровых причин.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ОЦЕНКИ СВОЕГО ТРУДА ТЕРАПЕВТОМ.
Возможно, это начинающий терапевт, который бесплатными первыми встречами или скидками пытается замотивировать пациента на работу.
Понятно, что все мы когда-то были начинающими, и само по себе это «не порок». Но это лучше обговаривать открыто!
Лично у меня вызывают уважение честные объявления на доске нашего института, примерно следующего формата: «Заканчиваю 2 ступень. Имею опыт работы ….. . Ищу клиента для написания сертификационной работы, которому могу оказать помощь в ….. . Стоимость часа работы 500 рублей» - здесь все прозрачно.
В другом сообществе, членом которого я являюсь, есть номер телефона психологической помощи, которую оказывают студенты, обучающиеся психотерапии. Цена со скидкой, и здесь тоже все честно и открыто.
Может быть, терапевт не уверен в себе, как в профессионале, и боится озвучить адекватную стоимость своего труда. Тогда ему с этим лучше разбираться в собственной терапии, и подращивать свой профессиональный уровень через супервизию, и все виды дальнейшего образования.
Меня иногда спрашивают: «Что – и первая сессии у вас платная?» - Конечно, это моё профессиональное время, которое оплачивается также, как и всё остальное время.
Бывает, что терапевт, конечно же, бессознательно использует пациента, низко оплачивающего его труд, решая за его счет свои проблемы – пытаясь создать себе образ «хорошего», «доброго», «отзывчивого» и получить за это признание пациента, чтобы повысить свою самооценку.
Или же терапевт может чувствовать себя одиноким, и тогда он таким образом получает эмоциональную подпитку - через благодарность, внимание и любовь пациента.
Терапевт, продлевающий время сеанса, не берущий деньги за пропущенные сессии, может бессознательно отыгрывать роль «доброго родителя» - такого, которого ему самому не хватало в детстве. И пытаться дать другому то, что не получил сам. Т.е., другими словами – через пациента подкармливать свою «голодную» часть, не получившую родительского внимания и заботы.
Такой же «добрый»)), как описывалось выше, терапевт, может опять-таки бессознательно избегать столкновения с негативными переносом – недовольством, раздражением, разочарованием пациента.
ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЬГОТНОЙ (БЕСПЛАТНОЙ / НИЗКООПЛАЧИВАЕМОЙ) РАБОТЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТА.
В вышеперечисленных случаях терапевт, также бессознательно, может ожидать от пациента какой-то особенной благодарности. В этом случае пациент "не имеет права" быть недовольным, разочарованным и выражать это – ведь терапевт «такой хороший» - он дарит бесплатно (или дёшево) ему свое время и внимание.
Пациент может бояться обидеть своим недовольством такого «святого человека».
И пациент оказывается в сложных условиях – ему трудно выражать агрессию терапевту (раздражение, разочарование, несогласие) – как же это сделать в адрес такого «замечательного человека»? И тогда в терапии блокируется проработка негативного переноса или затруднено выражение адекватного недовольства пациента какой-либо ошибкой терапевта.
Но пациент оказывается не только лишенным права выражать агрессию… Кроме этого, он не понимает, в каком виде он может выразить свою благодарность. И тогда он должен что-то придумывать с подарками, встречными услугами и т.д. Но в денежном эквиваленте благодарность выражать проще, не правда ли? Тут все ясно и определённо – согласно договору.
В противном случае между терапевтом и пациентом заключается бессознательный сговор – каждому нужно быть милым, приветливым и говорить только приятное.
А куда же тогда девается другая часть – которая может испытывать злость, обиду, разочарование, сомнение? Ей места в такой терапии, увы, не остается. А, если пациент выражает все это, то может остаться с чувством вины.
Ну, и во всех перечисленных примерах - как психотерапевт может научить пациента уважать свои границы, свое время, свой труд, если он сам не умеет уважать свои профессиональные границы и своё время? Может ли он в таком случае быть здоровым примером для пациента?
Подводя итог… Важно понимать, что адекватная оплата защищает пациента от многих трудностей и создает благоприятные условия для проведения терапевтической работы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.