|
Порочная цепь семейных схем: межпоколенческие эффекты психологических проблемАвтор статьи: Кармадонов Олег Анатольевич
Эмоциональные и поведенческие проблемы довольно частотно воспроизводятся в поколениях одной семьи. Феномен, известный давно, и объяснявшийся с использованием разных подходов, таких, как психодинамический, поведенческий, семейной динамики, теория привязанностей, социальная психология и теория научения. Обследовались, в частности, потомки людей, переживших холокост и ветеранов вьетнамской войны, в результате чего у второго поколения фиксировались: "чрезмерная идентификация и слияние идентичности с родителями; нарушенная самооценка, связанная с минимизацией собственного жизненного опыта по сравнению с родительской травмой; склонность к катастрофизации; беспокойство о том, что родительские травмы могут повториться, и поведенческие нарушения: тревожность, травматические кошмары, дисфория, чувство вины, сверхбдительность и трудности в межличностном функционировании" [Иегуда, с. 240]. Что характерно - у потомков степень "порушенности" была выражена значительно сильнее, чем у родителей. Была также зафиксирована распространенность посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) среди потомков людей с ПТСР. В последние два десятилетия исследовательский фокус все больше смещается от спекулятивных конструктов к исследованию биологических механизмов "вторичной травматизации", в частности - эпигенетических факторов, которые, возможно, определяют эту "порочную цепь". К таким факторам относят, прежде всего, условия агрессивной среды. Здесь были высказаны и частично подтверждены предположения о значительной роли в передаче травматического опыта как матери, так и отца, первой - через фетоплацентарные взаимодействия (влияние на плод в утробе), второго - через изменение в биологии зародышевых клеток (сперматозоидов). В целом, - "Хотя некоторые аспекты межпоколенческих травматических эффектов до сих пор остаются предметом дискуссий, вопрос о наличии клинически наблюдаемых межпоколенческих эффектов у потомков стал менее спорным в последние несколько лет в связи с растущим признанием универсальности этого явления" [Иегуда, с. 240]. С "межпоколенческими эффектами" встречается, вероятно, каждый практикующий психолог, использующий системный подход, предполагающий работу не только с пришедшим в терапию человеком, но и с членами его семьи (в случае необходимости и возможности, разумеется). Помимо клинической практики я лично столкнулся с "перекличкой поколений" при апробировании диагностического инструментария схема-терапии - Опросника схем Дж. Янга (YSQ-S3R) на популяции "обычных" (то есть, не обращавшихся за психологической помощью) людей. Надо сказать, что наличие общих для семьи схем уже отмечалось в контексте когнитивно-поведенческой психотерапии. Под ними, в частности, понимаются "разделяемые членами семьи убеждения, сформировавшиеся в результате многолетнего интегрированного взаимодействия в рамках этой семьи" [Dattilio, c. 215]. Отметим одновременно, что речь в данном случае ведется не о ранних дезадаптивных схемах, передающихся в поколениях, а о ригидных структурах, развивающихся в ходе совместной жизни у членов семьи. Межпоколенческие эффекты РДС не отмечаются и К. Симеоне-ДиФранческо с соавторами, акцентирующими внимание на их комплементарности, то есть, на тех случаях, когда дезадаптивные схемы партнеров "находят друг друга" - "заново испытав детские эмоции или пережив травмирующие ситуации. В результате они надолго застревают в нездоровых отношениях" [Симеоне-ДиФранческо, с. 89]. Например, "хорошо" сочетаются схемы уязвимости к физическому вреду и самопожертвования, покинутости и слитности с другими, грандиозности и подчинения, другие, в самых разных комбинациях. В нашей выборке (380 чел.) оказалось 12 семей, представленных двумя поколениями, чаще - мать-дочь/сын. Во всех (100%) случаях наблюдалась межпоколенческая трансмиссия того или иного комплекса схем. Варьировались состав РДС и степень их выраженности (тестовый показатель), но определенный их набор - от двух до шести схем - являлся разделяемым. Характерно, что общими чаще оказывались схемы, относящиеся к "обусловленным", то есть, возникшим в результате ущерба, нанесенного я-концепции человека в ходе развития (60% обследованных семей). Это схемы первых трех доменов: "Разобщенность и отвержение", "Нарушение личностной автономии" и "Нарушенные границы". Соответственно, на "необусловленные" семейные схемы (домены: "Направленность на других", "Сверхбдительность и подавление"), которые возникают как реакция совладания или избегания на активацию первичных схем приходятся 40%. Как именно передаются РДС от поколения к поколению сказать довольно сложно, здесь свои ответы могут предложить как указанные выше спекулятивные подходы, так и биологические исследования эпигенетических феноменов. Одновременно, как мне представляется, поведенческий подход и теория научения, в общем, не противоречат эпигенетике, а, скорее, дополняют её, поскольку исходят, по сути, из той же значимости средовых факторов. В этом случае можно предположить, что ранние дезадаптивные схемы передаются в качестве копинговых моделей через бессознательные эмоциональные и поведенческие реакции, и, вероятно, через частично или полностью сознательные и вербализованные когнитивные конструкты или суждения. В любом случае, межпоколенческая трансмиссия РДС представляет собой ту самую "порочную цепь", которая тянется от предков к потомкам, и создает специфичные эффекты, принимающие часто в архаичном сознании мистифицированный вид "уроков", "родовых проклятий" и "венцов". Цепь можно порвать. Правда, сначала её нужно осознать, разумеется. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|