Порочная цепь семейных схем: межпоколенческие эффекты психологических проблем

Эмоциональные и поведенческие проблемы довольно частотно воспроизводятся в поколениях одной семьи. Феномен, известный давно, и объяснявшийся с использованием разных подходов, таких, как психодинамический, поведенческий, семейной динамики, теория привязанностей, социальная психология и теория научения. Обследовались, в частности, потомки людей, переживших холокост и ветеранов вьетнамской войны, в результате чего у второго поколения фиксировались: "чрезмерная идентификация и слияние идентичности с родителями; нарушенная самооценка, связанная с минимизацией собственного жизненного опыта по сравнению с родительской травмой; склонность к катастрофизации; беспокойство о том, что родительские травмы могут повториться, и поведенческие нарушения: тревожность, травматические кошмары, дисфория, чувство вины, сверхбдительность и трудности в межличностном функционировании" [Иегуда, с. 240]. Что характерно - у потомков степень "порушенности" была выражена значительно сильнее, чем у родителей. Была также зафиксирована распространенность посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) среди потомков людей с ПТСР.

В последние два десятилетия исследовательский фокус все больше смещается от спекулятивных конструктов к исследованию биологических механизмов "вторичной травматизации", в частности - эпигенетических факторов, которые, возможно, определяют эту "порочную цепь". К таким факторам относят, прежде всего, условия агрессивной среды. Здесь были высказаны и частично подтверждены предположения о значительной роли в передаче травматического опыта как матери, так и отца, первой - через фетоплацентарные взаимодействия (влияние на плод в утробе), второго - через изменение в биологии зародышевых клеток (сперматозоидов). В целом, - "Хотя некоторые аспекты межпоколенческих травматических эффектов до сих пор остаются предметом дискуссий, вопрос о наличии клинически наблюдаемых межпоколенческих эффектов у потомков стал менее спорным в последние несколько лет в связи с растущим признанием универсальности этого явления" [Иегуда, с. 240].

С "межпоколенческими эффектами" встречается, вероятно, каждый практикующий психолог, использующий системный подход, предполагающий работу не только с пришедшим в терапию человеком, но и с членами его семьи (в случае необходимости и возможности, разумеется). Помимо клинической практики я лично столкнулся с "перекличкой поколений" при апробировании диагностического инструментария схема-терапии - Опросника схем Дж. Янга (YSQ-S3R) на популяции "обычных" (то есть, не обращавшихся за психологической помощью) людей. Надо сказать, что наличие общих для семьи схем уже отмечалось в контексте когнитивно-поведенческой психотерапии. Под ними, в частности, понимаются "разделяемые членами семьи убеждения, сформировавшиеся в результате многолетнего интегрированного взаимодействия в рамках этой семьи" [Dattilio, c. 215]. Отметим одновременно, что речь в данном случае ведется не о ранних дезадаптивных схемах, передающихся в поколениях, а о ригидных структурах, развивающихся в ходе совместной жизни у членов семьи. Межпоколенческие эффекты РДС не отмечаются и К. Симеоне-ДиФранческо с соавторами, акцентирующими внимание на их комплементарности, то есть, на тех случаях, когда дезадаптивные схемы партнеров "находят друг друга" - "заново испытав детские эмоции или пережив травмирующие ситуации. В результате они надолго застревают в нездоровых отношениях" [Симеоне-ДиФранческо, с. 89]. Например, "хорошо" сочетаются схемы уязвимости к физическому вреду и самопожертвования, покинутости и слитности с другими, грандиозности и подчинения, другие, в самых разных комбинациях.

В нашей выборке (380 чел.) оказалось 12 семей, представленных двумя поколениями, чаще - мать-дочь/сын. Во всех (100%) случаях наблюдалась межпоколенческая трансмиссия того или иного комплекса схем. Варьировались состав РДС и степень их выраженности (тестовый показатель), но определенный их набор - от двух до шести схем - являлся разделяемым. Характерно, что общими чаще оказывались схемы, относящиеся к "обусловленным", то есть, возникшим в результате ущерба, нанесенного я-концепции человека в ходе развития (60% обследованных семей). Это схемы первых трех доменов: "Разобщенность и отвержение", "Нарушение личностной автономии" и "Нарушенные границы". Соответственно, на "необусловленные" семейные схемы (домены: "Направленность на других", "Сверхбдительность и подавление"), которые возникают как реакция совладания или избегания на активацию первичных схем приходятся 40%. Как именно передаются РДС от поколения к поколению сказать довольно сложно, здесь свои ответы могут предложить как указанные выше спекулятивные подходы, так и биологические исследования эпигенетических феноменов. Одновременно, как мне представляется, поведенческий подход и теория научения, в общем, не противоречат эпигенетике, а, скорее, дополняют её, поскольку исходят, по сути, из той же значимости средовых факторов. В этом случае можно предположить, что ранние дезадаптивные схемы передаются в качестве копинговых моделей через бессознательные эмоциональные и поведенческие реакции, и, вероятно, через частично или полностью сознательные и вербализованные когнитивные конструкты или суждения.

В любом случае, межпоколенческая трансмиссия РДС представляет собой ту самую "порочную цепь", которая тянется от предков к потомкам, и создает специфичные эффекты, принимающие часто в архаичном сознании мистифицированный вид "уроков", "родовых проклятий" и "венцов". Цепь можно порвать. Правда, сначала её нужно осознать, разумеется.

Литература:
Иегуда Р., Лернер А. Межпоколенческая передача травматических эффектов: предполагаемая роль эпигенетических механизмов // Всемирная психиатрия. 2018. Т. 17. #3. С. 239-252.
Симеоне-ДиФранческо К., Редигер Э., Стивенс Б.А. Схема-терапия семейных пар. Практическое руководство по исцелению отношений. М.: Научный мир, 2017. - 400 с.
Dattilio, F.M., Collins, M.H. Cognitive-Behavioral Family Therapy, in: Leahy, R.L. (ed.) Science and Practice in Cognitive Therapy : Foundations, Mechanisms, and Applications. New York: The Guilford Press, 2018. pp. 214-232.

Порочная цепь семейных схем межпоколенческие эффекты психологических проблем
Иллюстрация: Эрленд Морк (Erlend Mørk).



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Открытость" и "закрытость" родительской семьи и совместимость супругов
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Кораблекрушения" или "Когда разрушаются семьи?"
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь