Ловушки комплементарного брака: феномены эмоциональной зависимости в паре

Автор статьи: Геннадий Малейчук

 

Ловушки комплементарного брака: феномены эмоциональной зависимости в паре

Ловушки комплементарного брака феномены эмоциональной зависимости в паре

Эмоциональную дыру в принятии и любви

комплементарными отношениями не заткнуть.

 

Комплементарный [фр. complementaire < лат. Comper – дополнять] – дополнительный, добавочный. (Подробно об этом можно прочитать в моей статье «Комплементарный брак» ).

Партнеры для таких отношений «подбираются» не случайно – каждый бессознательно ищет себе ту половинку, которая максимально подходит для удовлетворения своих детских базовых фрустрированных, как правило неосознаваемых потребностей. Комплементарные браки строятся на почве психологической дефицитарности его партнеров, и в силу этого обладают большой силой притяжения и эмоциональной насыщенностью. Партнеры в таких браках дополняют друг друга, подходят друг к другу, как пазлы. Отношения между партнерами в таком браке по своей сути являются зависимыми.

Зависимые отношения в паре – результат незавершенной сепарации от родительских фигур. Партнер для эмоционально зависимого используется как замещающий объект с целью удовлетворения своих детско-родительских потребностей. Следовательно, на первый план в таких отношениях выступают потребности детско-родительского спектра – в безусловной любви и в безоценочном принятии. Сказанное вовсе не означает, что вышеназванным потребностям нет места в зрелых партнерских отношениях, просто там они не являются доминирующими, как в случае описываемых отношений.

Вот наиболее яркие феномены эмоциональной зависимости, проявляемые в отношениях у партнеров в комплементарном браке:

Принятие всего на свой счет;

Желание оправдываться;

Склонность к обидам;

Легко возникающее чувство вины;

Желание быть оцененным партнером;

Желание получать одобрение от партнера.

Эмоционально зависимый человек в близких отношениях автоматически помещает себя в детскую позицию.

Из этой позиции от партнера по отношению к себе ожидаются установки полного принятия и безусловной любви (чего партнер, естественно, не может обеспечить – он ведь не его родитель!). С другой стороны, у него имеется ранний опыт постоянной фрустрации этих потребностей от близких людей.

В результате как только его партнер переходит черту близости, он автоматически попадает под родительскую проекцию. Он воспринимается как оценивающий, контролирующий, осуждающий, поучающий, обвиняющий, обижающий. И хоть это может иметь мало общего с реальностью другого человека, субъективная реальность, как водоворот засасывает в воронку прежнего опыта и становится для эмоционально зависимого человека его единственной реальностью.

Соответственно, практически любая реакция партнера интерпретируется эмоционально зависимым как оценка, контроль, осуждение, поучение, обвинение. К примеру, сообщение партнера с вопросом: «Ты где?» однозначно воспринимается как контроль с его стороны. Хотя это может быть интерес, беспокойство, забота, участие…

В отношениях такой человек привычно занимает детскую позицию, помещая эмоционально близкого другого в позицию родителя. Детская позиция в отношениях проявляется в приписывании партнеру некоторых бонусов, которые необходимо от него получить. Если партнер принимает эту позицию, то дальше начинается знакомая обоим партнерам игра: «Ты меня не любишь, не принимаешь, не понимаешь, не ценишь…»

Все это приводит к тому, что в таких отношениях появляется слишком много эмоций, их становится сложно удерживать и от этого в отношениях возникают частые конфликты практически на ровном месте. Но при этом комплементарные браки являются очень устойчивыми, партнеры буквально цепляются друг за друга.

Партнер

Как он оказывается в таких отношениях? Какие бонусы он получает в этой игре в близость?

Партнеру, попавшему в ловушку комплементарного брака, непросто. Его регулярно провоцируют, требуют от него постоянного внимания, включенности. С другой стороны, в приписываемой ему позиции есть много власти. Кроме этого, насыщенные эмоциями отношений с большим количеством страстей имитируют близость. Он попадает в ловушки «иллюзии власти» и «иллюзии близости».

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Эмоциональную дыру в принятии и любви комплементарными отношениями не заткнуть. Большое количество страстей в такого рода отношениях, как я писал выше, являются суррогатом близости, лишь имитируя ее. Что в таком случае можно сделать?

Практические советы:

1. Удерживаться от попадания в детскую позицию. Для этого важно распознавать свой автоматический паттерн поведенческих и эмоциональных реакций в близких отношениях. Если же точка попадания в детскую позицию проскакивается, то что-либо сделать становится уже сложно. Важно учиться еще до вступления в контакт осознанно не ставить себя в детскую позицию, сохраняя позицию презумпции своей невиновности и самопринятия.

2. Удерживаться в реальности «здесь и сейчас». Для этого необходимо в эмоционально насыщенных ситуаций контакта с партнером себе задавать себе рефлексивные вопросы: Кто Я, сколько мне лет, что я могу?

3. Формировать самопринятие – принятие своих качеств как допустимых, возможных, нужных без попыток избавиться от них. Чем больше удалось принять в себе тем лучше, тем целостнее, интегрирование, непротиворечивее становится ваша идентичность: Я – такой человек и я ок. Тогда есть на что опираться, появляется устойчивость.

Но начинать нужно не с этого…

Как правило, вышеперечисленные советы являются бесполезными без предварительной подготовки.

Перед этим необходимо проработать эмоционально-травматический опыт, который в свое время создал эту фиксацию на детской позиции, а так же выявить основные убеждения, связанные с таким поведением. За ролевым поведением и эмоциональными реакциями стоит устойчивая концепция Мира, включающая определенные установки в отношении близкого другого и себя. А за этим, в свою очередь, можно обнаружить индивидуальный опыт длительной фрустрации потребности в безусловном принятии и любви от родительских фигур.

Без этого предварительного этапа описанная выше работа будет неэффективной, а ее результаты неустойчивы. А это лучше делать с психотерапевтом.

Любите себя!

Для иногородних возможно консультирование и супервизия у автора статьи через интернет. Скайп Login: Gennady.maleychuk

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии

 



Просмотров: 311
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выстраивание эмоциональной близости в отношениях. Этап первый, узнавание друг друга
  • Если любимый эгоист и для него отстоять свою позицию важнее, чем быть с вами
  • Почему мы выбираем именно этого человека? 6 причин страдать в отношениях
  • Скука в длительных отношениях. Есть ли шанс у таких союзов?
  • Если в ваших отношениях этого нет, Вам могут начать изменять
  • Нарушения в детско-родительских отношениях, вызванные и напряженными отношениями между супругами
  • Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости: диалог в детско-родительских отношениях
  • Напряжение в эмоционально зависимых отношениях.
  • Детское всемогущество в эмоционально зависимых отношениях
  • Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много.
  • Экстренный план для внутренней работы в токсичных отношениях/ эмоциональной зависимости
  • Близость в отношениях. Ч.4. Выбор: меняться в отношениях или оставаться в обнимку со своей правдой.
  • Я и партнер в отношениях или Про понятие "свой/твой человек".
  • Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях
  • Как находиться в отношениях десятки лет и при этом не устать друг от друга?
  • Гармония в себе и в отношениях с другими. Позиции восприятия. (НЛП)
  • Почему в отношениях важно понимать друг друга
  • О чувстве вины и детско-родительских отношениях (случай)
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • О любви к себе, в отношениях, и как ее сохранить.
  • О свободе в отношениях и любви к себе
  • Признаки эмоциональной зависимости от любовного партнера и как помочь себе
  • К чему приводит ложь в отношениях. Главное правило счастливого брака.
  • Близость в отношениях. Ч.7. Близость к себе, про отношения Я+я. Практика
  • Любовь в отношениях рождается из любви к себе
  • Вся правда о деньгах, отношениях и любви к себе
  • О прощении. Еще раз о детско-родительских отношениях.
  • О прощении в детско-родительских отношениях.
  • Сказка о детско-родительских отношениях
  • Советы родителям подростков. Как помочь себе, если вы эмоционально не устойчивы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь