Ловушки комплементарного брака: феномены эмоциональной зависимости в паре
Эмоциональную дыру в принятии и любви комплементарными отношениями не заткнуть. Комплементарный [фр. complementaire < лат. Comper – дополнять] – дополнительный, добавочный. (Подробно об этом можно прочитать в моей статье «Комплементарный брак» ). Партнеры для таких отношений «подбираются» не случайно – каждый бессознательно ищет себе ту половинку, которая максимально подходит для удовлетворения своих детских базовых фрустрированных, как правило неосознаваемых потребностей. Комплементарные браки строятся на почве психологической дефицитарности его партнеров, и в силу этого обладают большой силой притяжения и эмоциональной насыщенностью. Партнеры в таких браках дополняют друг друга, подходят друг к другу, как пазлы. Отношения между партнерами в таком браке по своей сути являются зависимыми. Зависимые отношения в паре – результат незавершенной сепарации от родительских фигур. Партнер для эмоционально зависимого используется как замещающий объект с целью удовлетворения своих детско-родительских потребностей. Следовательно, на первый план в таких отношениях выступают потребности детско-родительского спектра – в безусловной любви и в безоценочном принятии. Сказанное вовсе не означает, что вышеназванным потребностям нет места в зрелых партнерских отношениях, просто там они не являются доминирующими, как в случае описываемых отношений. Вот наиболее яркие феномены эмоциональной зависимости, проявляемые в отношениях у партнеров в комплементарном браке: Принятие всего на свой счет; Желание оправдываться; Склонность к обидам; Легко возникающее чувство вины; Желание быть оцененным партнером; Желание получать одобрение от партнера. Эмоционально зависимый человек в близких отношениях автоматически помещает себя в детскую позицию. Из этой позиции от партнера по отношению к себе ожидаются установки полного принятия и безусловной любви (чего партнер, естественно, не может обеспечить – он ведь не его родитель!). С другой стороны, у него имеется ранний опыт постоянной фрустрации этих потребностей от близких людей. В результате как только его партнер переходит черту близости, он автоматически попадает под родительскую проекцию. Он воспринимается как оценивающий, контролирующий, осуждающий, поучающий, обвиняющий, обижающий. И хоть это может иметь мало общего с реальностью другого человека, субъективная реальность, как водоворот засасывает в воронку прежнего опыта и становится для эмоционально зависимого человека его единственной реальностью. Соответственно, практически любая реакция партнера интерпретируется эмоционально зависимым как оценка, контроль, осуждение, поучение, обвинение. К примеру, сообщение партнера с вопросом: «Ты где?» однозначно воспринимается как контроль с его стороны. Хотя это может быть интерес, беспокойство, забота, участие… В отношениях такой человек привычно занимает детскую позицию, помещая эмоционально близкого другого в позицию родителя. Детская позиция в отношениях проявляется в приписывании партнеру некоторых бонусов, которые необходимо от него получить. Если партнер принимает эту позицию, то дальше начинается знакомая обоим партнерам игра: «Ты меня не любишь, не принимаешь, не понимаешь, не ценишь…» Все это приводит к тому, что в таких отношениях появляется слишком много эмоций, их становится сложно удерживать и от этого в отношениях возникают частые конфликты практически на ровном месте. Но при этом комплементарные браки являются очень устойчивыми, партнеры буквально цепляются друг за друга. Партнер Как он оказывается в таких отношениях? Какие бонусы он получает в этой игре в близость? Партнеру, попавшему в ловушку комплементарного брака, непросто. Его регулярно провоцируют, требуют от него постоянного внимания, включенности. С другой стороны, в приписываемой ему позиции есть много власти. Кроме этого, насыщенные эмоциями отношений с большим количеством страстей имитируют близость. Он попадает в ловушки «иллюзии власти» и «иллюзии близости». ЧТО ДЕЛАТЬ? Эмоциональную дыру в принятии и любви комплементарными отношениями не заткнуть. Большое количество страстей в такого рода отношениях, как я писал выше, являются суррогатом близости, лишь имитируя ее. Что в таком случае можно сделать? Практические советы: 1. Удерживаться от попадания в детскую позицию. Для этого важно распознавать свой автоматический паттерн поведенческих и эмоциональных реакций в близких отношениях. Если же точка попадания в детскую позицию проскакивается, то что-либо сделать становится уже сложно. Важно учиться еще до вступления в контакт осознанно не ставить себя в детскую позицию, сохраняя позицию презумпции своей невиновности и самопринятия. 2. Удерживаться в реальности «здесь и сейчас». Для этого необходимо в эмоционально насыщенных ситуаций контакта с партнером себе задавать себе рефлексивные вопросы: Кто Я, сколько мне лет, что я могу? 3. Формировать самопринятие – принятие своих качеств как допустимых, возможных, нужных без попыток избавиться от них. Чем больше удалось принять в себе – тем лучше, тем целостнее, интегрирование, непротиворечивее становится ваша идентичность: Я – такой человек и я ок. Тогда есть на что опираться, появляется устойчивость. Но начинать нужно не с этого… Как правило, вышеперечисленные советы являются бесполезными без предварительной подготовки. Перед этим необходимо проработать эмоционально-травматический опыт, который в свое время создал эту фиксацию на детской позиции, а так же выявить основные убеждения, связанные с таким поведением. За ролевым поведением и эмоциональными реакциями стоит устойчивая концепция Мира, включающая определенные установки в отношении близкого другого и себя. А за этим, в свою очередь, можно обнаружить индивидуальный опыт длительной фрустрации потребности в безусловном принятии и любви от родительских фигур. Без этого предварительного этапа описанная выше работа будет неэффективной, а ее результаты неустойчивы. А это лучше делать с психотерапевтом. Любите себя! Для иногородних возможно консультирование и супервизия у автора статьи через интернет. Скайп Login: Gennady.maleychuk Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии |