Технология создания ложного Я

Автор статьи: Геннадий Малейчук

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЛОЖНОГО Я

 Технология создания ложного Я

Ложное Я оказываетсяболезненно зависимым от Другого,

пытаясь получить от него

любые подтверждения своего существования

 

Знаете, что самое страшное в семейном воспитании?

Нет, не оценки, не крики, не угрозы и даже не физическое наказание… Самое страшное в воспитании ребенка – это  игнорирование. Игнорирование, исходящее от самых близких и значимых людей – родителей.

Весь опыт людей с проблемами в привязанности красноречиво говорит об этом.

–  «Лучше бы наорали, даже бы отлупили ремнем – только бы не эта подчеркнутая холодная отстраненность!»

«Хоть знал бы, что получу за дело и все, «дело закрыто», а так чувствуешь себя пустым местом!»

–  «Тяжелее всего было выносить безразличие родителей, демонстрируемое ими в воспитательных целях».

Примерно такие фразы часто слышу от моих клиентов.

ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ИГНОРИРОВАНИЯ

Есть два типа игнорирования:

  • Игнорирование в воспитательных целях.
  • Игнорирование как следствие отсутствия привязанности к своему ребенку.

Игнорирование первого типа манипулятивно по сути.  Оно опаснее даже прямой агрессии, так как осуществляется «для блага ребенка». Осуществляемое под такой «приправой», оно способно обезоружить любого. Ребенок в результате таких воспитательных действий родителей получает следующий урок: Будь удобным. Такой как ты есть, ты здесь не нужен! Твои желания, чувства, мысли никому не интересны!

Наказание и игнорирование – это не одно и тоже. Наказывая ребенка, мы обращаем на него внимание, включаемся в ребенка эмоционально. Когда игнорируем – не замечаем, либо делаем вид, что не замечаем. В игнорировании скрыто послание «Меня нет для тебя, а тебя нет для меня! Я тебя не знаю! Кто ты такой вообще?». В случае игнорирования ребенок сталкивается с леденящей пустотой Ничто!

Игнорируется, не принимается, как правило, все спонтанное, непосредственное, живое – неудобное для родителей. Поддерживается же все удобное – предсказуемое, социально приличное. Так постепенно «стирается» подлинное, живое Я, замещаясь фальшивым, чуждым для Я.

Такой «педагогический прием» используется родителями, как правило, вследствие незнания, низкого уровня психологической грамотности и здесь есть еще шанс все исправить. Иногда достаточно даже психологического просвещения.

Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка фальшивого Я. Это, как правило, клиенты с нарциссической структурой личности.

Во втором случае все выглядит гораздо печальнее: родители здесь не способны к близости, безусловной любви. Они вследствие своего неблагополучного опыта взаимодействия со значимыми людьми сами имеют проблемы с привязанностью и неспособны эмоционально присутствовать в жизни ребенка. Результатом такого родительского воспитания является формирование у ребенка пустого Я. Таких клиентов иногда называют  пограничными.

В этом случае родителям показана глубокая терапия. Потенциальным родителям, которые не способны на такие «жертвы» для своего ребенка, я бы рекомендовал вообще не заводить детей, дабы не калечить их психику. Пусть это звучит и жестко.  

ПОСЛЕДСТВИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ИГНОРИРОВАНИЯ

В случае родительского игнорирования ребенок сталкивается со следующими последствиям:

  • Ситуация с проступком ребенка оказывается незавершенной и формирует у него чувство вины. Вина, которую невозможно искупить, она всегда остается в человеке, суммируется и накапливается. Человек чувствует себя «без права искупления». Такие люди и живут впоследствии с постоянно хронической виной, лишающей их возможности делать выбор.
  • Ребенок получает от родителей следующее послание: «Тебя нет, ты пустое место». Такого рода послание отнюдь не способствует формированию Я ребенка и его индивидуальности. 

Это примеры ситуации острого игнорирования ребенка. Они болезненны, травматичны. Не менее опасна ситуация хронического игнорирования, возникающая вследствие формального, функционального присутствия родителей в жизни ребенка. Ребенок в этой ситуации по сути не важен, он мешает, отвлекает, «путается под ногами». Это, как правило, второй тип игнорирования.

О ВАЖНОСТИ ДРУГОГО

Человеку, для того чтобы чувствовать себя психологически живым, переживать себя как Я, формировать Я, нужен Другой. Ему постоянно нужно, как в зеркалах, отражаться в Других, уточнять и корректировать свое Я. Наше сознание, наше Я, для того чтобы функционировать постоянно, должно отражаться о «плотность бытия». В противном случае это будет как луч фонарика, направленный в бездну. Неотраженное Я Другими Я не подтверждается, теряет свои границы и плотность и  сливается  с миром.

Так происходит, когда родители:

- игнорируют плачущего ребенка;

- не слышат его «Хочу»;

- наказывают его своим безразличием;

- формально (функционально) присутствуют в его жизни.

- пренебрегают им, не обращают внимания.

Подчеркнутое игнорирование, социальная изоляция, холодное равнодушие – механизмы «убивающие» индивидуальное Я. Такая ситуация нелегко переживается даже взрослым человеком. Не говоря уже о ребенке.

Чем меньше ребенок, тем важнее ему это отражающее присутствие. Маленький ребенок воспринимает мир через посредника – свою мать. Мать для ребенка и есть мир. Мать это делает через телесный, визуальный и эмоциональный контакт. Позже все большее значение начинает приобретать контакт вербальный. И если мать игнорирует ребенка – мир безмолвствует, и его Я не отражается, его просто нет. Далее таким отражающим, подтверждающим и наполняющим Я ребенка становится и отец. Если же значимые взрослые отстраненные, игнорирующие, неприсутствующие – Я ребенка оказывается пустым.

ПОДЛИННОЕ И ЛОЖНОЕ Я

Ложное Яфальшивое либо пустое. Пустое Я нуждается в наполнении. Ложное – в признании своей ценности. Но и то, и другое испытывает сильную нужду в Другом. Человек с ложным Я оказывается неспособным опираться на себя, становится болезненно зависимым от Другого, пытаясь получить любые незначительные подтверждения своего существования, цепляясь за Другого, жадно всматриваясь в его глаза.

Он оказывается зависимым от навязываемых общественных ценностей – модное, престижное, крутое.

Подлинное Я – фундамент индивидуальности. Опираться можно только на подлинное. Терапия в каком то смысле позволяет восполнять дефицит индивидуальности в обществе.

Психотерапия при первом рассмотрении может показаться антисоциальным проектом, так как приводит человека к встрече со своим Я, со своей индивидуальностью. Но если смотреть глубже, то становится очевидным, что общество движут именно индивидуальности.

Любите себя!



Просмотров: 278
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Игнорирование ребенка как форма насилия
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Как защитить своего ребенка и помочь ему отстоять себя
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • "Я своего ребенка знаю, он не такой" - о подростках
  • Как позволить индивидуальности ребенка развиваться?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как эмоции родителей влияют на психику ребенка?!
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь